г. Краснодар |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А63-13382/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном в режиме вэб-конференции (онлайн-заседание), при участии от истца - индивидуального предпринимателя Шендрик Вадима Геннадьевича (ИНН 261401805720, ОГРНИП 305263502000179) - Рудь Н.Н. (доверенность от 31.05.2019), от ответчика - министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644) - Яценко Е.П. (доверенность от 11.02.2020), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "СХП им. С.В. Луценко Пролетарская Воля Солуно-Дмитриевское" (ИНН 2603000830, ОГРН 1182651013555), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 по делу N А63-13382/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Шендрик Вадим Геннадьевич (далее -предприниматель) обратился в арбитражный суд к министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство), обществу с ограниченной ответственностью "СХП им. С.В. Луценко Пролетарская Воля Солуно-Дмитриевское" (далее - общество) с исковым заявлением, в котором просил признать недействительными результаты аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:17:101202:27, 26:17:101401:7, 26:17:101203:90, 26:17:101301:2.
Иск основан на положениях статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Требования мотивированы нарушением порядка проведения торгов, в допуске к участию к которым предпринимателю министерством необоснованно отказано со ссылкой на подачу заявки по форме, не установленной в извещении о проведении аукциона.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.10.2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020, требования удовлетворены. Результаты аукциона, проведенного министерством на основании приказа от 25.03.2019 N 270, по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:17:101202:27 (лот N 1), 26:17:101401:7 (лот N 2), 26:17:101203:90 (лот N 3), 26:17:101301:2 (лот N 4) признаны недействительными. В порядке применения последствий недействительности сделок признаны недействительными договоры, заключенные с обществом по результатам аукциона, проведенного министерством на основании приказа от 25.03.2019 N 270, по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:17:101202:27 (лот N 1), 26:17:101401:7 (лот N 2), 26:17:101203:90 (лот N 3).
Суды установили, что приказом министерства от 25.03.2019 N 270 утверждена документация об аукционе на право заключения договоров аренды сроком на 25 лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Ставропольского края: площадью 299 338 кв. м, кадастровый номер 26:17:101202:27, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Солуно-Дмитриевское. Участок находится примерно в 0,3 км от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Андроповский район, с. Солуно-Дмитриевское, (лот N 1) для сельскохозяйственного производства (далее - лот N 1); площадью 109 538 кв. м, кадастровый номер 26:17:101401:7, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Солуно-Дмитриевское. Участок находится примерно в 0,5 км от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Андроповский район, с. Солуно-Дмитриевское, (лот N 2) для сельскохозяйственного производства (далее - лот N 2); площадью 330 тыс. кв. м, кадастровый номер 26:17:101203:90, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Солуно-Дмитриевское. Участок находится примерно в 0,2 км от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Андроповский район, (лот N 3) для сельскохозяйственного производства (далее - лот N 3); площадью 3 276 848 кв. м, кадастровый номер 26:17:101301:2, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 5,4 км от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Андроповский район, с. Солуно-Дмитриевское, ул. Мира, дом 70, (лот N 4) для сельскохозяйственного производства (далее - лот N 4). Информация о проведении аукциона размещена министерством на сайте в сети интернет http://torgi.gov.ru. Дата и время начала приема заявок: 26.03.2019 10:00, дата и время окончания приема заявок: 24.04.2019 17:00. Предпринимателем для участия в аукционе поданы заявки. Согласно протоколу заседания комиссии 26.04.2019 N 45 по проведению торгов (аукционов) по продаже имущества, в том числе земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края и по проведению торгов (аукционов) на право заключения договоров аренды в отношении имущества, в том числе земельных участков, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, о результатах рассмотрения заявок, поступивших на участие в аукционе и признании претендентов участниками аукциона предпринимателю отказано в допуске к участию в аукционе. Отказ основан на положениях подпункта 1 пункта 8 статьи 39.12 Земельного кодекса и мотивирован отсутствием заявки на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме. Из протоколов NN 46 - 49 следует, что победителем аукциона признано общество, с которым министерством заключены договоры аренды земельных участков по лотам NN 1 - 3, зарегистрированные управлением Росреестра по Ставропольскому краю. По лоту N 4 договор аренды министерством с обществом не заключен. В связи с этим решением управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 05.07.2019 по делу N 8-РНУА/2019 общество включено в реестр недобросовестных участников аукциона. Ссылаясь на незаконность решения министерства об отказе в допуске к участию в аукционе, предприниматель оспорил результаты торгов в судебном порядке. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 38, 39.11, 39.12 Земельного кодекса, статей 167, 168, 448, 449 Гражданского кодекса. В извещении о проведении торгов в форме аукциона, являющимся приложением N 1 к приказу N 270, указано, что для участия в аукционе заявители представляют в определенный срок заявку на участие в аукционе по установленной в форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка. Форма заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка также утверждена министерством приложением к приказу. В соответствии с утвержденной формой в заявке заявитель указывает фамилию, имя, отчество, номер и серию паспорта, орган, которым паспорт выдан, дату выдачи паспорта, индивидуальный номер налогоплательщика физического лица, подающего заявку. Согласно протоколу N 45 заседания комиссии по проведению торгов (аукционов) по продаже имущества истцу отказано в допуске к участию в аукционе в связи с непредставлением необходимых для участия в аукционе документов (отсутствует заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме). Из представленных в дело материалов следует, что в заявках предприниматель не указал индивидуальный номер налогоплательщика. Отражение данного реквизита предусмотрено формой заявки, утвержденной приказом N 270. Однако требование об утверждении формы заявки не предусмотрено статьей 39.12 Земельного кодекса и в силу пункта 3 данной статьи требование о предоставлении индивидуального номера налогоплательщика не следует из закона, учитывая, что иные представленные истцом данные позволяют надлежаще идентифицировать предпринимателя как участника торгов. Следовательно, отказ министерства в допуске предпринимателя к участию в аукционе является незаконным и нарушающим права (интересы) последнего. Установив, что ответчикам по лотам NN 1 - 3 заключены договоры аренды земельных участков, суд первой инстанции в порядке применения последствий признал данные договоры аренды недействительными сделками. Судебные расходы распределены по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Министерство обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Предпринимателем не предоставлена заявка на участие в аукционе по форме, установленной в извещении о проведении аукциона. Данная форма в обязательном порядке должна содержать сведения об индивидуальном номере налогоплательщика претендента (физического лица), ввиду чего заявка предпринимателя была законно отклонена организатором торгов. Судебные инстанции при разрешении спора ошибочно исходили из того, что отсутствие в заявке участника торгов индивидуального номера налогоплательщика не может являться самостоятельным (достаточным) основанием для отказа в допуске к участию в аукционе. Несмотря на возможность идентификации участника аукциона по персональным данным, отраженным им в заявке, сведения об индивидуальном номере налогоплательщика участника необходимы для внесения его в реестр недобросовестных участников аукциона, в случае уклонения от подписания договора по результатам проведенных торгов. Таким образом, включение в форму заявки на участие в аукционе такого реквизита, как индивидуальный номер налогоплательщика, является правомерным, а отклонение министерством заявки предпринимателя - законным.
Предприниматель в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Истец поддерживает вывод судебных инстанций о том, что отсутствие в поданных заявках информации об индивидуальном номере налогоплательщика не может являться самостоятельным основанием для отказа в допуске предпринимателя к участию в аукционе. Отраженные в заявке участника персональные данные позволяют полностью его идентифицировать, что означает незаконность отклонения министерством заявки, поданной предпринимателем.
От общества отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель министерства, присутствующий в арбитражном суде округа, поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель предпринимателя, участвовавший в онлайн-заседании по видеосвязи, возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Общество, извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителя в суд округа не обеспечило.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей министерства и предпринимателя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, приказом министерства от 25.03.2019 N 270 утверждена документация об аукционе на право заключения договоров аренды сроком на 25 лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Ставропольского края (лоты NN 1 - 4).
Информация о проведении аукциона размещена министерством на сайте в сети интернет http://torgi.gov.ru. Дата и время начала приема заявок: 26.03.2019, 10:00, дата и время окончания приема заявок: 24.04.2019, 17:00.
Предпринимателем в установленный срок поданы заявки на участие в аукционе.
Согласно протоколу заседания комиссии 26.04.2019 N 45 по проведению торгов (аукционов) по продаже имущества, в том числе земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края и по проведению торгов (аукционов) на право заключения договоров аренды в отношении имущества, в том числе земельных участков, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, о результатах рассмотрения заявок, поступивших на участие в аукционе и признании претендентов участниками аукциона предпринимателю отказано в допуске к участию в аукционе. Данное решение принято уполномоченным органом на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.12 Земельного кодекса и мотивировано непредставлением заявки на участие в аукционе по форме, установленной в извещении о проведении торгов.
Из итоговых протоколов N N 46 - 49 следует, что победителем аукциона признано общество, с которым министерством заключены договоры аренды земельных участков по лотам NN 1 - 3, зарегистрированные управлением Росреестра по Ставропольскому краю.
Относительно лота N 4 договор аренды министерством и обществом не заключен, в связи с чем решением управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 05.07.2019 по делу N 8-РНУА/2019 общество включено в реестр недобросовестных участников торгов.
Предприниматель, ссылаясь на незаконность решения министерства об отказе в допуске его к участию в аукционе, оспорил результаты торгов в судебном порядке.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, закреплен в статье 39.11 Земельного кодекса. Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. Аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 статьи 39.11 Земельного кодекса. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности урегулировано статьей 39.12 Земельного кодекса.
Для участия в аукционе заявители представляют в указанный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; документы, подтверждающие внесение задатка. Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов (пункты 1, 3 статьи 39.12 Земельного кодекса).
Заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях: непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе; подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду; наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона (пункт 8 статьи 39.12 Земельного кодекса).
В соответствии с положениями статьи 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункты 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса).
В пункте 44 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено следующее. Споры о признании публичных торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку.
В пунктах 70 и 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" указано, что с иском в суд о признании публичных торгов недействительными может обратиться любое заинтересованное лицо. В частности, такими лицами могут быть: участники торгов; лица, не имевшие возможности участвовать в публичных торгах из-за допущенных, по их мнению, нарушений правил их проведения; иные лица, обосновавшие свой интерес в оспаривании публичных торгов. Приведенный в пункте 1 статьи 449 Гражданского кодекса перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. К таким основаниям, в частности, относится необоснованное недопущение к участию в публичных торгах. Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
По результатам исследования представленных сторонами доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции исходили из следующего. В извещении о проведении торгов в форме аукциона, являющимся приложением N 1 к приказу N 270, отражено, что для участия в аукционе заявители представляют в определенный срок заявку на участие в аукционе по установленной форме. В соответствии с утвержденной приказом N 270 формой заявитель указывает в заявке фамилию, имя, отчество, номер и серию паспорта, орган, которым паспорт выдан, дату выдачи паспорта, идентификационный номер налогоплательщика физического лица, подающего заявку. Между тем, требование о представлении копий документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан), имеет целью подтвердить ту информацию, которую претендент заполняет в графе "заявитель", то есть фамилию, имя, отчество, номер и серию паспорта и т.д. Указанные предпринимателем в заявке персональные данные позволяют полностью его идентифицировать. Отсутствие в поданной заявке идентификационного номера налогоплательщика не может служить действительным основанием к отказу в допуске претендента к участию в аукционе. Следовательно, у министерства отсутствовали законные основания для отклонения заявки предпринимателя. Допущенные министерством нарушения проведения аукциона, выразившиеся в неправомерном отклонении заявок одного из участников торгов, являются существенными. Поэтому судебные инстанции признали итоги аукциона (по спорным лотам) недействительными, как и заключенные по их результатам договоры аренды.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы министерства (о наличии законных оснований для отклонения заявок предпринимателя, в которых отсутствовали все сведения, необходимые для его участия в аукционе), повторяют возражения министерства на исковое заявление и доводы апелляционной жалобы. Данные доводы проверялись судами при разрешении спора и правомерно ими отклонены как не основанные на законе и не соответствующие фактическим обстоятельствам спора. Приведенные министерством доводы носят формальный характер и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и (или) процессуального права, а сводятся к иному (неверному) пониманию подателем жалобы норм действующего законодательства. Ссылаясь в жалобе на пункты 29 и 30 статьи 39.12 Земельного кодекса, министерство не учитывает, что на организатора торгов возложена обязанность запрашивать сведения в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивать сведения о них, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (пункт 3 статьи 39.12 Земельного кодекса). Единая система межведомственного электронного взаимодействия функционирует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия". Следовательно, у министерства имеется законная возможность получить сведения, необходимые в последующем для направления сведений, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 29 статьи 39.12 Земельного кодекса, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти для включения в реестр недобросовестных участников аукциона. Предложенное министерством понимание (толкование) норм статьи 39.12 Земельного кодекса ведет к созданию дополнительных препятствий для участников торгов (новых оснований для формального отклонения поданных претендентами заявок на участие в аукционах), что не соответствует не только положениям земельного законодательства, но и законодательству о защите конкуренции.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 по делу N А63-13382/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы министерства (о наличии законных оснований для отклонения заявок предпринимателя, в которых отсутствовали все сведения, необходимые для его участия в аукционе), повторяют возражения министерства на исковое заявление и доводы апелляционной жалобы. Данные доводы проверялись судами при разрешении спора и правомерно ими отклонены как не основанные на законе и не соответствующие фактическим обстоятельствам спора. Приведенные министерством доводы носят формальный характер и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и (или) процессуального права, а сводятся к иному (неверному) пониманию подателем жалобы норм действующего законодательства. Ссылаясь в жалобе на пункты 29 и 30 статьи 39.12 Земельного кодекса, министерство не учитывает, что на организатора торгов возложена обязанность запрашивать сведения в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивать сведения о них, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (пункт 3 статьи 39.12 Земельного кодекса). Единая система межведомственного электронного взаимодействия функционирует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия". Следовательно, у министерства имеется законная возможность получить сведения, необходимые в последующем для направления сведений, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 29 статьи 39.12 Земельного кодекса, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти для включения в реестр недобросовестных участников аукциона. Предложенное министерством понимание (толкование) норм статьи 39.12 Земельного кодекса ведет к созданию дополнительных препятствий для участников торгов (новых оснований для формального отклонения поданных претендентами заявок на участие в аукционах), что не соответствует не только положениям земельного законодательства, но и законодательству о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июня 2020 г. N Ф08-2657/20 по делу N А63-13382/2019