Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к Приказу
от 23.06.2022 года N 28 о/д
Руководство
по соблюдению обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору в рамках регионального государственного строительного надзора
Настоящее руководство по соблюдению обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - Комитет) в рамках регионального государственного строительного надзора (далее - строительный надзор) разработано в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и имеет целью предотвращение нарушений обязательных требований градостроительного законодательства, установленных законодательством Российской Федерации, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
1. Нормативно-правовое регулирование при осуществлении регионального государственного строительного надзора
1.1. В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Комитетом издан приказ от 23.06.2022 г. N 27 о/д "Об утверждении перечней нормативных правовых актов, содержащих требования, оценка соблюдения которых осуществляется Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору в рамках контрольной (надзорной) деятельности", которым утвержден перечень нормативных правовых актов, содержащих требования, оценка соблюдения которых осуществляется Комитетом в рамках строительного надзора.
Приказ Комитета от 23.06.2022 г. N 27 о/д размещен на официальном сайте Комитета в сети Интернет https://inspect.gov.karelia.ru.
Нормативные правовые акты, определяющие порядок и условия осуществления строительного надзора:
1) Федеральный закон N 248-ФЗ;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2161 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
3) постановление Правительства Республики Карелия от 21.12.2021 N 603-П "О некоторых вопросах осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Республики Карелия".
2. Объекты регионального государственного строительного надзора
2.1. Объектами строительного надзора (далее - объекты надзора) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - контролируемые лица), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) объекты капитального строительства, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и которые указаны в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
3. Региональный государственный строительный надзор
3.1. Комитет является органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным осуществлять строительный надзор в пределах компетенции, определенной Положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 N 368-П, а также Положением об осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 21.12.2021 N 603-П (далее - Положение N 603-П).
3.2. Предметом строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является соблюдение требований, установленных частью 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Предметом строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является соблюдение требований, установленных частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
3.3. Должностными лицами, уполномоченными на проведение строительного надзора в Республике Карелия являются:
Председатель - Главный государственный жилищный инспектор Республики Карелия;
Первый заместитель Председателя - первый заместитель Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия;
Заместитель Председателя - заместитель Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия;
Начальник инспекции регионального строительного и дорожного надзора;
Начальник инспекции - главный государственный инженер-инспектор.
3.4. Осуществление регионального государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В случае, если в соответствии с ГрК РФ при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в органы государственного строительного надзора извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ.
До представления полного пакета документов (за исключением документов, предусмотренных пунктами 1 и 5 части 5 статьи 52 ГрК РФ) региональный государственный строительный надзор не осуществляется.
Получение извещения о начале строительства со всеми документами является основанием для разработки уполномоченным должностным лицом Комитета программы проведения проверок и осуществления соответствующей процедуры в соответствии с ней.
Нарушение сроков направления извещения о начале строительства влечет за собой административную ответственность по части 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Таким образом, лицо, осуществляющее строительство, вправе приступить к работам по строительству или реконструкции не ранее, чем через семь рабочих дней после направления в орган государственного строительного надзора соответствующего извещения.
Застройщик (технический заказчик), лицо, осуществляющее строительство, обязаны осуществлять строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией и рабочей документацией.
В соответствии с частями 1,2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей; именно разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Частями 4-6 статьи 51 ГрК РФ определены органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, частью 7 определен перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство.
Предметом государственного строительного надзора в том числе является проверка наличия разрешения на строительство объектов капитального строительства. В случае выявления факта строительства, реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство, лицо, нарушившее обязательные требования будет привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций (часть 2 статьи 52 ГрК РФ).
Застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено статьей 52 ГрК РФ, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда (часть 3.1 статьи 52 ГрК РФ).
Несоблюдение данного требования влечет административную ответственность по части 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ.
При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства (часть 4 статьи 52 ГрК РФ).
Застройщик (технический заказчик), лицо, осуществляющее строительство, обязаны осуществлять строительный контроль в течение всего процесса строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в соответствии со ст. 53 ГрК РФ и Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468.
