г. Краснодар |
|
17 июня 2020 г. |
Дело N А32-26233/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Гиданкиной А.В. и Денека И.М., при участии в судебном заседании от акционерного общества "Краснодаргоргаз" - Абаниной К.С. (доверенность от 11.07.2019), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Тарасовой С.П. (доверенность от 13.11.2019), в отсутствие Руфф С.Г., извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Краснодаргоргаз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 по делу N А32-26233/2019, установил следующее.
АО "Краснодаргоргаз" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 16.05.2019 N 023/04/9.21-138/2019 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 тыс. рублей.
Решением суда от 14.10.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.12.2019, в удовлетворении требований общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, указывал, что в рамках дела 023/04/9.21-1385/2019 антимонопольный орган признавал факт продления договора и наличие дополнительного соглашения, что нашло отражение в судебных актах по делу А32-54714/2019. Представитель антимонопольного органа, указывал, что на момент вынесения оспариваемого постановления, сведения о наличии дополнительного соглашения не располагал.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, что в управление поступило обращение от 29.03.2019 ЕПГУ N 235 Руфф С.Г. на действия общества.
Из обращения следует, что Руфф С.Г. и общество заключили договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения от 15.10.2015 N 85928-Т.П.(т) (далее - договор).
Предметом договора является обязанность общества выполнить действия по подключению (технологическому присоединению) индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Стадионная, 26 (далее - объект) к сети газораспределения, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
В соответствии с пунктом 2.1.2 договора срок исполнения мероприятий составляет 1 год с момента заключения настоящего договора.
14 октября 2016 года общество и Руфф С.Г. заключили дополнительное соглашение к договору от 15.10.2015 N 85928-Т.П.(т) о продлении срока подключения (технологического подключения) к сетям газораспределения, согласно которому срок осуществления мероприятий, указанных в пункте 2.1.1 договора: 36 месяцев с момента заключения договора, то есть до 15.10.2018.
5 июня 2018 года общество и Руфф С.Г. заключили дополнительное соглашение к договору от 15.10.2015 N 85928-Т.П.(т) о продлении срока подключения (технологического подключения) к сетям газораспределения, согласно которому срок осуществления мероприятий, указанных в пункте 2.1.1 договора: 38 месяцев с момента заключения договора, то есть до 17.12.2018 (с учетом выходных дней).
По результатам рассмотрения обращения Руфф С.Г. управление пришло к выводу, что обществом не соблюден срок, установленный пунктом 2.1.2 договора от 15.10.2015 N 85928-Т.П. (т), с учетом дополнительного соглашения от 05.06.2018, а также нарушен подпункт "в" пункта 98 Правил N 1314.
В связи с выявленными нарушениями управление в отношении общества составило протокол об административном правонарушении от 25.04.2019 N 023/04/9.21-138/2019 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола (т. 1, л. д. 70 - 71).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении антимонопольный орган вынес постановление от 16.05.2019 N 023/04/9.21-138/2019 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 тыс. рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в суд.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.
Повторное совершение названного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314) определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
В соответствии с пунктом 98 Правил N 1314 исполнитель обязан: а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения; б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения"; в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя; г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению); д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.
Отказывая в удовлетворении требований общества суды исходили из того, что обществом не соблюден срок, установленный пунктом 2.1.2 договора от 15.10.2015 N 85928-Т.П. (т), с учетом дополнительного соглашения от 05.06.2018, а также нарушен подпункт "в" пункта 98 Правил N 1314.
Суд первой инстанции при принятии судебного акта, дополнительное соглашение от 15.05.2019 не оценивал. Суд апелляционной инстанции отклонили ссылку общества на дополнительное соглашение от 15.05.2019 (т. 1, л. д. 16), поскольку указанное дополнительное соглашение к договору заключено после составления в отношении общества протокола об административном правонарушении.
Между тем, суды не учли следующее.
9 апреля 2019 года управление направило обществу уведомление о составлении протокола от 01.04.2019 N 7266/6, из которого следует, что протокол по делу об административном правонарушении в отношении общества буде составлен 25.04.2019. Данное уведомление получено адресатом 15.04.2019 (почтовый идентификатор N 35093135908323).
Из протокола от 25.04.2019 следует, что рассмотрение дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-138/2019 отложено на 07.05.2019.
Определением управления от 07.05.2019 срок рассмотрения дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-138/2019 продлен, рассмотрение дела отложено на 16.05.2019.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении антимонопольный орган вынес постановление от 16.05.2019 N 023/04/9.21-138/2019 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 тыс. рублей.
Между тем, из материалов дела видно, что 15.05.2019 5 общество и Руфф С.Г. заключили дополнительное соглашение к договору от 15.10.2015 N 85928-Т.П.(т) о продлении срока подключения (технологического подключения) к сетям газораспределения, согласно которому срок осуществления мероприятий, указанных в пункте 2.1.1 договора продлен до 01.08.2019.
Указанное дополнительное соглашение было получено управлением 19.06.2019 (т. 1, л. д. 40) и 06.06.2019 судом первой инстанции (т. 1, л. д. 3 - 4, 16).
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения исключает привлечение к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что управление в дальнейшем проводило проверку общества по новому обращению на действия общества, при рассмотрении дела N 023/04/9.21-1385/2019 установлено, мероприятия по технологическому присоединению объектов капитального строительства к сетям газораспределение, с учетом дополнительного соглашения от 15.05.2019 должны быть выполнены до 01.08.2019.
Учитывая изложенное, в данном случае до вынесения постановления о привлечении к административной ответственности срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта был продлен сторонами до 01.08.2019, что, исключает наличие в деяниях общества нарушения требований подп. "в" п. 98 Правил N 1314. Выводов, свидетельствующих об ином, представленные в материалы дела доказательства, в их совокупности и логической взаимосвязи, сделать не позволяют.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение и (или) постановление апелляционного суда полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Основанием для изменения или отмены определения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 288 Кодекса).
Поскольку все фактические обстоятельства по делу судами установлены, суд кассационной инстанции считает возможным отменить судебные акты, как принятые при неправильном применении норм материального права и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 по делу N А32-26233/2019 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16.05.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-138/2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 98 Правил N 1314 исполнитель обязан: а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения; б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения"; в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя; г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению); д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.
...
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении антимонопольный орган вынес постановление от 16.05.2019 N 023/04/9.21-138/2019 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 тыс. рублей.
...
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения исключает привлечение к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 июня 2020 г. N Ф08-2281/20 по делу N А32-26233/2019