г. Краснодар |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А32-18745/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ростстроймонтаж" (ИНН 6164281802, ОГРН 1086164007599) и заинтересованного лица - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 по делу N А32-18745/2019, установил следующее.
ООО "Ростстроймонтаж" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным отказ управления от 19.04.2019 N 04/6895 в объединении земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:0104002:84 и 23:33:0104002:125; возложить на заинтересованное лицо согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем объединения указанных участков;
- признать за обществом право на использование на условиях аренды земельного участка, образованного в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:0104002:84 и 23:33:0104002:125;
- указать на то, что решение является основанием для заключения дополнительного соглашения к договору аренды имущества от 31.12.2012 N 167-12/13, заключенного управлением и обществом, о предоставлении последнему в аренду без проведения торгов земельного участка, образованного путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:0104002:84 и 23:33:0104002:125;
- взыскать с управления 4 741 851 рубль 42 копейки излишне внесенной арендной платы.
Решением от 10.07.2019 обществу отказано в удовлетворении требования о взыскании с управления 4 741 851 рубля 42 копеек излишне внесенной арендной платы, в остальной части заявленные требования удовлетворены; распределены расходы по уплате государственной пошлины. Суд исходил из того, что при обращении в уполномоченный орган общество представило документы, необходимые для принятия положительного решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Общество на основании заключенного с управлением (путем проведения торгов) договора аренды приняло во владение и пользование имущественный комплекс, для полноценной эксплуатации которого необходима территория спорных земельных участков. В указанном соглашении не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, необходимый для эксплуатации недвижимого имущества, однако договор и конкурсная документация предусматривали обязанность общества оформить право арендатора на земельный участок, необходимый для эксплуатации имущественного комплекса в соответствии с его назначением.
Постановлением апелляционного суда от 30.10.2019 решение от 10.07.2019 изменено в части указания на то, что оно является основанием для заключения дополнительного соглашения к договору аренды имущества от 31.12.2012 N 167-12/13, заключенного управлением и обществом, о предоставлении последнему в аренду без проведения торгов земельного участка, образованного путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:0104002:84 и 23:33:0104002:125; в удовлетворении данного требования отказано. В остальной части решение оставлено без изменения. Апелляционный суд указал на то, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования в названной части, фактически подменяет уполномоченный орган государственной власти применительно к определению порядка и условий оформления прав заявителя на подлежащий образованию земельный участок. Форма и условия договора подлежат урегулированию и определению сторонами соответствующего договора, которые вправе обратиться в суд в порядке самостоятельного производства в случае возникновения преддоговорных споров. В остальной части судебная коллегия признала обоснованными выводы суда первой инстанции.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в уполномоченный орган обратилось неуполномоченной лицо, поскольку общество не является собственником сооружения, для эксплуатации которого необходимы спорные участки. Гидротехническое сооружение - пирс - расположено только на одном из спорных участков, поэтому основания для его объединения со вторым отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, а также просило рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 04.12.2013 на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2010 по делу N А32-2863/2009 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на пирс (литера I) площадью 3204,8 кв. м с кадастровым номером 23:33:0104002:58, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, п. Лермонтово, территория пляжа (свидетельство о государственной регистрации права от 04.12.2013, выписка из ЕГРН от 29.05.2019).
31 декабря 2012 года управление (арендодатель) и общество (арендатор) по результатам аукциона заключили договор N 167-12/13 аренды названного сооружения (пирса) для использования по назначению имущества на срок с 31.12.2012 по 30.12.2037.
В соответствии с пунктом 3.2.22 арендатор обязан в течение шести месяцев после вступления в силу договора осуществить соответствующие мероприятия по заключению договора аренды земельного участка, на котором расположен объект, составляющий предмет договора.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
После заключения договора аренды общество предпринимало меры к оформлению прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации пирса.
Земельный участок с кадастровым номером 23:33:0104002:125 площадью 1078 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Лермонтово, поставлен на кадастровый учет 27.06.2018. Согласно выписке из ЕГРН от 29.06.2019 в пределах данного земельного участка расположено сооружение (пирс);
на участок 27.06.2018 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, разрешенное использование участка - гостиничное обслуживание, причалы для маломерных судов.
Земельный участок с кадастровым номером 23:33:0104002:84 площадью 9600 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Лермонтово, поставлен на кадастровый учет 16.03.2013. Согласно выписке из ЕГРН от 29.06.2019 в пределах данного земельного участка объектов недвижимости не имеется, на участок 05.12.2018 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, разрешенное использование участка - гостиничное обслуживание, причалы для маломерных судов.
