г. Краснодар |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А32-19500/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Рыжкова Ю.В. и Чесняк Н.В., в отсутствие заявителя - муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска" (ИНН 2315178760, ОГРН 1132315000806) и заинтересованного лица - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2019 по делу N А32-19500/2019, установил следующее.
МУП "Водоканал города Новороссийска" (далее - водоканал, предприятие) обратилось в суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ныне - Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; далее - управление) о признании недействительным предписания от 05.03.2019 N 10-49-14-Н-1 в части срока его исполнения.
Решением от 18.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.12,2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое предписание является законным, в нем указаны нарушения, ссылки на нормы и правила, требования которых нарушены, а также установлен срок устранения нарушений, формулировки изложены кратко, четко, доступны для понимания всеми лицами, предписание является исполнимым. Каких-либо неясностей или неточностей оспариваемое предписание не содержит.
В кассационной жалобе водоканал просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что учитывая решение Октябрьского суда г. Новороссийска от 23.08.2018, имеющего преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, срок исполнения предписания подлежит изменению.
В отзыве на жалобу управление указало на законность и обоснованность решения и постановления и отклонило ее доводы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 30.01.2019 N 01-04-20/39 специалистами управления в отношении водоканала проведена внеплановая выездная проверка на предмет исполнения ранее выданных предписаний в области охраны окружающей среды, по результатам которой составлен акт от 05.03.2019 N 10-49-14-Н и предписание от 05.03.2019 N 10-49-14-Н-1 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
В соответствии с указанным предписанием заявителю необходимо не допускать сброс загрязняющих веществ в водный объект с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ (очистные сооружения пос. Абрау-Дюрсо, (контактные резервуары), литера III). Срок исполнения предписания - 15.05.2019.
Полагая, что указанное постановление является недействительным в части срока его исполнения, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно статье 1 Закона Федерального закона от 10.02.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под контролем в области охраны окружающей среды (экологический контроль) понимается система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
На основании абзаца 4 пункта 1 статьи 66 Закона N 7-ФЗ должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, указанный орган является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Частью 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу статьи 23 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (часть 1); при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Как установили суды, согласно экспертному заключению от 04.07.2019 по результатам лабораторных исследований проб сточной воды, отобранных в ходе обеспечения рейдового выездного мероприятия, в ходе сравнительного анализа результатов проведенных лабораторных исследований проб сточной воды, отобранных в р. Озерейка с НДС от 21.03.2016 N 75-пр, установлены превышения по содержанию: ион аммония в 30 раз; АПАВ в 1,9 раз; нефтепродукты в 3 раза.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи предприятию оспариваемого предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Предприятие полагает, что оспариваемое предписание является незаконным в части срока исполнения и противоречит решению Октябрьского районного суда города Новороссийска от 23.08.2018 по делу N 2-2949/2018, установившему срок устранения нарушений природоохранного законодательства до 01.01.2021.
Названная выше часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации запрещает сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, без каких-либо отсрочек. Порядок решения вопроса о согласовании временно разрешенных сбросов в случае временной объективной невозможности соблюдения данных требований определен статьей 23.1 Закона N 7-ФЗ. Решение суда общей юрисдикции не содержит выводов о соблюдении предприятием данного порядка.
Суды верно отметили, что предприятием не представлено доказательств, свидетельствующих о предоставлении контролирующему органу документов, свидетельствующих о принятии мер, направленных на исполнение предписания с целью продления срока его исполнения.
Учитывая изложенное, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных предприятием требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку не опровергают правильности выводов судов.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2019 по делу N А32-19500/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
...
Часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
...
Названная выше часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации запрещает сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, без каких-либо отсрочек. Порядок решения вопроса о согласовании временно разрешенных сбросов в случае временной объективной невозможности соблюдения данных требований определен статьей 23.1 Закона N 7-ФЗ. Решение суда общей юрисдикции не содержит выводов о соблюдении предприятием данного порядка."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июня 2020 г. N Ф08-1735/20 по делу N А32-19500/2019