В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом Ярославской области от 26 июня 2008 г. N 28-з "О бюджетном процессе"
Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной долговой политики Ярославской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области, курирующего вопросы организации деятельности администрации Губернатора области.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
М.Я. Евраев |
Утверждены
постановлением Правительства области
от 09.10.2023 N 1015-п
Основные направления государственной долговой политики Ярославской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
1. Общие положения
Основные направления государственной долговой политики Ярославской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - долговая политика) определяют основные направления деятельности по управлению государственным долгом Ярославской области (далее - государственный долг).
2. Итоги реализации государственной долговой политики Ярославской области за 2022 год и истекший период 2023 года
По итогам 2022 года объем государственного долга составил 48 406,6 млн рублей, или 60,6 процента доходов областного бюджета, без учета безвозмездных поступлений.
Рост объема государственного долга по сравнению с предыдущим годом составил 15,7 процента, что обусловлено предоставлением бюджетных кредитов муниципальным образованиям области для погашения долговых обязательств по рыночным заимствованиям за счет средств бюджетного кредита из федерального бюджета, а также привлечением из федерального бюджета инфраструктурного бюджетного кредита.
Основные показатели, характеризующие государственный долг, приведены в таблице:
N п/п |
Наименование показателя |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Дефицит областного бюджета, млн рублей |
1 190,4 |
873,4 |
1 896,9 |
профицит |
1 863,5 |
2. |
Отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, процента |
2,1 |
1,5 |
3,2 |
- |
2,3 |
3. |
Государственный долг на конец года, млн рублей |
37 174,0 |
37 483,2 |
39 592,6 |
41 849,6 |
48 406,6 |
4. |
Отношение объема государственного долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, процента |
66,4 |
65,9 |
67,8 |
57,7 |
60,6 |
5. |
Отношение объема "рыночного" долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, процента |
40,3 |
41,5 |
40,6 |
18,5 |
15,0 |
Погашение и обслуживание долговых обязательств области осуществлялось в установленный срок и в полном объеме.
Расходы на обслуживание государственного долга за 2022 год составили 1 145,3 млн рублей, или 1,1 процента расходов областного бюджета (за 2021 год - 1 978,4 млн рублей, или 2,2 процента расходов областного бюджета).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2022 г. N 815 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2022 год" в 2022 году из федерального бюджета был предоставлен бюджетный кредит в сумме 7 169 млн рублей в целях погашения долговых обязательств области и муниципальных образований области по рыночным заимствованиям.
Средства бюджетного кредита были направлены на предоставление соответствующих бюджетных кредитов муниципальным образованиям области в сумме 5 942,5 млн рублей, а также в соответствии с установленными сроками на частичное погашение задолженности (погашение амортизационной части) по государственным облигациям области.
Предоставление указанного бюджетного кредита позволило полностью погасить рыночный долг муниципальных образований области, сократить расходы на обслуживание государственного и муниципального долга на 468,7 млн рублей, а также снизить текущую долговую нагрузку областного и местных бюджетов по погашению долговых обязательств.
Привлечение в областной бюджет рыночных заимствований в 2022 году не осуществлялось.
В результате по итогам 2022 года рыночный долг области сократился до 15 процентов доходов областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений) по сравнению с 18,5 процента за 2021 год.
В 2022 году за счет средств предоставленного из федерального бюджета инфраструктурного бюджетного кредита началось финансирование трех инфраструктурных проектов: "Ростов Великий - духовный центр России", "Ревитализация исторической части города Углич Ярославской области", "Проект комплексной застройки территории в районе пересечения Ленинградского проспекта и ул. Малая Норская в МКР N 15 в Дзержинском районе г. Ярославля", которое было продолжено в текущем году.
Структура государственного долга области за 2022 год сложилась следующим образом: бюджетные кредиты из федерального бюджета составляют в общем объеме государственного долга 75,2 процента, государственные облигации области - 24,8 процента, кредиты кредитных организаций отсутствуют. В структуре государственного долга за 2022 год долгосрочные заимствования составляют 100 процентов.
