г. Краснодар |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А53-31028/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Герасименко А.Н. и Мацко Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кайдаш Е.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - администрации города Ростова-на-Дону (ИНН 6164056684, ОГРН 1026103282743) - Янина В.В. (доверенность от 11.11.2019), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172) - Иваненко И.С. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Деловое сообщество" (ИНН 6163143060, ОГРН 1156196062945), акционерного общества "Телерадиокомпания "Тихий Дон"" (ИНН 6163077949, ОГРН 1066163011892), индивидуального предпринимателя Велютича В.А. (ИНН 613200561795), извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области кассационную жалобу Администрации города Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2020 по делу N А53-31028/2019, установил следующее.
Администрация города Ростова-на-Дону (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) от 19.08.2019 по делу N 061/01/17/904/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Деловое сообщество", АО "Телерадиокомпания "Тихий Дон"", ИП Велютич В.А. (далее - предприниматель).
Решением суда от 05.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.02.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что действия администрации при проведении аукционов N 0158300007718000003 и N 0158300007718000075 в лице Управления информационного сопровождения и взаимодействия со средствами массовой информации не соответствуют требованиям части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку фактически привели к созданию преимуществ ООО "Деловое сообщество", как участнику торгов, путем предоставления доступа к информации, исключающей создание конкурентных условий участникам закупки, а также привели к нарушению порядка определения победителя торгов и оценки заявок участников указанных аукционов.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты.
По мнению заявителя жалобы, запросы о предоставлении ценовой информации были направлены пяти участникам рынка, в связи с чем все участники рынка имели одинаковые шансы для предоставления своих предложений. Представители заказчика не могли информировать представителя ООО "Деловое сообщество" о цене предложенной вторым участником закупки АО "Телекомпания "Тихий Дон"". При этом вскрытие конвертов производилось в присутствии представителей АО "Телекомпания "Тихий Дон"" и ООО "Деловое сообщество", Давыдова М.А. при этом не присутствовала. Жалоб от участников закупки на необеспечение заказчиком сохранности заявок либо нарушения их целостности до момента вскрытия заявок не поступало. Правомерность определения победителя по закупке N 0158300007718000003 являлась предметом рассмотрения в управлении по жалобе АО "Телекомпания "Тихий Дон"", однако решением от 06.03.2018 (исх. от 13.03.2018 N 3479/03) по делу N 352/03 жалоба признана необоснованной. Податель кассационной жалобы также ссылается на то, что конкурсная комиссия приняла документы, подтверждающие деловую репутацию ООО "Деловое сообщество". Заявка от ИП Велютич В.А. не содержала документов, подтверждающих квалификацию участника (опыт и деловую репутацию). Взаимодействие Штанько Д.С. и сотрудника управления Раджабовой Э.Д. не были связаны с конкурсными процедурами и отчетными документами по исполнению муниципального контракта, Демков Д.П. не состоял в трудовых отношениях с администрацией, в связи с чем перечисление им денежных средств со стороны Штанько Д.С. не является доказательством нарушения норм антимонопольного законодательства со стороны администрации. Кроме того, администрация ссылается на неправомерную ссылку управления в решении на статью 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы, представитель управления поддержал доводы отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, администрация в единой информационной системе в сфере закупок разместила извещения о проведении открытых конкурсов по определению победителей на заключение контрактов на оказание услуги по комплексному освещению деятельности администрации в печатных средствах массовой информации, на телевидении и в сети Интернет: 30.01.2018 N 0158300007718000003 с начальной (максимальной) ценой контракта - 25 млн рублей (поданы 2 заявки - ООО "Деловое сообщество" и АО "Телерадиокомпания "Тихий Дон"";
03.10.2018 N 0158300007718000075 с начальной (максимальной) ценой контракта - 16 743 400 рублей (поданы 2 заявки - ООО "Деловое сообщество" и предприниматель).
Победителем по указанным торгам признано ООО "Деловое сообщество".
По факту поступления управлению 15.03.2019 сведений УФСБ России по Ростовской области о признаках нарушения должностными лицами управления информационного сопровождения и взаимодействия со СМИ администрации антимонопольного законодательства при проведении указанных аукционов, возбуждено дело N 061/01/17/904/19 по признакам нарушения администрацией положений пункта 1 части 17 Закона о защите конкуренции. В ходе рассмотрения дела управление установило, что администрация в лице управления по информационному сопровождению деятельности и взаимодействию со СМИ предоставляла информацию и рекомендации ООО "Деловое сообщество" относительно формирования ценового предложения по торгам, предоставляла доступ к закупочной документации до ее официального опубликования, что, в свою очередь, направлено на обеспечение признания ООО "Деловое сообщество" победителем в названных аукционах. Исходя из указанных обстоятельств управление пришло к выводу о том, что поведение администрации по отношению к ООО "Деловое сообщество" не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), статьи 17 Закона о защите конкуренции. По данному факту управлением принято решение от 19.08.2019, которым администрация признана нарушившей подпункты 2 и 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Администрация, не согласившись с решением управления, обратилась в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявления, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2); нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений (пункт 3).
По смыслу приведенных положений, запрещаются любые действия заказчика или организатора торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, созданию участнику торгов или нескольким участникам преимущественных условий участия в торгах, либо приведших к нарушению порядка определения победителя.
Суды установили, что ООО "Деловое сообщество" на участие в открытом конкурсе от 21.02.2018 в рамках проведения конкурса по извещению N 0158300007718000003 подало ценовое предложение 22 875 тыс. рублей и получило оценку 94,32 балла, АО "Телерадиокомпания "Тихий Дон"" подало ценовое предложение 21 576 тыс. рублей и получило оценку 100 баллов. По итоговому рейтингу заявке ООО "Деловое сообщество" присвоен номер 1.
На участие в открытом конкурсе от 21.02.2018 в рамках проведения конкурса по извещению N 0158300007718000075 ООО "Деловое сообщество" подало ценовое предложение 16 743 тыс. рублей и получило оценку 99,74 балла, предприниматель подал ценовое предложение 16 700 тыс. рублей и получил оценку 100 баллов. По итоговому рейтингу заявке ООО "Деловое сообщество" присвоен номер 1.
Суды установили, что в управление 19.06.2019 поступило заявление директора ООО "Деловое сообщество" Штанько Д.С., в котором указано на информационное сопровождение и взаимодействие с обществом сотрудника администрации по указанным торгам и достижении договоренности об оказании услуги по освещению деятельности администрации в СМИ. В заявлении также было указано на подготовку заранее по извещению N 0158300007718000003 изменения в заявку с понижением начальной максимальной цены контракта до 22 875 тыс. рублей на случай наличия заявок иных участников-конкурентов и фактическую подачу таких изменений к заявке в связи с уведомлением о поданной заявке АО "Телерадиокомпания "Тихий Дон"". Штанько Д.С. указал, что содействие администрации в лице Давыдовой М.А. осуществлялось также при подготовке к участию в конкурсе N 0158300007718000075. При этом в целях создания видимости конкурентной процедуры, привлечен фиктивный конкурент - предприниматель, заявку которого подготовил сам Штанько Д.С. Предприниматель указанные обстоятельства подтвердил, пояснив, что заявка на участие в конкурсе им только подписывалась, но не подавалась, намерения заключить контракт по итогам аукциона он не имел. Согласно сведениям из ЕГРИП основным видом деятельности предпринимателя является торговля оптовая прочей офисной техникой и оборудованием. Доказательства наличия у предпринимателя опыта осуществления деятельности в области освещению деятельности в печатных средствах массовой информации, на телевидении и в сети Интернет, или осуществления такой, в том числе и на дату подачи заявки, в материалах дела отсутствуют.
Исходя из указанных обстоятельств, суды правомерно указали, что один из участников торгов по извещению N 0158300007718000075 фактически не имел реальных возможностей исполнения контракта и принял формальное участие в закупочной процедуре в целях создания видимости конкурентной борьбы.
Согласно документации по торгам N 0158300007718000003 и N 0158300007718000075, заявки оценивались, в том числе по показателям "Опыт участника по успешному оказанию услуги сопоставимого характера и объема" (значимость 40%) и "Деловая репутация участника закупки" (значимость 60%).
