г. Краснодар |
|
12 июня 2020 г. |
Дело N А63-11763/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании, проведенном в режиме онлайн с использованием информационной системы "Мой арбитр", от заявителя - акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (ИНН 6162051289, ОГРН 1076162005864) - Трофимовой А.С. (доверенность от 20.11.2018), в отсутствие заинтересованного лица - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (ИНН 2636055305, ОГРН 1082635013450), третьего лица - Министерства финансов Ставропольского края (ИНН 2634038135, ОГРН 1022601983337), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу N А63-11763/2019, установил следующее.
Акционерное общество "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании со Ставропольского края в лице Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (далее - министерство транспорта) за счет казны Ставропольского края 5 843 196 рублей 24 копеек в счет возмещения потерь в доходах, связанных с предоставлением льгот в части стоимости проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения за ноябрь и декабрь 2018 года.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство финансов Ставропольского края (далее - министерство финансов).
Решением суда от 29.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.01.2020, со Ставропольского края в лице министерства транспорта за счет казны Ставропольского края в пользу общества взыскано 5 843 196 рублей 24 копейки в счет возмещения потерь в доходах, связанных с предоставлением льготы в части стоимости проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения за ноябрь и декабрь 2018 года; с министерства транспорта в пользу общества взыскано 52 216 рублей расходов на уплату государственной пошлины. Судебные акты мотивированы тем, что общество документально подтвердило расходы на перевозку железнодорожным транспортом льготной категории пассажиров, и данные расходы подлежат возмещению обществу за счет казны Ставропольского края, т. к. убытки, возникшие у общества в связи с предоставлением льготного проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось министерство транспорта с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, действующее законодательство предусматривает предоставление субсидий в пределах бюджетных обязательств, то есть в пределах объема денежных средств, выделенных на реализацию принятых обязательств по выплате субсидий. Условиями договора от 04.06.2018 N 124/2018, заключенного между обществом и министерством транспорта, предусмотрено, что субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных и доведенных в установленном порядке министерству транспорта как главному распорядителю указанных бюджетных средств, следовательно, данным договором предусмотрено возмещение за счет средств бюджета Ставропольского края убытков обществу в меньшем размере. Заявленные обществом требования выходят за рамки договорных правоотношений. Суды не учли, что расчет исковых требований, приложенный к заявлению обществу, не содержит расчет убытков, проверка расчета убытков не проведена, необходимая бухгалтерская отчетность общества, подтверждающая фактические потери в доходах, не истребована. Представленные обществом документы подтверждают факт предоставления льготных билетов, но не доказывают факт проезда льготного пассажира на основании этих билетов по определенному маршруту. Суды не оценили доводы министерства транспорта о том, что цель предоставления субсидий - компенсация части потерь в доходах организации железнодорожного транспорта в 2018 году в связи с установлением лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в виде 50% скидки от действующего тарифа при оплате проезда не территории Ставропольского края, а также о том, что сумма возмещения указанных потерь общества установлена договором и по соглашению сторон не изменялась.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество и министерство финансов не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества просил оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между обществом и министерством транспорта заключен договор от 04.06.2018 N 124/2018 о предоставлении за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на компенсацию части потерь в доходах, в соответствии с которым и во исполнение постановления Правительства Ставропольского края от 15.05.2018 N 192-п "О предоставлении льгот по тарифам на проезд отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ставропольского края" (далее - постановление N 192-п) общество осуществляло перевозку воспитанников общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ставропольского края в периоды с 01.01.2018 по 15.06.2018 и с 01.09.2018 по 31.12.2018 по льготному тарифу с предоставлением 50% скидки на проезд.
Региональной тарифной комиссией Ставропольского края обществу установлен тариф для расчета с пассажирами в размере 2 рублей 76 копеек за один километр пути.
В соответствии с пунктом 4.3.2 договора от 04.06.2018 N 124/2018 общество обязано предоставлять в министерство транспорта документы, подтверждающие факт и размер недополученных доходов в результате предоставленной льготы, в том числе: сводную ведомость итоговых месячных ведомостей в отношении обучающихся, получивших льготу при оплате перевозки, отчет о фактическом объеме оказанных услуг по перевозке обучающихся с предоставлением им льготы, акт сверки фактического объема оказанных услуг по перевозке обучающихся с предоставлением им льготы, отчет о количестве обучающихся, воспользовавшихся льготой, средней дальности и средней стоимости поездки одного обучающегося и объеме потерь в доходах организации от перевозки обучающихся. Срок предоставления документов - не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Порядок предоставления документов в целях получения субсидий и покрытия недополученных доходов за декабрь месяц выделен в отдельный пункт (4.3.3) договора от 04.06.2018 N 124/2018 и имеет специфику: для перечисления субсидии за декабрь 2018 года общество предоставляет министерству транспорта в срок до 20 декабря документы: информацию о фактическом объеме потерь в доходах от перевозки обучающихся за период с 01.12.2018 по 15.12.2018 включительно; предварительный расчет объема потерь в доходах от перевозки обучающихся за период с 16.12.2018 по 31.12.2018 включительно в размере, не превышающем среднемесячный размер субсидий по итогам 9 месяцев 2018 года, без учета периода с 16.06.2018 по 31.08.2018 включительно и без учета периода с 01.12.2018 по 15.12.2018 включительно. Субсидия за декабрь подлежит перечислению министерством транспорта в срок не позднее 27.12.2018.
