Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками от 5 октября 2023 г.
на проект федерального закона N 445764-8 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке, было подписано в городе Бишкеке 29 марта 2023 года.
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации в порядке статьи 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" 23 сентября 2023 г. указанное Соглашение внесено Правительством Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу.
Соглашение состоит из преамбулы, 12 статей и 2 приложений. Документ представляет собой единую систему правовых норм, что соответствует Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".
Целью Соглашения является закрепление условий и порядка строительства, создания и функционирования девяти совместных Школ с обучением на русском языке, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами Российской Федерации в качестве обязательных, а также государственными образовательными стандартами Киргизской Республики.
Проектная мощность Школ составит 1224 ученических места каждая. Учредителями Школ выступают Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство образования и науки Киргизской Республики.
Данный федеральный закон станет правовой основой, необходимой для создания соответствующей инфраструктуры обеспечения деятельности Школ с целью реализации образовательной деятельности в соответствии с российскими и киргизскими образовательными стандартами, а также укрепления и развития двухсторонних отношений, дружбы и взаимопонимания между народами обеих стран.
Реализация указанного закона не повлияет на достижение целей каких-либо государственных программ Российской Федерации. Проекты постановления Правительства Российской Федерации и федерального закона не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Исходя из представленного финансово-экономического обоснования к законопроекту, ратификация Российской Стороной данного Соглашения потребует выделение дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на строительство и обеспечение функционирования Школ.
В частности, на основании пункта 15 статьи 7 Соглашения предусмотрено, что Российская сторона осуществляет финансовое обеспечение деятельности Школ путем предоставления средств федерального бюджета Школам, включая оплату труда и повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководителей и педагогических работников Школ, а также оплату труда инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, обеспечение Школ учебной литературой и учебно- методическими комплектами для реализации образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами Российской Федерации.
Кроме того, Российская сторона несет расходы:
связанные с осуществлением текущего и капитального ремонта Школ, включая бассейновые комплексы;
эксплуатационные, включая техническое обслуживание оборудования и инженерных систем, за исключением эксплуатационных расходов и технического обслуживания оборудования и инженерных систем бассейновых комплексов;
связанные с благоустройством земельных участков, переданных Школам в постоянное (бессрочное) пользование;
связанные с проживанием на территории Киргизской Республики педагогических работников Школ, являющихся гражданами Российской Федерации и направляющихся из Российской Федерации для осуществления трудовой деятельности в Школах, их транспортные расходы по проезду от места фактического проживания до места выполнения работ и обратно;
на бесплатное горячее питание для обучающихся младших классов.
Запуск образовательной деятельности в Школах будет осуществлен поэтапно с введением в эксплуатацию по три совместные Школы ежегодно, начиная с сентября 2026 года.
Ориентировочный объем финансового обеспечения строительства школ: 2023 год - 15 578 тыс. долларов США;
2024 год - 99 032 тыс. долларов США;
2025 год - 116 196 тыс. долларов США;
2026 год - 105 796 тыс. долларов США;
2027 год - 57 582 тыс. долларов США.
Итого: 394 183 тыс. долларов США.
При этом точный объем финансирования строительства Школ может быть определен только по результатам инженерных изысканий, экспертизы проектно-сметной документации и результатов конкурсных процедур по отбору подрядных организаций в части обеспечения ввода Школ в эксплуатацию.
Ориентировочный объем финансового обеспечения Школ:
2026 год - 286 972,94 тыс. рублей на 3 новые Школы по 960 учеников с расходами на запуск образовательного процесса;
2027 год - 1 078 766,6 тыс. рублей на 3 новые школы по 960 учеников с расходами на запуск образовательного процесса и 3 действующих школ на 1080 учеников;
2028 год - 2 027 037,79 тыс. рублей на 3 новые школы по 960 учеников с расходами на запуск образовательного процесса, 3 действующие школы на 1080 учеников и 3 действующие школы на 1152 ученика.
Ориентировочный объем годового финансирования одной школы с полной заполняемостью (1224 ученика) с 2030 года составляет 364 247,45 тыс. рублей.
Принятие законопроекта не повлечет признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов и нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Исходя из статьи 12, Соглашение временно применяется по истечении 30 дней с даты подписания и вступает в силу после получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу. Настоящее Соглашение заключается сроком на 15 лет и автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды, если ни одна из Сторон не менее чем за 6 месяцев до истечения очередного периода не уведомит письменно по дипломатическим каналам другую Сторону о своем намерении прекратить его действие.
Киргизская сторона ратифицировало указанное Соглашение.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по тексту законопроекта не имеет.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке.
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.