г. Краснодар |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А32-39828/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Террос-Агро" (ИНН 2308114950, ОГРН 1062308008179) - директора Смирнова С.В. (решение от 16.02.2006, приказ от 21.02.2006), от заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края - Шевченко Т.В. (доверенность от 10.01.2020), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Террос-Агро" на решение Арбитражного суда 07.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020 по делу N А32-39828/2019, установил следующее.
ООО "Террос-Агро" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с требованиями к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство) о признании незаконным решения от 03.07.2019 N 206-04-05-6062/19 об отказе в предоставлении 1 621 840 рублей субсидии на возмещение части затрат на услуги по подаче и отводу воды на посевы риса.
Решением суда от 07.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое решение министерства об отказе в предоставлении субсидии принято в соответствии с положениями, установленными Порядком предоставления за счет средств краевого бюджета (в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета) субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на услуги по подаче и отводу воды на посевы риса в рамках мероприятия "Содействие развитию агропромышленного комплекса (с учетом достижения целевых показателей)" государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденным приказом министерства от 19.03.2018 N 69 (далее - Порядок).
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 07.11.2019 и постановление апелляционной инстанции от 30.01.2020, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, когда обществом фактически понесены заявленные к возмещению затраты на водопотребление, в Порядке отсутствовал подпункт 7 пункта 6, определяющий критерий по процентному насыщению рисом площади земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу министерство считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель министерства в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 24.06.2019 общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении государственной услуги по предоставлению за счёт средств краевого бюджета 1 621 840 рублей субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на услуги по подаче и отводу воды на посевы риса в рамках мероприятия "Содействие развитию агропромышленного комплекса" государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Возможность подачи данного заявления в 2019 году предусмотрена Приказом Министерства от 28.03.2019 N 70 "Об установлении ставки субсидии на возмещение части затрат на услуги по подаче и отводу воды на посевы риса на 1 гектар".
Уведомлением от 03.07.2019 N 206-04-05-6062/19 министерство отказало обществу в предоставлении субсидии, мотивировав это тем, что для ее получения обществом не соблюдено требование о севообороте сельскохозяйственных культур с насыщением посевов риса - не менее 59,0 % и не более 62,5 %.
Не согласившись с решением министерства, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в суд.
Принимая решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, руководствуясь статьями 1, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 16, 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) указали, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 3 Порядка к категории получателей субсидии, имеющих право на получении субсидии, относятся сельскохозяйственные товаропроизводители Краснодарского края (признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"), за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на услуги по подаче и отводу воды на посевы риса на 1 гектар, понесенных заявителями: в текущем финансовом году и (или) отчетном финансовом году в части авансовых платежей на услуги по подаче и отводу воды в текущем финансовом году; в отчетном финансовом году в случае не предоставления соответствующей субсидии в отчетном финансовом году на услуги по подаче и отводу воды в отчетном финансовом году.
Субсидии предоставляются заявителям в 2019 году - по ставке, при возмещении части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на услуги по подаче и отводу воды на посевах риса на 1 гектар, понесенных заявителем в отчетном финансовом году в части платежей на услуги по подаче и отводу воды в отчетном финансовом году, в случае не предоставления соответствующей субсидии в 2018 году, в размере 3880 (трех тысяч восемьсот восьмидесяти) рублей (абзац 2 пункта 5 Порядка).
Подпунктом 7 пункта 6 Порядка определено, что для получения субсидии заявитель должен соблюдать на земельных участках, используемых для выращивания риса, севооборот сельскохозяйственных культур с насыщением посевов риса - не менее 59,0 % и не более 62,5 %: в текущем финансовом году, при возмещении части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на услуги по подаче и отводу воды на посевах риса на 1 гектар, понесенных заявителем в текущем финансовом году и (или) отчетном финансовом году в части платежей (включая авансовые платежи) на услуги по подаче и отводу воды в текущем финансовом году; в отчетном финансовом году, при возмещении части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на услуги по подаче и отводу воды на посевах риса на 1 гектар, понесенных заявителем в отчетном финансовом году в части платежей на услуги по подаче и отводу воды в отчетном финансовом году, в случае не предоставления соответствующей субсидии в отчетном финансовом году.
Судебные инстанции обоснованно не приняли довод общества о том, что в период, когда обществом фактически понесены заявленные к возмещению затраты на водопотребление, в Порядке отсутствовал подпункт 7 пункта 6, определяющий критерий по процентному насыщению рисом площади земельного участка. Приказом министерства от 08.05.2018 N 132 "О внесении изменения в приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 19 марта 2018 года N 69 "Об утверждении Порядков предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на поддержку растениеводства и животноводства в рамках мероприятия "Содействие развитию агропромышленного комплекса (с учетом достижения целевых показателей)" государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"" пункт 6 Порядка дополнен подпунктом 7 следующего содержания: "использование в текущем финансовом году научно обоснованного севооборота с насыщением рисом не менее 59 % посевной площади заявителя, входящей в состав рисовой оросительной системы. Рисовой оросительной системой является земельная территория, состоящая из каналов оросительной и водоотводной сети, поливных карт, разделенных на чеки валиками, сооружений (водозаборов, насосных станций, отстойников), сети дорог, лесополос, оборудования и построек для нужд эксплуатации и предназначенная для орошения риса и сопутствующих культур севооборота".
Таким образом, как правильно указали судебные инстанции, с 9 мая 2018 года Порядок содержал, в числе прочих, такое условие (требование) как "использование в текущем финансовом году научно обоснованного севооборота с насыщением рисом не менее 59 % посевной площади заявителя, входящей в состав рисовой оросительной системы".
Положение подпункта 7 пункта 6 Порядка устанавливает единое условие (требование) к заявителю о насыщении посевов риса - не менее 59,0 % и не более 62,5 % независимо от периода (текущий или отчетный финансовый год) в котором им были понесены затраты на услуги по подаче и отводу воды. Кроме того, условие (требование) о соблюдении о насыщении посевов риса, в указанном размере, было внесено в Порядок приказом министерства от 20.09.2018 N 343, т. е. после вступления в силу изменений в Закон Краснодарского края от 07.06.2004 N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края", внесенных Законом Краснодарского края от 19.07.2018 N 3839-КЗ. Данный Закон был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 25.07.2018, вступил в силу в течение 10 дней после его официального опубликования. То есть на момент подачи обществом заявления о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на услуги по подаче и отводу риса, условие (требование) о насыщении посевов риса (не менее 59,0 % и не более 62,5 %), являлось действующим. Не подтвержден материалами дела довод общества о необходимости субсидирования понесенных затрат за прошлый период 2018 года по нормативным актам, действовавшим на момент проведения работ.
Согласно подпункту 6 пункта 8 Порядка (в ред. приказа министерства от 31.05.2019 N 164), для получения субсидии заявитель подает в срок, устанавливаемый уполномоченным органом прошитые (за исключением одного экземпляра справки-расчета причитающихся сумм субсидии), пронумерованные, скрепленные печатью (при ее наличии) и подписью уполномоченного лица заявителя, в числе прочих, сведения о сборе урожая риса по форме, утверждаемой приказом уполномоченного органа: за текущий финансовый год, при возмещении части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на услуги по подаче и отводу воды на посевах риса на 1 гектар, понесенных заявителем в текущем финансовом году и (или) отчетном финансовом году в части платежей (включая авансовые платежи) на услуги по подаче и отводу воды в текущем финансовом году; за отчетный финансовый год, при возмещении части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на услуги по подаче и отводу воды на посевах риса на 1 гектар, понесенных заявителем в отчетном финансовом году в части платежей на услуги по подаче и отводу воды в отчетном финансовом году, в случае не предоставления соответствующей субсидии в отчетном финансовом году.
Пунктом 12 Порядка определено, что основаниями для отказа заявителю в предоставлении субсидии являются: несоответствие заявителя требованиям и условиям предоставления субсидии, предусмотренным Порядком; несоответствие представленных заявителем документов требованиям, определенным пунктом 8 Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов.
Установив, что согласно предоставленных обществом сведениям о сборе урожая риса на земельных участках, используемых для выращивания риса, процент насыщения составил 50%, судебные инстанции пришли к выводу, что оспариваемое обществом решение министерства об отказе в предоставлении субсидии принято в соответствии с положениями, предусмотренными Порядком.
Таким образом, анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судебных инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств. Нормы права при рассмотрении дела применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020 по делу N А32-39828/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.