С целью объединения данных земельных участков для последующего заключения договора аренды, общество обратилось в управление с соответствующим заявлением.
Письмом от 19.04.2019 N 04/6895 управление отказало в утверждении схемы земельного участка, мотивируя тем, что эксплуатация сооружения с кадастровым номером 23:33:0104002:58 возможна в существующих границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0104002:125. Образование земельного участка для эксплуатации пирса путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:0104002:84 и 23:33:0104002:125 нецелесообразно.
Общество, полагая, что действия (бездействие) управления нарушают его законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В части отказа в удовлетворении заявленных требований судебные акты не обжалуются, поэтому не проверяются судом кассационной инстанции в соответствующей части (части 1 и 3 статьи 286 Кодекса).
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с таким требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.6 Земельного кодекса при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Исходя из пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса, в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
На основании статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом (пункт 13 статьи 11.10 данного Кодекса).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка дан в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 Кодекса).
В обоснование заявленных требований общество представило в материалы дела заключение от 10.10.2018 N 32/18 специалиста ООО "Черноморское управление берегозащитных и противооползневых работ" Банникова Н.М. Эксперт исследовал вопросы о том, какие мероприятия необходимо провести, чтобы сооружение "Пирс" могло быть надлежаще использовано по назначению, обеспечена его безопасность и какой должна быть площадь земельного участка для использования этого сооружения.
По результатам исследования специалист пришел к выводу о том, что для полноценной эксплуатации пирса необходима территория земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:0104002:84 и 23:33:0104002:125.
Заключением МУП "Архитектурно-градостроительный центр Туапсинского района" от 04.04.2019 N 58-МУП подтверждается возможность объединения земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:0104002:84 и 23:33:0104002:125.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, принимая во внимание заключение специалиста от 10.10.2018 N 32/18, учитывая, что в договоре аренды не определено передаваемое арендатору право на земельный участок, необходимый для эксплуатации пирса, однако названное соглашение и конкурсная документация к нему предусматривают обязанность общества оформить право аренды на земельный участок, необходимый для эксплуатации имущественного комплекса, принимая во внимание недоказанность заинтересованным лицом оснований для отказа заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка (образованного из участков с кадастровыми номерами 23:33:0104002:84 и 23:33:0104002:125) на кадастровом плане территории, суды правомерно удовлетворили заявленные требования в указанной части.
Доводы заинтересованного лица о том, что общество не обладает правом на подачу соответствующего заявления в связи с отсутствием у него титула собственника в отношении спорного имущественного комплекса (пирса), исследованы и правомерно отклонены судебными инстанциями.
В случаях, когда арендодатель является собственником земельного участка, на котором находится сдаваемое в аренду здание или сооружение, арендатору предоставляется право аренды земельного участка или предусмотренное договором аренды здания или сооружения иное право на соответствующий земельный участок. Если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования земельным участком, который занят зданием или сооружением и необходим для его использования в соответствии с его назначением (пункт 2 статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного согласование схемы размещения земельного участка, необходимого для эксплуатации пирса и предоставление обществу прав пользования данным участком, отвечает требованиям земельного законодательства и не нарушает прав собственника объекта недвижимости. Кроме того, аукционная документация на право аренды пирсом также предусматривала обязанность арендатора по оформлению прав на землю.
Ссылка подателя жалобы на то, что эксплуатация пирса возможна в существующих границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0104002:125, опровергается выводами специалиста, изложенными в заключении от 10.10.2018 N 32/18, которые заинтересованное лицо документально не опровергло, о проведении по делу судебной экспертизы не заявило, в связи чем несет соответствующие риски наступления для него неблагоприятных последствий (статья 9 Кодекса).
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы, касающиеся фактических обстоятельств данного спора и доказательственной базы по делу, не могут являться основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции, сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами представленных доказательств и сделанными на их основании выводами об обстоятельствах дела. Переоценка доказательств и установленных судами обстоятельств дела в суде кассационной инстанции не допускается.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 по делу N А32-18745/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом (пункт 13 статьи 11.10 данного Кодекса).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка дан в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса.
...
В случаях, когда арендодатель является собственником земельного участка, на котором находится сдаваемое в аренду здание или сооружение, арендатору предоставляется право аренды земельного участка или предусмотренное договором аренды здания или сооружения иное право на соответствующий земельный участок. Если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования земельным участком, который занят зданием или сооружением и необходим для его использования в соответствии с его назначением (пункт 2 статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 июня 2020 г. N Ф08-350/20 по делу N А32-18745/2019