г. Краснодар |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А32-27161/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Андреевой Е.В. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Гапонов О.В. (доверенность от 30.07.2019), от Департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края - Поценко Т.А. (доверенность от 13.01.2020), в отсутствие государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская краевая клиническая больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края, общества с ограниченной ответственностью "Фармсервис", общества с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020 по делу N А32-27161/2019, установил следующее.
Департамент по регулированию контрактной системы Краснодарского края (далее - департамент) обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) об оспаривании решения по делу N 284/2019-КС, предписания от 04.03.2019 N 87.
Решением суда от 24.10.2019, оставленным без изменения постановлениям суда апелляционной инстанции от 20.01.2020, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе управление просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований департамента. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права.
Управление указывает на то, что представленные оператором электронной площадки заказчику в ходе закупки в составе заявки сведения из ЕГРЮЛ, полученных в порядке взаимодействия от уполномоченного на ведение единого информационного ресурса органа, содержат полные, достоверные и актуальные на дату проведения аукциона сведения об ООО "Фармсервис"; это позволяло аукционной комиссии достичь цели проверки второй части заявки - идентифицировать участника аукциона.
В отзыве на кассационную жалобу ГБУЗ "Детская краевая клиническая больница" МЗ КК просит судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы управления.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, представитель департамента возражал против доводов жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции департамент провел электронный аукцион: "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения (МНН: ОМАЛИЗУМАБ)" (извещение N 0318200063919000180). Заказчик - ГБУЗ "Детская краевая клиническая больница" МЗ КК. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 952 280 рублей.
Установлено, что по окончании срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе подана только одна заявка - ООО "Фармсервис", что послужило основанием для признания электронного аукциона несостоявшимся в силу части 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Как следует из протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 21.02.2018 N 407-1/0318200063919000180 ООО "Фармсервис" отказано в допуске по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ - не предоставлены документы и информация, предусмотренные пунктом 7 частью 11 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ, а именно: не представлена копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
ООО "Фармсервис" обратилось в управление с жалобой на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, комиссия управления вынесла решение от 04.03.2019, в соответствии с которым признала жалобу ООО "Фармсервис" обоснованной; признала в действиях департамента (отраслевой комиссии) нарушение части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ.
4 марта 2019 года управление выдало предписание N 87, в соответствии с которым департаменту предписано устранить нарушение части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ путем отмены протокола рассмотрения единственной заявки и назначить новую дату рассмотрения заявки на участие в аукционе; рассмотреть заявку, поданную участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и в отношении которой участником закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и с учетом решения от 04.03.2019 по делу N 284/2019-КС; осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и с учетом решения от 04.03.2019 г. по делу N 284/2019-КС.
Департамент, не согласившись с названными решением и предписанием, обратился в суд с заявлением о признании их недействительными.
Из материалов дела следует, что оспариваемое предписание от 04.03.2019 N 87 заявителем исполнено, о чём письмом от 18.03.2019 департамент уведомил управление, указав, что протокол рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме от 21.02.2019 N 407-1/0318200063919000180 отменен, назначена новая дата рассмотрения заявки на участие в аукционе на 20.03.2019.
Департаментом также представлены копия протокола рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме от 20.03.2019 N 407-1-1/0318200063919000180, в соответствии с которым участник - ООО "Фармсервис" и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Федерального закона и документации аукциона в электронной форме; копия договора на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (МНН: ОМАЛИЗУМАБ) от 01.04.2019 N Ф.2019.136878, заключенного с ООО "Фармсервис".
Удовлетворяя требования департамента, суды руководствовались положениями статей 24.1 - 24.2, 69, 71 Закона N 44-ФЗ, пункта 17 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2015 N 5н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" (далее - Регламент).
Суды исходили из того, что фактически в составе документов заявки оператором электронной площадки представлены заказчику сведения из ЕГРЮЛ, вместо выписки из ЕГРЮЛ, установленной Законом N 44-ФЗ. Анализ формы выписки из ЕГРЮЛ, содержащейся в приложении к Регламенту, и документа, представленного в составе заявки "сведения из ЕГРЮЛ по данным ФНС России", позволяет сделать вывод, что данные сведения не являются идентичными; представленные сведения в составе заявки не являются копией выписки из ЕГРЮЛ и не выдавались в надлежащей форме. Анализ существа и содержания указанного Регламента позволяет сделать вывод о том, что результаты предоставления государственной услуги по предоставлению выписки и ЕГРЮЛ и сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, не являются тождественными, как по существу, так и по содержанию; выписка из ЕГРЮЛ должна соответствовать форме согласно приложению N 2 к Регламенту; указанные результаты отличны по объему предоставляемой информации.
