В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 N 303 "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы", постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2022 N 1654 "Об утверждении Правил проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановляю:
1. Утвердить Положение об эвакуационных мероприятиях при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования "Город Майкоп" (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Майкопские новости" и разместить на официальном сайте Администрации муниципального образования "Город Майкоп".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава муниципального |
Г.А. Митрофанов |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Администрации
муниципального образования
"Город Майкоп"
от 27.09.2023 N 837
Положение
об эвакуационных мероприятиях при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования "Город Майкоп"
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об эвакуационных мероприятиях при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования "Город Майкоп" (далее - Положение) разработано в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Федеральным законом от 12.02.1998 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 N 303 "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы", постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2022 N 1654 "Об утверждении Правил проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и определяет мероприятия по организации эвакуации населения, материальных и культурных ценностей муниципального образования "Город Майкоп" в безопасные районы при чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 68-ФЗ следует читать как "от 21 декабря 1994 г."
1.2. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из зон ЧС природного или техногенного характера и временное размещение вне зон действия поражающих факторов, вызванных всеми видами ЧС, является одним из основных способов защиты населения, направленных на:
- снижение масштабов людских потерь, сохранения здоровья людей, находящихся на территориях, на которых существует угроза возникновения ЧС или в зонах ЧС;
- снижения размеров материального ущерба от производственных аварий и природных катаклизмов, а также от последствий террористических акций;
- сохранения материальных и культурных ценностей при ЧС.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны эвакуироваться с территории муниципального образования "Город Майкоп", на которой существует угроза возникновения ЧС или из зоны ЧС при получении информации о проведении эвакуационных мероприятий.
1.3. Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (химическое заражение местности, землетрясение, половодье и т.п.), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакуационных мероприятий.
1.4. Принятие решений об эвакуации населения и материальных и культурных ценностей муниципального образования "Город Майкоп" (далее - о проведении эвакуационных мероприятий) возлагается на Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования "Город Майкоп" (далее - КЧС и ОПБ).
В случаях, требующих незамедлительного решения эвакуационные мероприятия при угрозе возникновения или возникновении ЧС могут проводиться по решению должностных лиц, включенных в утвержденный КЧС и ОПБ перечень должностных лиц, по решению которых могут проводится эвакуационные мероприятия при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в случаях, требующих незамедлительного решения).
1.5. В решении КЧС и ОПБ о проведении эвакуационных мероприятий, определяются в том числе:
а) места сбора и (или) посадки на транспорт эвакуируемого населения для перевозки (вывода) в безопасные районы (места), а также перечень материальных и культурных ценностей, вывозимых (выносимых) за пределы воздействия поражающих факторов источника ЧС;
б) маршруты эвакуации, способы и сроки перевозки (вывода) населения, вывоза (выноса) материальных и культурных ценностей с территории, на которой существует угроза возникновения ЧС или из зоны ЧС;
в) перечень транспортных организаций, автотранспорт которых привлекается для проведения эвакуационных мероприятий, количество единиц автотехники необходимого для вывоза (вывода) в безопасные районы (места) населения с нарушенными условиями проживания, вывоза (выноса) материальных и культурных ценностей;
г) перечень развертываемых пунктов временного размещения (далее - ПВР), места хранения вывозимых (выносимых) материальных и культурных ценностей.
1.6. После принятия решения о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении ЧС на территории муниципального образования "Город Майкоп" осуществляется:
а) проведение оповещения населения о проведении эвакуационных мероприятий, маршрутах и способах проведения эвакуационных мероприятий;
б) организуется перевозка (вывод) населения, вывоз (вынос) материальных и культурных ценностей в безопасные районы (места);
в) эвакуируемым гражданам предоставляются ПВР, питание, медицинское обеспечение, обеспечение коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости, информационно-психологическая поддержка.
1.7. Общее руководство, планирование, организация и проведение эвакуации населения при угрозе возникновения или возникновении ЧС возлагается на эвакуационную комиссию муниципального образования "Город Майкоп" (далее - эвакуационная комиссия) во взаимодействии с эвакуационными комиссиями предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования "Город Майкоп.
Структура и основные задачи эвакуационной комиссии определены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 N 303, методическими рекомендациями МЧС России по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы от 10.02.2021 N 2-4-71-2-11дсп.
