г. Краснодар |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А32-21080/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-логистическая компания "ВВ"" (ИНН 2374002864, ОГРН 1162374050409) - Клочко С.Г. (доверенность от 15.10.2019), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю Республике Адыгея (ИНН 2311079945, ОГРН 1052306435719), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-логистическая компания "ВВ"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2019 по делу N А32-21080/2019, установил следующее.
ООО "Транспортно-логистическая компания "ВВ"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю Республике Адыгея (далее - управление) о признании недействительным предписания от 08.02.2018 N ВП158.
Решением суда от 17.09.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.12.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы наличием оснований для выдачи предписания.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на отсутствие у него статуса недропользователя земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:0701000:691, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СГЖ "Русь", бригада 5 (далее - спорный земельный участок). Участок находится в границах горного отвода ООО "КубаньИнерт" (арендатор), имеющего лицензию на право пользования недрами. Предписание неисполнимо, поскольку у общества отсутствует проект рекультивации спорного земельного участка.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что управление по распоряжению от 07.06.2018 N 09-09/ВП655 провело внеплановую выездную проверку общества по обращению ООО "Агрофирма "Прогресс"" о нарушении обществом земельного законодательства на принадлежащем ему спорном земельном участке.
19 июня 2018 года в ходе проверки управление установило, что в результате проведения земляных работ на площади приблизительно 15,0 га спорного земельного участка отсутствует плодородный слой почвы; глубина образовавшегося котлована 1,5 - 2,0 м, по краям котлована отсыпаны земляные отвалы высотой около 1,5 м, в которых визуально видно, что плодородный слой перемешан с подстилающими грунтами, песчано-гравийной смесью; произведено самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы.
27 июня 2018 года на спорный земельный участок выехали управление и специалисты ФГБУ "Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория", в присутствии понятых установлены местоположение границ, произведены замеры площади нарушенного участка, отбор почвенных проб (образцов) из отвала грунта (протокол отбора проб почвы от 27.06.2018).
05 июля 2018 года в Лабинский МО ВФН поступило письмо ФГБУ "Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория" с указанием координат спорного земельного участка в системе координат МСК 23 с приложением схемы расположения, конфигурации участков с каталогом координат, свидетельство о проверке геодезического оборудования.
Управление установило, что спорный земельный участок принадлежит обществу на праве собственности (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 29.05.2018 N 23/001/074/2018-2706).
По результатам проведенной проверки управление выявило нарушения земельного законодательства и законодательства об охране земель (почвы), в связи с чем выдало обществу предписание от 09.07.2018 о производстве до 09.10.2018 на спорном земельном участке комплекса организационно-хозяйственных и агротехнических мероприятий, направленных на восстановление нарушенного плодородного слоя почвы в соответствии с проектом рекультивации для вовлечения данного земельного участка в сельскохозяйственное производство.
08 февраля 2019 года управление провело внеплановую выездную проверку выполнения обществом ранее выданного предписания от 09.07.2018, по результатам которой выявило его неисполнение, выдано новое предписание от 08.02.2018 N ВП158 об устранении до 10.05.2019 выявленного нарушения.
Общество обжаловало предписание в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для удовлетворения заявленного обществом требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы (статья 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пункт 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс)).
Статьей 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделены на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1). Все названные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2).
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса).
Согласно статье 13 Земельного кодекса охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (пункт 1). В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (пункт 2).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (статья 42 Земельного кодекса).
Из системного толкования приведенных норм следует, что обязанность по сохранению и рациональному использованию земель возлагается, в первую очередь, на собственников земельных участков, лиц, осуществляющих их полномочия.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", действовавшем на момент выдачи предписания управления, рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Рекультивация представляет собой комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды (приложение N 6 к Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденным приказом Минприроды России N 525, приказ Роскомзема от 22.12.1995 N 67, действовавшие в момент выдачи спорного предписания).
Судебные инстанции установили и материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок с выявленными нарушениями на момент выдачи предписания принадлежал обществу на праве собственности. Генеральный план Владимирского сельского поселения, в соответствии с которым земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, утвержден решением Совета Владимирского сельского поселения Лабинского района от 27.01.2017 N 138/21. На момент приобретения обществом права собственности на спорный участок (26.09.2017) он относился к землям сельскохозяйственного назначения.
Общество (арендодатель) и ООО "КубаньИнерт" (арендатор) заключили договор от 01.11.2017, по условиям которого общество передало в аренду ООО "КубаньИнерт" спорный земельный участок площадью на 11 месяцев с возможностью продления на тот же срок в случае, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении.
Судебные инстанции установили, что общество на момент приобретения и последующей передачи спорного земельного участка в аренду знало о категории земельного участка, но не предприняло каких-либо мер, направленных на устранение условий для нарушения законодательства, в частности по переводу участка в земли промышленности, и отказу от предоставления земли в аренду до изменения его категории, тем самым нарушило условия использования земель сельскохозяйственного назначения, допустило их использование арендатором в целях добычи полезных ископаемых и не обеспечило их сохранность.
Отметив, что на момент проведения проверки и выдачи предписания принадлежность земельного участка обществу и порча плодородного слоя подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, суд сделал обоснованный вывод о наличии в рассматриваемом случае у управления оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания.
Законность первоначально выданного обществу предписания от 09.07.2019 подтверждена судебными актами по делу N А32-37539/2018.
Суд проверил и обоснованно отклонил довод общества о том, что спорный земельный участок в соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых от 18.07.2011 серии КРД80255ТЭ, выданной ООО "КубаньИнерт", является частью горного отвода, поскольку это не исключает обязанности соблюдения обществом как собственником спорного земельного участка действующего земельного и природоохранного законодательства в отношении принадлежащих ему земель сельскохозяйственного назначения.
Суд также отклонил довод общества об отсутствии у него обязанности по устранению нарушения плодородного слоя на спорном земельном участке со ссылкой на допущенные нарушения предыдущим его собственником, как документально не подтвержденный. Кроме того, приобретая (исходя из пояснений общества) земельный участок в состоянии, не отвечающем целям использования для ведения сельского хозяйства, общество приняло на себя все права и обязанности в отношении указанного участка, в том числе по обеспечению его надлежащего состояния и использованию его в соответствии с установленной категорией.
Суд правильно счел предписание принятым в пределах полномочий управления, а также обладающим признаками исполнимости. Доказательства обратного общество в материалы дела не представило.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2019 по делу N А32-21080/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", действовавшем на момент выдачи предписания управления, рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Рекультивация представляет собой комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды (приложение N 6 к Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденным приказом Минприроды России N 525, приказ Роскомзема от 22.12.1995 N 67, действовавшие в момент выдачи спорного предписания)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 июня 2020 г. N Ф08-2277/20 по делу N А32-21080/2019