Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу департамента
образования и науки
Брянской области
от 15.12.2022 г. N 1600
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования на 2023 год
I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Департамент образования и науки Брянской области (далее - Департамент) осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования.
Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования регламентировано:
Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" (далее - Положение).
Указом Губернатора Брянской области от 29.01.2013 N 70 "О переименовании департамента общего и профессионального образования Брянской области".
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Департаментом осуществляется федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении следующих контролируемых лиц:
1) дошкольные образовательные организации;
2) общеобразовательные организации;
3) профессиональные образовательные организации;
4) организации дополнительного образования;
5) организации дополнительного профессионального образования;
6) организации, осуществляющие обучение;
7) иные юридические лица;
8) индивидуальные предприниматели.
В соответствии с частью 4 статьи 93 Федерального закона N 273-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода.
Объектами контроля по состоянию на 15.12.2022 являются 1113 контролируемых лиц, которые отнесены к следующим категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска): низкий риск - 1080 объектов; средний риск - 33 объекта; высокий риск - объекты отсутствуют.
Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год было запланировано проведение 5 проверок. В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", приказом Департамента от 14.03.2022 N 303 исключены все плановые проверки, запланированные на март-ноябрь 2022 года из вышеуказанного плана.
На основании пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" Департаментом проведено 4 контрольных (надзорных) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (мониторинга безопасности):
1) мониторинг внесения сведений в ФИС ФРДО общеобразовательными организациями, реализующими основные общеобразовательные программы - образовательные программы основного общего и среднего общего образования (приказ от 28.02.2022 N 243);
2) наблюдение за соблюдением обязательных требований к размещению и обновлению информации на официальных сайтах общеобразовательных организаций Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (приказ от 13.04.2022 N 458);
3) наблюдение за соблюдением обязательных требований к размещению и обновлению информации на официальных сайтах общеобразовательных организаций Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (приказ от 25.08.2022 N 998);
4) наблюдение за соблюдением обязательных требований к размещению и обновлению информации на официальных сайтах общеобразовательных организаций Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (приказ от 20.09.2022 N 1145).
По итогам проведенных мониторингов в адрес руководителей образовательных организаций направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
В соответствии письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования (далее - Рособрнадзор) от 17.06.2022 N 02-185 Департаментом совместно с Рособрнадзором проведен мониторинг внесения образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам среднего общего образования, и профессиональными образовательными организациями, сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации выпускникам 2021/2022 учебного года в ФИС ФРДО.
В ходе данного мониторинга были выявлены факты неправомерной выдачи аттестатов с отличием выпускникам, прошедшим государственную итоговую аттестацию по программам среднего общего образования и набравшим менее 70 баллов по учебному предмету "Математика" профильного уровня. Аттестаты о среднем общем образовании с отличием, выданные данным выпускникам, признаны недействительными.
При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям, является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Профилактическая работа осуществлялась Департаментом в рамках Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования на 2022 год департамента образования и науки Брянской области (далее - Программа профилактики), утвержденной приказом Департамента от 10.12.2021 N 1670.
Программа профилактики размещена на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на официальном сайте Департамента в сети "Интернет" размещена и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация:
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
5) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
6) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
7) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
8) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
9) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики департамента образования и науки Брянской области;
10) доклад об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2021 году.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, пунктом 16 Положения, 306 контролируемым лицам были объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в связи с наличием у Департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ, пунктом 22 Положения в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, Департаментом проведено 7 обязательных профилактических визитов в целях информирования контролируемого лица об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В соответствии с частью 6 статьи 45 Федерального закона N 248-ФЗ 1 контролируемое лицо отказалось от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Департамент установленный данным законом срок.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Федерального закона N 248-ФЗ по инициативе 39 контролируемых лиц проведены профилактические визиты в форме профилактической беседы как по месту осуществления их образовательной деятельности, так и путем использования видео-конференц-связи.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона N 248-ФЗ в течение 2022 года осуществлено 253 консультирования контролируемых лиц по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе:
1) с порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
2) с периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) с порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
4) с порядком обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования.
В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ, в целях профилактики нарушений обязательных требований Департаментом за отчетный период проведено публичное обсуждение правоприменительной практики.
В целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований на официальном сайте Департамента также размещены следующие документы и сведения:
1) методические рекомендации по внесению сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (ФИС ФРДО) в случае необходимости корректировки ранее внесенных данных;
2) информация о видах документов об образовании, документов об обучении, документов об образовании и квалификации, документов о квалификации, действующих в определенный период времени;
3) информация об организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки с 01.01.2023;
4) информация об особенностях реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств как основного вида деятельности детских школ искусств и особенности реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств с 01.03.2022;
5) информация по обучению в дошкольных образовательных организациях детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной или компенсирующей направленности;
6) информация об изменениях в Программах подготовки водителей в 2022 году.
В отчетном году были также организованы и проведены круглые столы, семинары, вебинары, селекторные совещания.
Проведенные профилактические мероприятия позволили достигнуть отчетных показателей, предусмотренных Программой профилактики:
1) все контролируемые лица информируются об обязательных требованиях, принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, порядке проведения контрольных (надзорных) и профилактических мероприятиях, их правах и обязанностях, ответственности по итогам проведения контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, путем размещения сведений и документов на сайте Департамента;
2) по всем поступившим обращениям сотрудниками отдела государственного надзора в сфере образования и отдела государственной аккредитации и лицензирования Департамента даны разъяснения, в том числе посредством размещения разъяснений по однотипным обращениям на официальном сайте департамента образования;
3) в установленный вышеуказанным Положением срок приказом от 04.05.2022 N 569 утвержден и размещен на официальном сайте Департамента доклад о правоприменительной практике;
4) по результатам мониторингов безопасности 306 контролируемым лицам выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
5) доля, контролируемых лиц, охваченных обязательными профилактическими визитами, составила 100%.
