г. Краснодар |
|
14 июня 2020 г. |
Дело N А53-28107/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Росбанк" (ИНН 7730060164, ОГРН 1027739460737) - Романчиковой Т.В. (доверенность от 20.03.2020), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (ИНН 6167080043, ОГРН 1056167010008), третьего лица - Пугачевой Ирины Георгиевны, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Росбанк" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А53-28107/2019, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Росбанк" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предостережения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - управление) от 16.07.2019 N 456 о недопустимости нарушений обязательных требований (далее - предостережение N 456).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Пугачева Ирина Георгиевна.
Решением суда от 21.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.02.2020, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что управление доказало соответствие предостережения N 456 нормам действующего законодательства, критериям ясности и исполнимости; оспариваемое предостережение не влечет для общества неблагоприятных последствий, нарушающих его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что оспариваемое предостережение фактически является предписанием, при этом проверка в отношении общества в порядке Федерального закона от 26.12.2008 N 296-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) не проводилась. Предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, однако, выполнение оспариваемого предостережения безусловно повлечет для общества предоставление документов в административный орган. Суды не исследовали доводы общества об отказе управления от рассмотрения в течение 20 дней возражений общества, направленных в досудебном порядке. Ввиду отсутствия ответа на возражения у общества не возникла обязанность направлять уведомление об исполнении оспариваемого предостережения. Оспариваемое предостережение не имеет определенного содержания и не предусматривает определенный порядок исполнения.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Пугачева И.Г. не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения поступившего в адрес управления обращения гражданки Пугачевой И.Г. о неправомерных действиях общества, управление установило, что в индивидуальных условиях договора потребительского кредита от 05.03.2018, заключенного между обществом и гражданкой Пугачевой И.Г. (далее - договор потребительского кредита) не указана информация о возможности запрета уступки кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского кредита (займа), что является нарушением требований части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), пункта 13 части 9 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон N 353-ФЗ), и выдало обществу предостережение N 456, которым обществу предложено привести в соответствие с нормами законодательства условия договоров потребительского кредита, заключаемых с гражданами.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало предостережение управления от 16.07.2019 N 456 в арбитражный суд.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды мотивированно отказали обществу в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ в целях профилактики нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Частью 6 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 утверждены Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения (далее - Правила N 166).
Пунктом 4 Правил N 166 определено, что в предостережении указывается, в том числе, информация о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами; предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами; предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля; срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения.
Согласно пункту 7 Правил N 166 по результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 166 орган муниципального контроля рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ.
Пунктом 11 Правил N 166 предусмотрено, что при отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 8, пункта 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а по отдельным видам услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о реализуемых исполнителем услугах в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей. Информация об условиях оказания услуг должна быть предоставлена потребителю в письменной форме в полном объеме.
Как предусмотрено частью 1 статьи 12 Закона N 353-ФЗ, кредитор вправе осуществлять уступку прав (требований) по договору потребительского кредита (займа) третьим лицам, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, содержащим условие о запрете уступки, согласованное при его заключении в порядке, установленном Законом N 353-ФЗ. При этом заемщик сохраняет в отношении нового кредитора все права, предоставленные ему в отношении первоначального кредитора в соответствии с федеральными законами.
В пункте 13 части 9 статьи 5 Закона N 353-ФЗ установлено, что индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа) согласовываются кредитором и заемщиком индивидуально и включают, в том числе, условия о возможности запрета уступки кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского кредита (займа).
Данное условие должно быть согласовано непосредственно при заключении договора, при этом потребителю должен быть предоставлен выбор - согласиться или запретить уступку прав по договору третьим лицам.
Суды установили, что согласно пункту 13 индивидуальных условий договора потребительского кредита "Уступка возможна", т. е. общество обладает правом уступки прав третьим лицам прав (требований) по договору.
Суды правильно исходили из того, что указанное условие изложено таким образом, что потребитель не получает сведений о возможности запрета уступки кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского кредита (займа) и лишен права выбора на заключение договора на условиях запрета обществу производить уступку прав требований третьим лицам. При этом информация о наличии права на отказ от уступки прав по договору, обязательность предоставления которой предусмотрена действующим законодательством, установленным способом до потребителя не доведена надлежащим образом.
Таким образом, в индивидуальных условиях договора потребительского кредита не указана информация о возможности запрета уступки кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского кредита (займа), что является нарушением требований части 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей, пункта 13 части 9 статьи 5 Закона N 353-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил доводы общества о том, что оспариваемое предостережение фактически является предписанием, указав, что в данном случае, выданное обществу предостережение носит профилактический характер о недопустимости нарушения обязательных требований, т. е. носит предупредительный характер, предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в будущем.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам, представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц суды сделали обоснованный вывод о том, что управление доказало законность и исполнимость оспариваемого обществом предостережения от 16.07.2019 N 456, и в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказали обществу в признании недействительным оспариваемого предостережения.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А53-28107/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правильно исходили из того, что указанное условие изложено таким образом, что потребитель не получает сведений о возможности запрета уступки кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского кредита (займа) и лишен права выбора на заключение договора на условиях запрета обществу производить уступку прав требований третьим лицам. При этом информация о наличии права на отказ от уступки прав по договору, обязательность предоставления которой предусмотрена действующим законодательством, установленным способом до потребителя не доведена надлежащим образом.
Таким образом, в индивидуальных условиях договора потребительского кредита не указана информация о возможности запрета уступки кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского кредита (займа), что является нарушением требований части 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей, пункта 13 части 9 статьи 5 Закона N 353-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июня 2020 г. N Ф08-3398/20 по делу N А53-28107/2019