Решение Самарского областного суда от 12 июля 2023 г. N 3а-1295/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1295/2023 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя В.В.Н. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта, установил:
ИП В.В.Н. обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта 36669 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014, со дня его принятия, указывая, что он является собственником объекта недвижимости - здания с кадастровым номером N, площадью 170,6 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, Здание не подпадает под критерии, установленные ст. 378.2 НК РФ. Включение нежилого здания в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу. Просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного истца по доверенности П.Н.Н. в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования по вышеизложенным основаниям, указывая, что фактически здание используется административным истцом в производственных целях.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности М.М.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что объект недвижимости включен в перечень по заявлению Администрации городского округа Сызрань от 20.01.2020, к которому приложен акт осмотра объекта от 14.11.2019, согласно которому объект недвижимости используется и функционирует как торговый и офисный объект (продажа дверей, окон, жалюзи, фурнитуры и проч.). Таким образом, фактическое использование нежилого здания подтверждает законность и обоснованность нахождения указанного объекта в оспариваемом Перечне. 15.12.2022 министерством проведен осмотр объекта недвижимости, которым установлено, что данное здание используется под размещение магазина по продаже изделий из дерева (окна, лестниц, двери), в том числе интернет-магазина фабрики дверей "Б.", о чем принято соответствующее решение от 24.01.2023 N МИО-03/808-исх.
Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Сызрань Самарской области в судебном заседании не явились, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, письменный отзыв не представил.
Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушают права административного истца.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 N 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год.
Приказ опубликован в газете "Волжская коммуна" N 171 (30955) от 21.10.2020.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.
В вышеуказанный перечень под пунктом 36669 включен объект недвижимости с кадастровым номером N, наименование: отдельностоящее нежилое здание, назначение: нежилое, общей площадью 170,6 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности В.В.Н., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 18.05.2023.
Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно пункту п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N, здание имеет наименование: отдельностоящее нежилое здание, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, имеющим категорию земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под отдельностоящим нежилым зданием, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30.05.2023.
Согласно техническому паспорту, выполненному по состоянию на март 2003 года, представленному из материалов реестрового дела на запрос суда, здание для обработки и сборки деревянных конструкций включает в себя: кабинет ЛФК, кабинет мех, коридор, регистратура, туалет, подсобное, массаж. кабинет, каб. сестры-хозяйки., каб. гл. врача, коридор, кабинеты, тамбур, основн.
Технический паспорт на здание для обработки и сборки деревянных конструкций, изготовленный ГУП СО "Ц.", представленный административным истцом, не содержит наименование помещений, подпадающих под критерии ст. 378.2 НК РФ.
В реестровом деле отсутствует документ, подтверждающие изменение назначения здания или помещения с кадастровым номером N, что подтверждается соответствующим уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 22.05.2023 N КУВИ-001/2023-114751621.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что наименование и назначение, технические характеристики здания, а также вид разрешенного использования земельного участка, назначение спорного здания не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Мероприятий по определению фактического использования здания на момент формирования и утверждения Перечня административным ответчиком не проводилось.
Здание включено в оспариваемый Перечень на основании заявления Администрации г.о. Сызрань.
Согласно акту осмотра объекта недвижимого имущества от 14.11.2019, составленному Администрацией городского округа Сызрань Самарской области, здание с кадастровым номером N используется и функционирует как торговый и офисный объект (продажа дверей, окон, жалюзи, фурнитуры и проч.). Фототаблица акта осмотра содержит одну фотографию внешнего вида здания, из которой однозначно не следует, что в здании расположены торговые объекты, магазины, либо размещены офисы.
Суд критически относится к указанному акту осмотра, поскольку он составлен на основании внешнего осмотра здания, сведений о проведении осмотра внутри здания акт не содержит, а также отсутствуют сведения, какие именно помещения и их площадь фактически используются в целях торговых и офисных помещений, что не позволяет суду сделать вывод о процентном соотношении использования помещений в здании под офисы и торговые объекты.
Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 15.03.2023 N ИЭ9965-23-14354153, основным видом деятельности ИП В.В.Н. является производство металлических дверей и окон, дополнительными видами деятельности - производство деревянных, строительных конструкций и столярных изделий, производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей.
Суд не принимает во внимание акт осмотра объекта недвижимого имущества от 15.12.2022, составленный ГУ СО "Ц.", так как он составлен после принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Определение вида фактического использования рассматриваемого объекта недвижимости, как объекта, налоговая база которого определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ произведено на основании акта осмотра ГБУ СО "ЦРР" от 15.12.2022, то есть после принятия оспариваемого Перечня.
Иных доказательств фактического использования здания в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов суду не представлено.
Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, учитывая сведения из Единого государственного реестра недвижимости и документов технического учета рассматриваемого здания, отсутствие доказательств определения фактического использования здания в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у В.В.Н. критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечень спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск индивидуального предпринимателя В.В.Н. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014 в части включения в него под пунктом 36669 здания с кадастровым номером N, со дня его принятия.
Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24.07.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 12 июля 2023 г. N 3а-1295/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании