г. Краснодар |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А32-24632/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - - Министерства труда и социального развития Краснодарского края (ИНН 2308027369, ОГРН 1022301220116) - Андрющенко А.А. (доверенность от 17.06.2019), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Хуторок" (ИНН 2354009540, ОГРН 1062354003238) - Ивановой Л.П. (доверенность от 14.01.2020), в отсутствие в судебном заседании третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (ИНН 2310024534, ОГРН 1022301619020), администрации Краснодарского края (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549), Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 62208 4, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хуторок" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2020 по делу N А32-24632/2019, установил следующее.
Министерство труда и социального развития Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ООО "Хуторок" (далее - общество) о взыскании 72 690 рублей субсидии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее - казначейство), администрация Краснодарского края (далее - администрация), Министерство финансов Российской Федерации.
Решением суда от 28.10.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.01.2020, заявление удовлетворено, с общества в пользу министерства взыскано 72 690 рублей субсидии и 2908 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы несоблюдением обществом условий предоставления субсидии, установленных договором от 04.12.2015 N 278 (далее - договор).
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что министерство за несколько месяцев до подписания договора от 04.12.2015 N 278 о предоставлении субсидии обладало информацией о приобретенном обществом оборудовании, а также личности принятого на работу лица. Карта реабилитации Винникова Г.А. не содержит рекомендации по созданию специального рабочего места. Министерство ежеквартально контролировало сохранение оборудования рабочего места. Подписанный акт о выполнении договорных обязательств подтверждает одобрение расходования обществом целевых денежных средств. Все требования реабилитации принятого на работу инвалида выполнены, а цели государственной программы достигнуты.
В отзывах на жалобу министерство и администрация просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.10.2013 N 1144 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Содействие занятости населения" Департамент труда и занятости населения Краснодарского края (далее - департамент) и общество заключили договор о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий на возмещение затрат на приобретение, установку и монтаж необходимого оборудования (оснащения) для создания нового или дооборудования имеющегося рабочего места для инвалида, в том числе в целях его модернизации (далее - договор).
Предметом договора являлось обязательство общества по оборудованию (оснащению)/дооборудованию одного рабочего места для инвалида и прием 1 (одного) человека на работу по направлению государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения Тихорецкого района", в связи с чем департаментом возмещаются затраты на приобретение, установку, монтаж необходимого оборудования (оснащения) имеющегося рабочего места для трудоустройства инвалида, в том числе в целях его модернизации, за счет средств, предусмотренных на эти цели.
Во исполнение договорных обязательств министерство платежным поручением от 09.12.2015 N 0275 перечислило предпринимателю 72 690 рублей.
На средства субсидии предприниматель приобрел оборудование: газонокосилку бензиновую "GARDENA 32Е", снегоуборочную машину "HYUNDAY S 6060". Акт о выполнении договорных обязательств подписан сторонами договора 14.12.2016.
Согласно подпункту 1 пункта 6 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.10.2015 N 993 "О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края" Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края реорганизовано путем присоединения к нему департамента.
В соответствии с подпунктом 1 пунктом 8 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.10.2015 N 993 "О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края" Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края переименовано в министерство.
По результатам проведенной в 2017 году проверки министерства казначейство выявило нарушения в виде нецелевого использования бюджетных средств, предоставленных обществу. Казначейство установило, что работодателями, в частности, обществом приобретено оборудование, не относящееся к оборудованию для создания специальных рабочих мест для инвалидов, и не соответствующее цели предоставления субсидии, что свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств.
На основании уведомления Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения от 16.06.2017 N 07-04-04/09-878 (далее - уведомление) и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 14.07.2017 N 536 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета" (далее - приказ N 536) Федеральным казначейством в соответствии со статьями 306.3, 306.4 Бюджетного кодекса исполнена бюджетная мера принуждения в отношении администрации путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Краснодарского края, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Краснодарского края, в сумме 580 740 рублей, которые в федеральный бюджет (в том числе 72 690 рублей, ранее перечисленных департаментом в виде субсидии обществу).
Министерство направило обществу требование от 14.01.2019 N 204-474/19-22.3-24 о добровольном возврате средств субсидии.
Поскольку общество в добровольном порядке спорные средства субсидии не возвратило, министерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного министерством требования.