По состоянию на 19.12.2022 Департамент объявил и направил контролируемым лицам предостережения о недопустимости следующих нарушений обязательных требований:
1) правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении" - 73 предостережения;
2) правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации - 233 предостережения.
По результатам рассмотрения возражения в отношении предостережения, объявленного муниципальному бюджетному образовательному учреждению Витемлянской средней общеобразовательной школе, Департаментом принято решение об отказе в удовлетворении возражения в отношении данного предостережения.
II. Цели и задачи реализации Программы профилактики
Программа профилактики направлена на предупреждение нарушения контролируемыми лицами обязательных требований; снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Целями реализации Программы профилактики являются:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
4) повышение прозрачности системы осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
5) снижение административной нагрузки на контролируемых лиц.
Задачами реализации Программы профилактики являются:
1) формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной (надзорной) деятельности;
2) повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
3) выявление факторов угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований;
4) определение способов устранения причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований и их реализация.
Ill. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок (периодичность) проведения мероприятия |
Ожидаемый результат |
Ответственный исполнитель |
1. Информирование | ||||
1.1. |
Поддержка в актуальном состоянии на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующих сведений: 1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования; 2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, о сроках и порядке их вступления в силу; 3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; 4) утвержденные проверочные листы; 5) порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; 6) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска |
В течение года |
Создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц |
Отдел государственного надзора в сфере образования Отдел государственной аккредитации и лицензирования |
|
Повышение информированности о способах их соблюдения |
|
||
|
Формирование единого понимания и применения обязательных требований в сфере образования |
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
7) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; |
|
|
|
|
8) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; |
|
|
|
|
9) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; |
|
|
|
|
10) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц. |
|
|
|
2. Обобщение правоприменительной практики | ||||
2.1. |
Подготовка проекта доклада о правоприменительной практике и его размещение на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для публичного обсуждения |
До 30.04.2022 |
Обеспечение информационной открытости и прозрачности федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования |
Отдел государственного надзора в сфере образования Отдел государственной аккредитации и лицензирования |
2.2. |
Утверждение доклада о правоприменительной практике и его размещение на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
До 01.06.2022 |
Единство практики применения обязательных требований |
|
3. Объявление предостережения | ||||
3.1. |
Направление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований в сфере образования |
При наличии у Департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
Минимизация возможных рисков нарушений обязательных требований |
Отдел государственного надзора в сфере образования Отдел государственной аккредитации и лицензирования |
4. Консультирование | ||||
4.1. |
Консультирование контролируемых лиц по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе: |
При поступлении в Департамент обращения контролируемого лица о проведении консультирования, в том числе в рамках профилактического визита |
Повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц |
Отдел государственного надзора в сфере образования Отдел государственной аккредитации и лицензирования |
|
с порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий; |
|
|
|
|
с периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий; |
|
|
|
|
с порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий; |
|
|
|
|
с порядком обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования |
|
|
|
5. Профилактический визит | ||||
5.1. |
Проведение профилактических визитов в отношении контролируемых лиц, в том числе |
В течение года |
Понимание и выполнение контролируемыми лицами обязательных требований в сфере образования |
Отдел государственного надзора в сфере образования Отдел государственной аккредитации и лицензирования |
|
в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности; |
|
|
|
|
в отношении контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска |
|
|
|
|
по инициативе контролируемого лица |
В течение месяца с момента обращения контролируемого лица |
|
|
IV. Показатели результативности и эффективности Программы профилактики
N п/п |
Наименование показателя |
Целевые значения показателя/формула расчета показателя |
Единица измерения |
Показатель (max) |
1. |
Информирование контролируемых лиц |
НПАразм./НПАутв. * 100% НПАразм. - объем актуальных сведений, размещенных на официальном сайте в сети "Интернет" Департамента в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ; НПАутв. - объем актуальных сведений, подлежащих размещению на официальном сайте в сети "Интернет" Департамента в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ |
Процент |
100 |
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
Дразм./Добяз. * 100% Дразм. - количество подготовленных и размещенных докладов о правоприменительной практике; Добяз.- количество обязательных для размещения докладов о правоприменительной практике в соответствии со статьей 476 Федерального закона N 248-ФЗ |
Процент |
100 |
3. |
Объявление предостережения |
(П1+П2)/П * 100% П - общее количество предостережений; П1 - количество предостережений без возражений; П2 - количество предостережений с возражениями, по которым было отказано в удовлетворении |
Процент |
100 |
4. |
Доля осуществленных консультирований контролируемых лиц |
Кпров./Кобр * 100% Кпров. - количество проведенных должностными лицами консультирований контролируемых лиц; Кобр - количество обратившихся контролируемых лиц для получения консультаций |
Процент |
100 |
5. |
Доля проведенных профилактических визитов |
Кпров./Кпл. * 100% Кпров. - количество фактически проведенных профилактических визитов (обязательных, по инициативе контролируемых лиц); Кпл. - общее количество профилактических визитов, необходимых к проведению |
Процент |
100 |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента образования и науки Брянской области от 15 декабря 2022 г. N 1600 "Об утверждении Программы профилактики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.