Во исполнение договора от 04.06.2018 N 124/2018 и в целях получения субсидий за ноябрь и декабрь 2018 года сопроводительными письмами от 11.12.2018 N 3628 и от 19.12.2018 N 3721 общество направило в министерство транспорта установленный договором перечень документов (отчет о количестве обучающихся, воспользовавшихся льготой за ноябрь 2018 года, информацию о фактическом объеме потерь от перевозки за период с 01.12.2018 по 15.12.2018, предварительный расчет объема потерь в доходах за период с 16.12.2018 по 31.12.2018 включительно - на 6 044 636 рублей 40 копеек).
Письмом от 20.12.2018 N 3774 общество дополнительно сообщило министерству транспорта о том, что необходимые отчеты за ноябрь и декабрь 2018 года по договору от 04.06.2018 N 124/2018 направлены в установленном порядке, а также направило счета на оплату с разбивкой на остаточную и недостающую суммы бюджетных ассигнований.
Письмом от 26.12.2018 N 01-14/11210 министерство транспорта уведомило общество о невозможности оплаты недополученных доходов, возникших в связи с перевозкой льготных категорий граждан (обучающихся), ввиду отсутствия необходимой суммы лимитов бюджетных ассигнований на эти цели на 2018 год, и предложило обществу повторно представить необходимые документы для выплаты субсидий в размере оставшейся части лимитов бюджетных ассигнований, а также сформировать документы, подтверждающие превышение лимитов бюджетных ассигнований, для последующего обращения в министерство финансов в целях внесения изменений в бюджет Ставропольского края 2019 года для выделения недополученных субсидий 2018 года и их последующей выплаты обществу.
14 января 2019 года общество направило в адрес министерства документы о фактическом объеме оказанных услуг по перевозке по договору от 04.06.2018 N 124/2018 за декабрь 2018 года на общую сумму 2 870 424 рублей 24 копеек.
23 января 2019 года министерство транспорта направило в адрес министерства финансов предложения о внесении изменений в бюджет Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, в т. ч. об увеличении бюджетных ассигнований на выплату 5 843 196 рублей 24 копеек субсидий на компенсацию потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льготы.
Письмом от 30.01.2019 N 01-15/734 министерство транспорта уточнило ранее направлены предложения по изменению бюджета, исключив 5 843 196 рублей 24 копейки субсидии.
Общество направило в адрес министерства претензии от 12.02.2019 N 460 и от 14.04.2019 N 1008/СД.
Письмом от 21.05.2019 N 01-20/4428 министерство отказало обществу в выплате 5 843 196 рублей 24 копеек субсидии со ссылкой на отсутствие в бюджете на 2019 год соответствующих ассигнований по оплате субсидий за ноябрь и декабрь 2018 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения к установленным по делу обстоятельствам статей 15, 790, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации суды удовлетворили исковые требования общества.
Суды учли содержащиеся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснения о том, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Соответственно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Возникновение у указанных организаций соответствующих убытков публично-правовое образование может предотвратить путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.
В силу пункта 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично- правового образования независимо от того, предусмотрены соответствующие средства в законе о бюджете или нет.
Суды указали, что постановлением Правительства Ставропольского края от 15.05.2018 N 192-п "О предоставлении льгот по тарифам на проезд отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ставропольского края" (далее - постановление N 192-п) обучающимся и воспитанникам общеобразовательных организаций, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, установлена льгота по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в размере 50-процентной скидки от действующего тарифа в период с 01.01.2018 по 15.06.2018 и с 01.09.2018 по 31.12.2018.
Суды установили фактическое выполнение обществом своих обязательств по перевозке обучающихся и воспитанников общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, железнодорожным транспортом пригородного сообщения с учетом постановления N 192-п.
Оказание услуг по перевозке указанной категории пассажиров с предоставлением им льготной оплаты за проезд подтверждено представленными обществом отчетами о возмещении недополученных доходов в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся, копиями сводных ведомостей льготных пассажиров (всего 5 211 обучающихся и воспитанников общеобразовательных организаций).
Суды верно указали, что убытки, возникшие у общества в связи с предоставлением льгот на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, в данном случае подлежат возмещению за счет казны Ставропольского края.
При этом суды учли правовую позицию, изложенную в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, согласно которой само по себе исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не может служить законным основанием для отказа в предоставлении субсидий, если обязательность компенсации затрат (недополученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством.
Суды верно указали, что в данном случае, отказав в предоставлении субсидии по мотиву исчерпания выделенных лимитов бюджетных обязательств, министерство транспорта, по существу, лишило общество права на возмещение стоимости оказанных услуг, в результате чего общество вынуждено нести бремя частичного финансирования мероприятий, связанных с предоставлением льгот на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, в рамках выполнения государственных задач без возмещения понесенных обществом затрат. Однако государство не вправе в одностороннем порядке отказываться от установленной законом обязанности. При этом истечение финансового года не является основанием для освобождения Ставропольского края от исполнения обязанности по компенсации обществу потерь, возникших ранее окончания финансового года, в случае наличия такой обязанности.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, суды сделали обоснованный вывод о наличии в данном случае совокупности условий, необходимых для возложения на публично-правовое образование в лице министерства транспорта обязанности возместить обществу спорные убытки (выпадающие доходы), поскольку факт перевозки льготной категории пассажиров общество доказало. Произведенный обществом расчет убытков суды признали верным, документально данный расчет министерство транспорта не опровергло, контррасчет размера убытков в материалы дела не представило.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования общества.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства транспорта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу N А63-11763/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды учли содержащиеся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснения о том, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
...
В силу пункта 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично- правового образования независимо от того, предусмотрены соответствующие средства в законе о бюджете или нет."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 июня 2020 г. N Ф08-2527/20 по делу N А63-11763/2019