Суды установили, что представленные ООО "Деловое сообщество" в составе заявок в рамках аукционов N 0158300007718000003 и N 0158300007718000075 договоры в полной мере не являются сопоставимыми по объему и предмету договора применительно к предмету закупки по аукционам. Согласно протоколу оценки заявок от 21.02.2018 N 1, поданных на участие в закупке N 0158300007718000003, конкурсная комиссия администрации приняла представленные к заявке ООО "Деловое сообществе" для начисления баллов по показателю "опыт участника по успешному оказанию услуги сопоставимого характера и объема", в результате чего участник получил 16 баллов.
В составе заявок на участие в закупках N 0158300007718000003 и N 0158300007718000075 ООО "Деловое сообщество" для подтверждения своего соответствия показателю "Деловая репутация участника закупки" представило не меньше 71 благодарственных и рекомендательных писем, по результатам анализа которых управление установило, что благодарственное письмо ООО "Южный Транспортный Альянс" не позволяет достоверно оценить критерии; благодарственное письмо администрации Красносулинского района от 14.02.2018 содержит выражение благодарности за сотрудничество в 2015 году при отсутствии в указанный период сведений о заключении каких-либо контрактов (договоров); благодарственное письмо ООО "АЛМИДА", которым выражена благодарность ООО "Деловое сообщество" в лице директора Штанько Д.С., датировано 08.12.2015, тогда как на должность директора Штанько Д.С. был избран лишь с 24.05.2016; благодарственное письмо ИП Маркозашвили Е.В., также датировано 30.11.2015. Оценив указанные доказательства, суды верно указали, что представленные благодарственные письма с целью участия в аукционах не соответствуют требованиям аукционной документации.
Суды также приняли во внимание, что управлением произвело расчет баллов, исходя из представленных ООО "Деловое сообщество" заявок, согласно которому в случае, если его ценовое предложение в размере 25 млн рублей было бы принято, то участник не был бы признан победителем по аукциону N 0158300007718000003, поскольку итоговый рейтинг его заявки составил бы 82,18 баллов, а рейтинг заявки АО "Телерадиокомпания "Тихий Дон"" - 86,56 баллов.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям этого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности необоснованному ограничению числа участников закупок.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия администрации при проведении аукционов N 0158300007718000003 и N 0158300007718000075 в лице управления информационного сопровождения и взаимодействия со СМИ не соответствуют требованиям части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку фактически привели к созданию преимуществ ООО "Деловое сообщество", как участнику торгов, путем предоставления доступа к информации, исключающей создание конкурентных условий участникам закупки, а также привели к нарушению порядка определения победителя торгов и оценки заявок участников указанных аукционов.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно указали на законность и обоснованность оспариваемого решения управления, которое не нарушает прав и законных интересов администрации.
Довод кассационной жалобы о том, что правомерность определения победителя по закупке N 0158300007718000003 являлась предметом рассмотрения в управлении по жалобе АО "Телекомпания "Тихий Дон"" обоснованно отклонен судами, поскольку обстоятельства по делу N 061/01/17/904/2019 не являлись предметом исследования управления при рассмотрении жалобы АО "Телекомпания "Тихий Дон"" по делу N 352/03.
Иные доводы кассационной жалобы также отклоняются, поскольку направлены на переоценку, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили соответствующую правовую оценку.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2020 по делу N А53-31028/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям этого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности необоснованному ограничению числа участников закупок.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия администрации при проведении аукционов N 0158300007718000003 и N 0158300007718000075 в лице управления информационного сопровождения и взаимодействия со СМИ не соответствуют требованиям части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку фактически привели к созданию преимуществ ООО "Деловое сообщество", как участнику торгов, путем предоставления доступа к информации, исключающей создание конкурентных условий участникам закупки, а также привели к нарушению порядка определения победителя торгов и оценки заявок участников указанных аукционов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июня 2020 г. N Ф08-3869/20 по делу N А53-31028/2019
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3869/20
03.02.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23880/19
05.12.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-31028/19
19.11.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-31028/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-31028/19