II. Виды эвакуационных мероприятий
2.1. В зависимости от времени и сроков проведения эвакуационных мероприятий они подразделяются на заблаговременную и экстренную эвакуацию.
2.1.1. Заблаговременная эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, из зон возможных опасностей, проводится в случае получения достоверных данных о высокой вероятности возникновения за проектные аварии на потенциально опасных объектах или возникновении стихийных бедствий. Основанием для введения данной меры защиты будет являться кратковременный прогноз возникновения за проектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течении этого периода.
2.1.2. Экстренная эвакуация проводится в случае возникновения ЧС. Вывоз (вывод) населения осуществляется при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
2.1.3. Экстренная эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания сборных эвакуационных пунктов (далее - СЭП).
2.2. В зависимости от развития ЧС и численности вывозимого (выводимого) из зоны ЧС населения проводится локальная, либо местная эвакуация населения, материальных и культурных ценностей муниципального образования "Город Майкоп" в безопасные районы.
2.2.1. Локальная эвакуация проводится в случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских районов (территорий), поселков, станиц, хуторов. В этом случае население и материальные и культурные ценности размещаются в непострадавших районах (территориях) города, поселка, станицы, хутора, примыкающих к зоне ЧС вне зон действия поражающих факторов источника ЧС (далее - безопасные районы).
2.2.2. Местная эвакуация проводится в случае, если в зону ЧС попадают несколько районов (территорий) муниципального образования "Город Майкоп". При этом эвакуируемое население размещается в безопасных районах в соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 2.2.
2.3. В зависимости от охвата населения, оказавшегося в зоне ЧС, может быть проведена общая или частичная эвакуация.
2.3.1. Общая эвакуация предполагает эвакуацию всех категорий населения из зоны ЧС.
2.3.2. Частичная эвакуация проводится без нарушения действующего графика работы общественного транспорта. При этом эвакуируется нетрудоспособное население и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в образовательных учреждениях, неработающие пенсионеры, лица, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей, материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации).
2.4. Эвакуация населения осуществляется в один этап, по производственно-территориальному принципу, с развертыванием в пострадавших от ЧС районах СЭП в помещениях спортивных залов образовательных учреждений. В случае невозможности использования указанных помещений в качестве СЭП возможно использовать площади, скверы, стадионы и другие безопасные места.
2.5. ПВР развертываются в безопасных районах:
а) в спортивных залах образовательных учреждений, спортивных комплексах, учреждениях культуры;
в) домах отдыха, санаториях, гостиницах, пансионатах, лечебно-оздоровительных учреждениях, туристических базах, удовлетворяющих требованиям ГОСТ Р - 22.3.19-2022.
При невозможности использования указанных помещений допускается временное размещение эвакуируемого населения в палатках, сборных домиках, железнодорожных вагонах.
2.6. Отселение населения - один из частных случаев эвакуации и включает в себя следующий комплекс мероприятий:
- организованный вывоз и вывод населения из прогнозируемых или возникших зон ЧС;
- кратковременное размещение отселённого населения в ближайших безопасных районах;
- обеспечение отселённого населения первоочередными жизненно важными предметами и услугами;
- возвращение отселённого населения в пункты (места) постоянного проживания после прекращения действий опасных факторов, угрожающих жизни и здоровью людей.
III. Порядок эвакуации, а также силы и средства привлекаемые для проведения эвакуационных мероприятий
3.1. При принятии решения КЧС и ОПБ о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера или должностными лицами Администрации муниципального образования "Город Майкоп", в соответствии перечнем должностных лиц, по решению которых могут проводится эвакуационные мероприятия при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в случаях, требующих незамедлительного решения) вводится в действие План эвакуации населения из зоны ЧС природного и техногенного характера (далее - План эвакуации).
3.2. Эвакуационные мероприятия при ЧС проводятся в соответствии с Планом эвакуации в установленной последовательности, как единый непрерывный процесс, без пауз, до полного завершения.
3.3. Деятельность эвакуационной комиссии по практическому выполнению задач по эвакуации населения осуществляется с момента принятия КЧС и ОПБ решения о проведении эвакуационных мероприятий на территории муниципального образования "Город Майкоп" или в отдельной его части.
3.4. Проведение эвакуации населения в безопасные районы из зоны ЧС в каждом конкретном случае определяется условиями возникновения и развития ЧС, характером и пространственно-временными параметрами воздействия поражающих факторов источника ЧС.