Судебные инстанции установили, что по делу N А40-182923/2017 администрация обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным уведомления Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения от 16.06.2017 N 07-04-04/09-878 и приказа N 536.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 04.09.2018 по делу N А40-182923/2017 администрации отказано в удовлетворении заявленных требований.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2018 N 305-КГ18-21575 министерству отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
При рассмотрении данного дела суд установил неправомерное расходование бюджетных средств на указанные цели, в том числе и в отношении сотрудника Винникова Г.А. (инвалида 3 группы).
Суд установил приобретение обществом для приема на работу на должность дворника инвалида 3 группы газонокосилки бензиновой и снегоуборочной машины - обычного оборудования для придомовых хозяйственных работ.
При этом принятому на работу инвалиду 3 группы (Винников Г.А., возраст 59 лет) с нарушением опорно-двигательной функции установлены ограничения нагрузок на опорно-двигательный аппарат, что с учетом указанных медицинских показаний и закупленного оборудования является взаимоисключающим противоречием, поскольку недопустимо навешивать на опорно-двигательный аппарат такого инвалида дополнительную нагрузку в виде бензиновой газонокосилки, использование которой предполагает совершение поворотных движений по оси позвоночника, а также нагружать опорно-двигательный аппарат инвалида нагрузками, связанными с движениями по толканию тяжелого предмета вперед от себя. Этот довод подтверждается индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной ФГУ МСЭ от 21.07.2015 N 1425.0.23/2015 (раздел "Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда"). Названному лицу предусмотрены технические средства реабилитации в виде костылей подмышечных с устройством противоскольжения (рост 178 см).
Исследовав и оценив представленные в материалы данного дела доказательства, учитывая обстоятельства, установленные судом в деле N А40-182923/2017, суд сделал вывод о том, что обязательства по оборудованию (оснащению)/дооборудованию одного рабочего места для инвалида общество надлежащим образом не выполнило, чем нарушило условия предоставления субсидии, что является основанием для ее возврата.
Доводы общества о том, что министерство за несколько месяцев до подписания договора от 04.12.2015 N 278 о предоставлении субсидии обладало информацией о приобретенном обществом оборудовании, а также личности принятого на работу лица; ежеквартально контролировало сохранение оборудования рабочего места; подписанный акт о выполнении договорных обязательств подтверждает одобрение расходования обществом целевых денежных средств; все требования реабилитации принятого на работу инвалида выполнены, а цели государственной программы достигнуты, подлежат отклонению, поскольку опровергаются установленным по делу N А40-1829238/2017 обстоятельствам.
Так, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2018 N 305-КГ18-21575 отмечено, что целевым назначением субсидии из федерального бюджета являлось создание специальных рабочих мест для инвалидов, адаптированных к их потребностям и к ограничению их возможностей; трудоустройство инвалидов на такие места. Фактически субсидия направлялась на создание получившими ее юридическими лицами обычных рабочих мест и закупку обычного производственного оборудования, не имеющих специальных приспособлений для восполнения функций инвалидов.
Доводы о наличии у министерства сведений о категории приобретенного за счет субсидии имущества не свидетельствуют о ее целевом расходовании.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2020 по делу N А32-24632/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы общества о том, что министерство за несколько месяцев до подписания договора от 04.12.2015 N 278 о предоставлении субсидии обладало информацией о приобретенном обществом оборудовании, а также личности принятого на работу лица; ежеквартально контролировало сохранение оборудования рабочего места; подписанный акт о выполнении договорных обязательств подтверждает одобрение расходования обществом целевых денежных средств; все требования реабилитации принятого на работу инвалида выполнены, а цели государственной программы достигнуты, подлежат отклонению, поскольку опровергаются установленным по делу N А40-1829238/2017 обстоятельствам.
Так, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2018 N 305-КГ18-21575 отмечено, что целевым назначением субсидии из федерального бюджета являлось создание специальных рабочих мест для инвалидов, адаптированных к их потребностям и к ограничению их возможностей; трудоустройство инвалидов на такие места. Фактически субсидия направлялась на создание получившими ее юридическими лицами обычных рабочих мест и закупку обычного производственного оборудования, не имеющих специальных приспособлений для восполнения функций инвалидов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июня 2020 г. N Ф08-1982/20 по делу N А32-24632/2019