г. Краснодар |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А32-40075/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Герасименко А.Н.,
судей Андреевой Е.В. и Мацко Ю.В.,
при участии в судебном заседании от публичного акционерного общества "Кубаньэнерго" - Смотрова О.А. (доверенность от 26.12.2019), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Москаленко Г.В. (доверенность от 18.05.2020), от филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Краснодарский краевой радиотелевизионный передающий центр" - Шконда А.В. (доверенность от 18.12.2019),
рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Кубаньэнерго" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2019 по делу N А32-40075/2019,
установил следующее.
ПАО "Кубаньэнерго" (далее - общество, сетевая организация) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконными постановления от 30.07.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-435/2019 и представления от 30.07.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 26.09.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.11.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов сделаны по неполно исследованным обстоятельствам дела.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель сетевой организации поддержал доводы жалобы и дополнения к жалобе, просил судебные акты отменить, принять новый об удовлетворении заявленных требований. Представитель управления и ФГУП "РТРС" просили судебные акты оставить без изменения, просили учесть судебную практику по аналогичной ситуации.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в связи с необходимостью повышения категории надежности электроснабжения ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "РТРС") обществу направлена заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ для размещения и обслуживания объекта сети цифрового наземного вещания, расположенного по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, Южненское сельское поселение, пос. Южный, ул. Нагорная (далее - объект).
Заявка зарегистрирована обществом 28.12.2018 под N АдЭС-113/6609 (далее - заявка).
По результатам рассмотрения указанной заявки общество письмом от 10.01.2019 N АдЭС/120/39 уведомило о необходимости предоставления недостающих документов, а именно: плана расположения энергопринимающих устройств, в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В ответ на указанное уведомление ФГУП "РТРС" в адрес общества письмами от 21.01.2019 N 129 (вх. от 31.01.2019 N АдЭС/113/440) и от 30.01.2019 N б/н (вх. от 30.01.2019 N АдЭС/113/408) направлены недостающие сведения и документы.
По результатам рассмотрения заявки с учетом дополнительных сведений и документов общество в адрес ФГУП "РТРС" направило письмо от 15.02.2019 N АдЭС/120/308, в котором указано об отсутствии в заявке сведений о наличии нагрузок, искажающих форму кривой электрического тока и вызывающих несимметрию напряжения в точках присоединения в соответствии с подпунктом "ж" пункта 9 Правил N 861, в связи с чем сетевая организация приостановила рассмотрение заявки до поступления недостающих сведений и документов.
Во исполнение указанных требований письмом от 05.03.2019 N 670 (вх. от 07.03.2019 N АдЭС/113/1145) ФГУП "РТРС" уведомило сетевую организацию об отсутствии запрошенной нагрузки и предоставило повторно сведения об ЭПУ объекта.
Письмом от 24.04.2019 N 1258 ФГУП "РТРС" в адрес общества направило претензию (вх. от 24.04.2019 N КЭ/1200/2259), в которой указало на отсутствие проекта договора и технических условий в срок, предусмотренный пунктом 15 Правил N 861.
В ответ на претензию в адрес ФГУП "РТРС" направлено письмо от 15.05.2019 N АдЭС/113/1330 "О рассмотрении заявки по вопросу 2 категории надежности", в соответствии с которым сетевая организация не находит оснований для изменения категории надежности Заявителя с III на II, так как объект заявителя не относится к производственным объектам, перерыв в работе которого приведет к недопустимым нарушениям технологического процесса производства.
В управление поступило обращение ФГУП "РТРС" на действия сетевой организации.
По результатам рассмотрения указанной жалобы антимонопольный орган установил в действиях общества нарушение пункта 15 Правил N 861.
Антимонопольным органом в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении N 023/04/9.21-435/2019 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
По результатам проведения административного расследования антимонопольным органом 30.07.2019 принято оспариваемое постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-435/2019 в размере 600 тыс. рублей. Также управление вынесло представление от 30.07.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, полагая их незаконными и подлежащими отмене, общество обратилось в суд.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как установлено пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правилами N 861 установлены порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 данных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 14 (1) Правил N 861 технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Таким образом, необходимую категорию надежности в соответствии с пунктом 14(1) Правил N 861 определяет заявитель (а не сетевая организация) и указывает ее в заявке.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2009 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" ФГУП "РТРС" обеспечивает эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов через спутниковые и наземные линии связи до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала, на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого между названным ФГУП и лицами, осуществляющими в установленном порядке деятельности по телевизионному вещанию и радиовещанию обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов (вещателями), а также обеспечения передачи сигналов ГО и ЧС на территории Краснодарского края.