В процессе строительства, реконструкции лицо, осуществляющее строительство, в соответствии со статьями 52, 53 ГрК РФ должно выполнять следующие требования:
- лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями ГрК РФ), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов (статьей 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий);
обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия;
обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию (статьей 19.4.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора);
проводить строительный контроль;
обеспечивать ведение исполнительной документации (требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД 11-02-2006) утверждены приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128);
извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке (частью 2 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуведомление уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти о сроках завершения работ, которые подлежат проверке);
обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков (частью 6 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти; частью 3 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора органом исполнительной власти, недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства);
В статье 9.5 КоАП РФ отсутствует часть 6
обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов;
извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.
3.5. Осуществление регионального государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ.
При наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, строительный надзор осуществляется в отношении объектов, не указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ. В этом случае формирование программы проверок в соответствии с частью 14 статьи 54 ГрК РФ не осуществляется. Строительный надзор осуществляется без взаимодействия с контролируемым лицом, в форме инспекционного визита или выездной проверки.
В случае, если в рамках осуществления строительного надзора органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется такое разрешение) или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления такого факта направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 ГрК РФ.
3.6 Ответственность за нарушение обязательных требований, подлежащих исполнению при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства.
По результатам проведенной проверки при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, могут быть приняты следующие решения:
о выдаче техническому заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении нарушений обязательных требований, которые обязаны исполнить предписание в указанный в предписании срок; неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ;
о привлечении технического заказчика, застройщика, подрядчика (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ.
Административная ответственность за нарушение обязательных требований, подлежащих обязательному исполнению при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства, предусмотрена статьями 6.3, 8.1, 9.4, 9.5, 9.5.1 (в части административных правонарушений, совершенных лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства), частью 3 статьи 9.16, статьей 14.44, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, статьей 19.7, частями 1, 2, 2.1, 6, 6.1 и 9 статьи 20.4 КоАП РФ.
По результатам проведенной проверки при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, также может быть принято решение о привлечении к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ.
Анализ правоприменительной практики Комитета в рамках строительного надзора показывает, что наиболее распространенные нарушения обязательных требований связаны с отступлениями от требований проектной документации лицами, осуществляющими строительство; ненадлежащее осуществление строительного контроля; несвоевременное направление извещения о начале строительства; осуществление строительства, реконструкции без полученного в установленном законе порядке разрешения на строительство; нарушения, допущенные при организации строительных работ, ненадлежащее ведение исполнительной документации.
В целях предупреждения совершения нарушений обязательных требований при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства Комитет рекомендует:
осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с разрешением на строительство;
обеспечивать своевременное направление извещения о начале работ в Комитет;
обеспечивать своевременное предоставление в Комитет уведомления об изменении сроков завершения работ, подлежащих проверке согласно программе проведения проверок;
выполнение работ по договорам о строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должно производиться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ;
организацию выполнения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства по договорам строительного подряда должны обеспечивать специалисты по организации строительства (главные инженеры проектов);
при строительстве реконструкции объектов капитального строительства, линейных объектов должно быть обеспечено соблюдение требований проектной документации;
должно обеспечиваться своевременное проведение строительного контроля на всех этапах строительства, в том числе входного, операционного, приемочного контроля;
должно обеспечиваться своевременное оформление исполнительной документации в соответствии с установленными требованиями приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 года N 1128, а также приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7;
должно быть обеспечено оформление актов скрытых работ и журналов производства работ непосредственно при проведении работ, а также присутствие ответственных лиц при проведении таких работ; при осуществлении строительного контроля необходимо выполнять все мероприятия и требования, предусмотренные разделом 7 СП 48.13330.2011 "Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНИП 12-01-2004";
имеющиеся нарушения должны устраняться в установленные сроки с принятием мер по их недопущению и с соблюдением запрета на продолжение работ до составления актов об их устранении;
не допускать эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию;
обеспечивать выполнение распоряжения о проведении проверки (обеспечивать доступ на строительную площадку, предоставлять необходимую документацию, оказывать содействие в проведении проверки) и предписания Комитета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.