3.5. Из пострадавших в результате землетрясения территорий муниципального образования "Город Майкоп" в случае нарушения основных функций систем жизнеобеспечения, проводится эвакуация населения в безопасные районы. Сроки проведения эвакуационных мероприятий определяются дорожно-транспортными возможностями и осуществляются после восстановления транспортной системы. На период пребывания людей в зоне ЧС организуется их первоочередное жизнеобеспечение.
3.6. В случае аварии на химически опасном объекте проводится экстренная эвакуация населения, попадающего в зону заражения. Население, проживающее в непосредственной близости от химически опасного объекта, ввиду быстрого распространения облака аварийных химически опасных веществ (аммиак), из опасной зоны не эвакуируется, а укрывается в жилых зданиях, производственных и служебных помещениях и сооружениях с герметизацией помещений и использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания.
3.7. Общее время проведения эвакуационных мероприятий планируется исходя из численности эвакуируемого населения, удаленности районов эвакуации, климатических условий, характеристик местности, развития дорожной сети и наличия транспорта.
3.8. Размещение эвакуируемого населения осуществляется в ПВР, которые располагаются в безопасных районах муниципального образования "Город Майкоп".
3.9. Места размещения эвакуируемого населения должны:
- обеспечивать безопасность населения от поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
- обеспечивать необходимые условия для отдыха и жизни людей (по первоочередным видам обеспечения);
- соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
3.10. Эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется транспортными средствами муниципального образования "Город Майкоп", предприятий и организаций в ведении которых находятся данные материальные и культурные ценности.
Для этих целей формируются специальные колонны, группы и звенья машин, сопровождаемые сотрудниками органов внутренних дел и лицами, ответственными за сохранность этих ценностей на маршрутах эвакуации.
3.11. Для организованного проведения эвакуации населения заблаговременно планируются и подготавливаются безопасные районы к осуществлению мероприятий по следующим видам обеспечения: оповещения и связи, транспортного, материально-технического, инженерного, продовольственного, коммунально-бытового, разведки, медицинского, охраны общественного порядка и обеспечения безопасности дорожного движения.
3.12 Оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС осуществляется путем передачи сигналов оповещения и экстренной информации с использованием муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения в муниципальном образовании "Город Майкоп" и локальных систем оповещения организаций.
3.13. Оповещение и информирование об угрозе, факте, масштабе ЧС, правилах поведения и мерах защиты населения, а также о ходе ликвидации ЧС:
- Главы муниципального образования "Город Майкоп" и членов КЧС и ОПБ муниципального образования "Город Майкоп", эвакуационной комиссии (по распоряжению председателей комиссий или их секретарей) осуществляет дежурный муниципального казенного учреждения "Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования "Город Майкоп" (далее - МКУ "ЕДДС г. Майкопа") через автоматизированную систему оповещения "Градиент - 128 ОП", сеть сотовой связи и телефонную сеть;
- диспетчерские службы сил постоянной готовности звена территориальной подсистемы Республики Адыгея единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования "Город Майкоп" осуществляет старший дежурный оперативный дежурно-диспетчерской смены МКУ "ЕДДС г. Майкопа" через сети сотовой, телефонной и радиосвязи;
- населения осуществляют дежурно-диспетчерская смена МКУ "ЕДДС г. Майкопа" и Отдел пресс-службы Администрации муниципального образования "Город Майкоп" с использованием муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения в муниципальном образовании "Город Майкоп", средств массовой информации и Интернет-ресурсов соответственно, а также с привлечением локальных систем оповещения организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования "Город Майкоп".
3.14. Транспортное обеспечение эвакуационных мероприятий возлагается на Отдел городской инфраструктуры Администрации муниципального образования "Город Майкоп.
3.15. Функционирование общественного транспорта муниципального образования "Город Майкоп", при осуществлении эвакуационных мероприятий, организуется по уплотненным графикам движения с перераспределением транспортных средств по маршрутам эвакуационных перевозок и назначением дополнительных маршрутов.
3.16. Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условия устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации эвакуационной комиссией создаются специальные автомобильные формирования (автомобильные колонны) сформированные на основе транспорта транспортных организаций, дислоцированных на территории муниципального образования "Город Майкоп".