Также в соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2009 N 985, ФГУП "РТРС" обеспечивает население Российской Федерации многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных телерадиоканалов заданного качества и повышения эффективности функционирования телерадиовещания.
Согласно пунту 15 Правил N 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе, посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Сетевая организация в течение 3-х рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12-14 Правил N 861. В случае отсутствия сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12-14 ПравилN 861, сетевая организация не позднее 3-х рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20-ти рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20-ти рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3-х рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований общества.
Суды правомерно исходили из того что, поскольку дата предоставления в полном объеме недостающих сведений к заявке - 07.03.2019, сетевая организация должна была направить в адрес ФГУП "РТРС" заполненный и подписанный проект договора в 2-х экземплярах и ТУ в срок до 22.03.2019.
Суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества нарушения пункта 15 Правил N 861.
Изложенные в кассационной жалобе доводы общества о том, что заявки предприятия на технологическое присоединение содержат требования о создании второй категории надежности электроснабжения, тогда как указанные в заявках объекты должны быть отнесены к первой категории надежности, подлежат отклонению, поскольку из пункта 14.1 Правил N 861 следует, что отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Также судами обоснованно отклонены доводы общества о злоупотреблении ФГУП "РТРС" своими гражданскими правами, поскольку право последнего на обращение в сетевую организацию с заявкой об изменении категории надежности электроснабжения энергопринимающих устройств и обязанность общества по принятию и рассмотрению такой заявки с составлением и направлением проекта договора об осуществлении технологического присоединения в конкретные сроки прямо предусмотрены положениями Правил N 861, а общество в рассматриваемом случае не представлены какие-либо надлежащие доказательства того, что вменяемое противоправное бездействие вызвано предупреждением либо устранением опасности, непосредственно угрожающей личности и правам каких-либо лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства.
Суды указали, что общество, как лицо, занимающее доминирующее положение и являющееся владельцем объектов электросетевого хозяйства, допустившее нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и установленного порядка подключения (технологического присоединения), является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных законом требований в части порядка технологического присоединения, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности.
Суды приняли во внимание, что управление не допустило нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не выявлены; срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек; доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 600 тыс. рублей или повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности также отсутствуют.
Суды отметили, что о пренебрежительном отношении общества к исполнению обязанностей свидетельствует повторность привлечения к административной ответственности, в связи с чем основания для признания правонарушения малозначительным и снижения штрафа ниже низшего предела, определенного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, не усматриваются.
Суды правильно исходили из того, что поскольку спариваемое представление внесено управлением в порядке части 1 статьи 29.13 КоАП РФ, вопрос о правомерности внесения представления связан с вопросом о законности привлечения общества к административной ответственности, установлением причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению. Так как событие вмененного обществу правонарушения и вина непосредственно юридического лица в совершении допущенного им правонарушения является доказанной, то управление в пределах предоставленных ему полномочий правомерно внесло представление, исполнение которого имеет своей целью на будущее устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 данного Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2019 по делу N А32-40075/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды отметили, что о пренебрежительном отношении общества к исполнению обязанностей свидетельствует повторность привлечения к административной ответственности, в связи с чем основания для признания правонарушения малозначительным и снижения штрафа ниже низшего предела, определенного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, не усматриваются.
Суды правильно исходили из того, что поскольку спариваемое представление внесено управлением в порядке части 1 статьи 29.13 КоАП РФ, вопрос о правомерности внесения представления связан с вопросом о законности привлечения общества к административной ответственности, установлением причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению. Так как событие вмененного обществу правонарушения и вина непосредственно юридического лица в совершении допущенного им правонарушения является доказанной, то управление в пределах предоставленных ему полномочий правомерно внесло представление, исполнение которого имеет своей целью на будущее устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июня 2020 г. N Ф08-2141/20 по делу N А32-40075/2019