Кроме того, представленный документ (сведения из ЕГРЮЛ) направлен в формате "word", что позволяет внести в него корректировки без каких-либо согласований с уполномоченным лицом, наделенным полномочиями по предоставлению вышеуказанной государственной услуги. Копия выписки из ЕГРЮЛ обладает обязательным набором реквизитов, что не позволяет недобросовестным участникам внести изменения в рассматриваемый документ.
Суды исходили из того, что этом возможность предоставления иных документов, помимо выписки из ЕГРЮЛ установленной формы, Законом N 44-ФЗ не предусмотрена; доказательства обратного лицами, участвующими в деле, не представлены.
Между тем суды не учли следующего.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"" установлено, что обязанность направлять информацию, указанную в пункте 7 части 11 статьи 24.1 Закона возлагается на оператора электронной площадки с 01.01.2019.
Из совокупного содержания положений Закона N 44-ФЗ следует, что участником электронного аукциона, проводимого на конкретной электронной площадке может стать аккредитованное электронной площадкой лицо, включенное в соответствующий реестр и представившее для получения статуса участника закупок на этой площадке соответствующие документы и информацию, в том числе копию выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица). При этом участие в электронном аукционе предполагает опосредованное взаимодействие участника с заказчиком путем информационного взаимодействия через оператора электронной площадки.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом - Федеральной налоговой службой ее территориальными органами в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 статьи 6 Закона N 129-ФЗ закреплено, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен.
Согласно пункту 2 данной статьи содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются, в том числе в виде выписки из соответствующего государственного реестра.
Перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащейся в ЕГРЮЛ, и которые может получить в установленном порядке любое заинтересованное лицо, определен в пункте 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, по смыслу Закона N 129-ФЗ выписка из ЕГРЮЛ представляет собой документ, отражающий сведения и информацию о юридическом лице, содержащиеся в едином информационном ресурсе, ведение которого осуществляет уполномоченный орган - ФНС России.
При этом положения Закона N 44-ФЗ, устанавливающие требования при предоставлении заявок прикреплять к ней, в том числе выписку из ЕГРЮЛ, направлены на обеспечение возможности заказчику осуществить идентификацию участника аукциона как действующего участника хозяйственного оборота, и тем, самым исключить его формальное несоответствие требованиям аукционной документации (российское или иностранное юридическое лицо, состав его участников и органов управления, их ИНН и т.д.), с целью исключения обстоятельств, препятствующих лицу участвовать в закупке (нахождение в Реестре недобросовестных поставщиков, отсутствие прав у лица, уполномоченного действовать от имени участника без доверенности и т.п.).
Согласно положениям пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1752 "О порядке регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок" (далее - постановление N 1752) при первоначальной регистрации юридического лица в единой информационной системе в сфере закупок участник представляет определенный пакет документов, в том числе выписку из ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 7 постановление N 1752 информация и документы, указанные в подпунктах "а", "г", "д" - "ж", "и", "к", "м", "ф" пункта 5, формируются в единой информационной системе автоматически на основании сведений из Единого государственного реестра юридических лиц после указания участником закупки при формировании информации для размещения в реестре участников идентификационного номера налогоплательщика и кода причины постанови на учет в налоговом органе. Соответствие такой информации и документов сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ обеспечивается посредством использования и дальнейшего обновления предоставляемых единой системой межведомственного электронного взаимодействия в единую информационную систему документов, размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем такого предоставления.
Поскольку в данном случае представленные заказчику оператором электронной площадки в составе заявки сведения из ЕГРЮЛ, полученные с официального сайта уполномоченного на ведение единого информационного ресурса органа, и копии выписок из ЕГРЮЛ, представленные в материалы арбитражного дела, информативно соотносятся друг с другом, содержат полные, достоверные и актуальные на дату проведения аукциона сведения об ООО "Фармсервис", что позволяло аукционной комиссии достичь цели проверки второй части заявки - идентифицировать участника аукциона, основания для удовлетворения требования департамента у судов первой и апелляционной инстанции отсутствовали.
На основании изложенного и учитывая, что общество было признано участником закупок на электронной площадке, включено в соответствующий реестр аккредитованных участников этой площадки, иных замечаний по представленным в составе заявки документам согласно протоколу аукционной комиссии не получило, а содержащиеся в составе второй части заявки сведения отражали полные, достоверные и актуальные на дату закупки сведения о юридическом лице, в данной конкретной ситуации выводы судов о признании недействительными решения по делу N 284/2019-КС, предписания от 04.03.2019 N 87 являются неправомерными.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение и (или) постановление апелляционного суда полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Основанием для изменения или отмены определения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 288 Кодекса).
Поскольку все фактические обстоятельства по делу судами установлены, суд кассационной инстанции считает возможным отменить судебные акты, как принятые при неправильном применении норм материального права и несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требований предпринимателя.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020 по делу N А32-27161/2019 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.