В структуре государственного долга области на 01.10.2023 бюджетные кредиты из федерального бюджета составляют 79,9 процента, государственные облигации области - 20,1 процента, кредиты кредитных организаций отсутствуют.
По оценке Министерства финансов Российской Федерации, Ярославская область в 2022 и текущем году отнесена к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.
Национальное рейтинговое агентство "Эксперт РА" в 2022 году повысило кредитный рейтинг Ярославской области по национальной рейтинговой шкале на уровне "ruА-", а в текущем году подтвердило его.
3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
Долговая политика определяется макроэкономической ситуацией, сложившейся в Российской Федерации и Ярославской области, а также действующим налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации.
К макроэкономическим факторам, влияющим на реализацию долговой политики, относится также денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком Российской Федерации, в том числе принимаемые решения по уровню ключевой ставки.
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
- условия соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении области бюджетных кредитов из федерального бюджета, в том числе с учетом заключенных дополнительных соглашений о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам;
- необходимость достижения целей и решения задач, определенных Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года, поручениями Президента Российской Федерации, а также Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в рамках реализации национальных и федеральных проектов;
- необходимость обеспечения реализации инфраструктурных проектов.
4. Цели и задачи долговой политики
Основной целью долговой политики, как и в предыдущие годы, будет поддержание объема и структуры государственного долга на уровне, позволяющем обеспечить сбалансированность областного бюджета, своевременное исполнение долговых обязательств и возможность социально-экономического развития области.
Основными задачами в сфере долговой политики останутся:
- обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки;
- снижение уровня долговой нагрузки на областной бюджет в среднесрочной перспективе;
- обеспечение оптимальной структуры государственного долга по видам долговых обязательств и срокам их погашения;
- обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания государственного долга с учетом ситуации на финансовом рынке.
5. Основные направления долговой политики
В связи с указанными выше целями и задачами основными направлениями долговой политики являются:
- осуществление заимствований с учетом фактического исполнения областного бюджета;
- обеспечения равномерной нагрузки по погашению и обслуживанию государственного долга по годам;
- осуществление операций по активному управлению государственным долгом в целях снижения расходов на его обслуживание;
- дальнейшее финансовое обеспечение реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов, определенных и прошедших отбор в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
- использование механизма управления остатками средств на счетах по учету средств областного бюджета;
- информационная открытость долговой политики.
6. Инструменты реализации долговой политики
В качестве инструментов реализации долговой политики рассматриваются как бюджетные кредиты из федерального бюджета, так и рыночные заимствования.
Привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета планируется в целях дальнейшей реализации в регионе инфраструктурных проектов.
Для поддержания текущей ликвидности областного бюджета будет осуществляться привлечение бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.
Привлечение рыночных заимствований планируется осуществлять в целях погашения долговых обязательств области.
Будет продолжена практика привлечения кредитов кредитных организаций в форме возобновляемых кредитных линий.
Использование государственных облигаций области в качестве долгового инструмента в среднесрочной перспективе будет рассматриваться с учетом ситуации на финансовом рынке.
7. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом
В условиях сохранения повышенной волатильности на финансовом рынке существенными рисками при реализации долговой политики остаются риск рефинансирования ранее принятых долговых обязательств и процентный риск.
Основными мерами по минимизации указанных рисков будут принятие решений по привлечению заемных средств на основе анализа текущего и ожидаемого исполнения областного бюджета, ситуации на финансовом рынке, а также контроль за структурой государственного долга в целях формирования равномерного графика погашения долговых обязательств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ярославской области от 9 октября 2023 г. N 1015-п "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Ярославской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 9 октября 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 11 октября 2023 г. N 7600202310110006
газета "Документ-Регион" от 17 октября 2023 г. N 82