3.17. Медицинское обеспечение эвакуируемого населения осуществляется учреждениями здравоохранения Республики Адыгея, дислоцированными на территории муниципального образования "Город Майкоп", проводится силами и средствами этих учреждений здравоохранения, направленно на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации или в следствии ЧС, а также на предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных болезней.
3.17.1. Весь комплекс мероприятий по медицинскому обеспечению эвакуируемого населения планируется заблаговременно и осуществляется в период эвакуационных мероприятий учреждениями здравоохранения Республики Адыгея.
3.17.2. При проведении эвакуации населения осуществляются следующие мероприятия:
- развертывание медицинских пунктов на СЭП, ПВР, подвижных бригад скорой медицинской помощи на маршрутах эвакуации, организация на них круглосуточного дежурства медицинского персонала;
- эвакуация транспортабельных больных, медицинского персонала, и членов его семей) и медицинского имущества;
- организация медицинского обслуживания нетранспортабельных больных;
- контроль за санитарным состоянием мест временного пребывания и постоянного размещения эвакуируемого населения;
- непрерывное наблюдение за эпидемиологической обстановкой, выявление инфекционных больных и выполнение других противоэпидемиологических мероприятий;
- снабжение медицинских пунктов, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений, привлекаемых к обеспечению эвакуируемого населения, имуществом медицинского назначения.
3.18. На маршрутах эвакуации лечебно-профилактическим учреждениями создается не менее одной подвижной бригады, оснащенной транспортом, необходимым имуществом медицинского назначения и средствами радиосвязи. Каждая бригада включает в себя одного врача (фельдшера) и одного медицинского работника со средним специальным образованием. Подвижные бригады подчиняются главному врачу учреждения здравоохранения, обеспечивающему оказание медицинской помощи населению на отведенном участке маршрута эвакуации.
3.19. Инженерное обеспечение эвакуационных мероприятий осуществляется Управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" и включает в себя оборудование в инженерном отношении СЭП, ПВР, пунктов посадки высадки.
3.20. Материально-техническое обеспечение эвакуации осуществляется:
- Управлением развития предпринимательства и потребительского рынка Администрации муниципального образования "Город Майкоп" и Финансовым управлением Администрации муниципального образования "Город Майкоп" - по организации снабжения горюче-смазочными материалами, продуктами питания, предметами первой необходимости;
- Отделом городской инфраструктуры Администрации муниципального образования "Город Майкоп" - по организации технического обслуживания, ремонта и снабжения запасными частями транспортных средств в ходе эвакуации.
3.21. Коммунально-бытовое обеспечение эвакуируемого населения осуществляется предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, расположенными на территории муниципального образования "Город Майкоп" и координируется Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации муниципального образования "Город Майкоп".
3.22. В период проведения эвакуационных также проводятся следующие мероприятия:
а) осуществление охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в местах сбора (посадки) эвакуируемого населения, при его перевозке (выводе) в безопасные районы (места) и в пунктах временного размещения и питания;
б) принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра;
в) временное ограничение или запрет дорожного движения, изменение организации движения на отдельных участках дорог в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов на маршрутах эвакуации.
Мероприятия, предусмотренные настоящим пунктом, проводятся в соответствии с пунктами 12, 13 Правил проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2022 N 1654 "Об утверждении Правил проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
3.23. Для получения более полных и достоверных данных о границах зон ЧС, характере разрушений, состоянии защитных сооружений, дорожной сети, других транспортных сооружений, а также для получения данных радиационной, химической, биологической, пожарной, инженерной, медицинской, ветеринарной, фитопатологической обстановке проводится наземная разведка, которая организуется и проводится силами и средствами учреждений, входящих в состав сети наблюдения и лабораторного контроля территориальной подсети сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования "Город Майкоп".
3.24. Финансирование мероприятий по подготовке, обеспечению и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, за счет средств бюджета муниципального образования "Город Майкоп" и средств организаций, находящихся в зонах ЧС, либо предполагаемых зонах ЧС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 27 сентября 2023 г. N 837 "Об утверждении Положения об эвакуационных мероприятиях при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования "Город Майкоп"
Вступает в силу с 30 сентября 2023 г.
Опубликование:
газета "Майкопские новости" (приложение "Майкоп официальный"), 30 сентября 2023 г. N 110