г. Краснодар |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А61-3043/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Алексеева Р.А. и Рыжкова Ю.В., при ведении протокола помощником судьи Гайдуковой Н.В., участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (ИНН 1513061265, ОГРН 1161513054890) - Никоненко О.Л. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие ответчика - открытого акционерного общества "Владикавказские тепловые сети" (ИНН 1513033388, ОГРН 1121513001444), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020 по делу N А61-3043/2019, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Владикавказские тепловые сети" (далее - общество) о взыскании 327 973 423 рублей 13 копеек задолженности по договорам поставки газа от 01.11.2018 N 39-3-15205/19, от 01.11.2018 N 39-3-15205/19Д за период с 01.01.2019 по 28.02.2019, 19 318 606 рублей 21 копейки пеней за период с 19.02.2019 по 10.06.2019 и 200 тыс. рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решением от 18.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.01.2020, с общества в пользу компании взыскано 327 963 941 рубль 61 копейка задолженности, 17 449 063 рубля 66 копеек пеней с 19.02.2019 по 10.06.2019 и 198 918 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что истец подтвердил поставку обществу в спорный период природного газа в заявленном объеме, однако при расчете задолженности применил ненадлежащий тариф в отношении котельной, осуществляющей теплоснабжение и горячее водоснабжение жилых домов, что привело к необоснованному увеличению стоимости энергоресурса.
В кассационной жалобе компания просит отменить решение и постановление в части отказа в иске, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. Заявитель указывает, что общество не является исполнителем коммунальных услуг, Региональной службой по тарифам по Республике Северная Осетия - Алания тариф на тепловую энергию, рассчитанную на категорию потребителей группы "население" для общества не установлен.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
В судебном заседании представитель компании поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, компания (поставщик) и общество (покупатель) 01.11.2018 заключили договоры поставки газа N 39-3-15205/19 и 39-3-15205/19Д, по условиям которых поставщик обязуется с 01.01.2019 по 31.12.2019 поставлять газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, либо газ, добытый независимым поставщиком, не являющимся аффилированным лицом ПАО "Газпром", а покупатель - получать (выбирать) и оплачивать газ (пункт 2.1 договоров).
Согласно пункту 5.4.1 договоров оплата за газ производится до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
С 01.01.2019 по 28.02.2019 истец поставил ответчику газ в объеме 48 569,262 тыс. куб. м стоимостью 327 973 423 рубля 13 копеек; данные обстоятельства подтверждены сводными актами поданного - принятого газа за январь и февраль 2019 года, подписанными ответчиком без замечаний и возражений.
Поскольку общество не уплатило указанную сумму, компания обратилась в арбитражный суд с иском.
Спорным является вопрос о применимых в расчетах сторон тарифах за газ.
Возражая против иска, общество сослалось на распоряжение администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 20.12.2017 N 249, согласно которому обществу передано муниципальное имущество теплового хозяйства (котельные и оборудование; т. 2, л. д. 31, 32). По мнению общества, поскольку приобретенный газ используется в качестве топлива для котельных, которые предназначены для теплоснабжения и горячего водоснабжения жилых домов, то при расчете его стоимости следует применять тариф, установленный для населения.
Компания при расчете задолженности исходит из того, что общество в спорный период не являлось исполнителем коммунальных услуг по отношению к гражданам, проживающим в многоквартирных домах, поэтому при определении стоимости поставленного ответчику газа надлежит применять тариф, установленный для категории "промышленные предприятия".
Суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ), Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, далее - Правила N 162), Правилами учета газа, утвержденными Минэнерго России 13.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа N 961), и исходя из того, что материалами дела подтверждено владение и эксплуатация ответчиком в спорный период имуществом теплового хозяйства на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 27.12.2017 N 8 (т. 2, л. д. 37 - 40), указали, что в отношении котельной, обеспечивающей теплоснабжение (отопление и горячее водоснабжение) многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владикавказ, проспект Коста, 183 (т. 2, л. д. 41, 42), при расчете стоимости газа следует применять тариф, установленный постановлением Региональной службы по тарифам РСО - Алания от 28.12.2018 N 49 для категории потребителей "население", в связи с чем сочли обоснованными требования истца по основному долгу частично на 327 963 941 рубль 61 копейку. Признавая позицию ответчика о применении тарифа для категории "население" обоснованной, суды согласились с контррасчетом ответчика, согласно которому разница между суммой, начисленной компанией, и расчетом общества составила 9481 рубль 50 копеек, и отказали в удовлетворении иска в данной части.
Суд апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения), отметил, что приобретенный обществом газ предназначен для использования в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, поэтому применение тарифа, установленного постановлением Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания от 28.12.2018 N 49 для потребителей "население", является обоснованным.
Однако выводы судебных инстанций в данной части нельзя признать законными и обоснованными.
Согласно пунктам 5 и 8 Правил N 162 поставка и транспортировка газа производятся на основании соответствующих договоров между поставщиками, газораспределительными организациями и потребителями.
В порядке пункта 29 Правил N 162 цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Из материалов дела видно, что договоры поставки газа от 01.11.2018 N 39-3-15205/19, от 01.11.2018 N 39-3-15205/19Д по цене "промышленность" подписаны без разногласий.
В соответствии со статьей 2 Закона N 69-ФЗ под потребителем газа понимается лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
По смыслу Правил N 162 в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами.
Этот вывод также подтверждается пунктом 2 Основных положений, согласно которому к категории население отнесены лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса (отопления) как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
Доказательства того, что ответчик признан исполнителем коммунальных услуг с использованием газа в котельных для производства тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ответчик должен оплачивать услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц, является ошибочным.
На основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Суд кассационной инстанции с учетом положений пункта 2 части 1 статьи 287 Кодекса полагает необходимым изменить судебные акты в части отказа в иске и удовлетворить иск компании в полном объеме, увеличив взыскиваемую с общества в пользу компании сумму долга до 327 973 423 рублей 13 копеек.
В связи с изменением решения и постановления в части основного долга они подлежат изменению и в части взыскания пеней, а также распределения судебных расходов.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пеней за просрочку платежа с 19.02.2019 по 10.06.2019 в сумме 19 318 606 рублей 21 копейки, которые подлежат взысканию с общества в пользу компании.
Поскольку требования компании удовлетворены, судебные расходы на оплату государственной пошлины по иску в размере 200 тыс. рублей подлежат взысканию в ее пользу с ответчика (часть 1 статьи 110 Кодекса).
Учитывая результаты рассмотрения кассационной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам в сумме 6 тыс. рублей по правилам статьи 110 Кодекса также подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020 по делу N А61-3043/2019 изменить, увеличив взыскиваемую с открытого акционерного общества "Владикавказские тепловые сети" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" сумму до 327 973 423 рублей 13 копеек, сумму пеней до 19 318 606 рублей 21 копейки за период с 19.02.2019 по 10.06.2019, расходы по уплате государственной пошлины до 200 тыс. рублей (по иску).
Взыскать с открытого акционерного общества "Владикавказские тепловые сети" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" 6 тыс. рублей государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения), отметил, что приобретенный обществом газ предназначен для использования в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, поэтому применение тарифа, установленного постановлением Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания от 28.12.2018 N 49 для потребителей "население", является обоснованным.
...
Согласно пунктам 5 и 8 Правил N 162 поставка и транспортировка газа производятся на основании соответствующих договоров между поставщиками, газораспределительными организациями и потребителями.
В порядке пункта 29 Правил N 162 цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
...
В соответствии со статьей 2 Закона N 69-ФЗ под потребителем газа понимается лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
По смыслу Правил N 162 в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 июня 2020 г. N Ф08-3605/20 по делу N А61-3043/2019