В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
приказываю:
1. Утвердить доклад о правоприменительной практике Управления государственного надзора (далее - доклад).
2. Начальнику отдела информационно-технического обеспечения и делопроизводства И.В. Иванову разместить соответствующий доклад на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
В.З. Базаев |
Утвержден
приказом Министерства
природных ресурсов и экологии
Республики Северная Осетия-Алания
от 11 октября 2023 г. N 367
Доклад
о правоприменительной практике Управления государственного надзора
Управление государственного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания (далее - Управление) в соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 февраля 2016 года N 48 "Вопросы Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания" осуществляет:
региональный государственный экологический контроль (надзор) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории Республики Северная Осетия-Алания;
региональный государственный геологический контроль (надзор) в отношении участков недр местного значения на территории Республики Северная Осетия-Алания;
региональный государственный контроль (надзор) в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Северная Осетия-Алания;
региональный государственный надзор в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Настоящие материалы обобщения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Управления разработаны в целях профилактики нарушений обязательных требований, и основаны на реализации положений:
Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 сентября 2021 года N 330 "О региональном государственном экологическом контроле (надзоре) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории Республики Северная Осетия-Алания";
постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 сентября 2021 года N 331 "О региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Северная Осетия-Алания";
постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 сентября 2021 года N 332 "О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий Республики Северная Осетия-Алания от чрезвычайных ситуаций, а также признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов";
постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 сентября 2021 года N 333 "О региональном государственном геологическом контроле (надзоре), осуществляемом на территории Республики Северная Осетия-Алания".
Материалы содержат результаты правоприменительной практики, а также доклады по соблюдению обязательных требований по всем видам контроля (надзора), отнесенным к компетенции Управления.
Обобщение правоприменительной практики является одним из видов профилактических мероприятий, осуществляемых Управлением и проводится для решения следующих задач:
обеспечение единообразных подходов к применению Управлением и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;
подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
В качестве источников формирования сведений для обобщения правоприменительной практики надзорной деятельности Управления используются:
результаты проверок и иных мероприятий по контролю;
результаты взаимодействия надзорных и судебных органов;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц Управления в административном или судебном порядке и иные материалы судебной практики;
результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;
разъяснения, полученные Управлением от органов прокуратуры, суда, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением надзорной деятельности;
результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан;
результаты опросов (в том числе проводимых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") представителей подконтрольных объектов государственного надзора на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на бизнес;
результаты взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов по принудительному взысканию административных штрафов и приостановлению деятельности;
разъяснения вышестоящих органов надзорной деятельности по вопросам применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления надзора за соблюдением обязательных требований.
На сегодняшний день в основу регулирования контрольно-надзорных мероприятий положены принципы соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц, управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В ходе проведенной административной реформы контрольной надзорной деятельности обновлены все базовые законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
В целях реализации принципов законности поднадзорные объекты, в рамках осуществления Управлением соответствующих видов контроля, были отнесены к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, что в свою очередь, влияет на периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий и позволяет снизить необоснованную административную нагрузку в отношении добросовестных объектов контроля.
С учетом складывающейся правоприменительной практики в процессе деятельности осуществляется мониторинг законодательства, по результатам которого вносятся соответствующие изменения в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы надзорной деятельности.
В рамках осуществления реформы контрольной надзорной деятельности особая роль отводится развитию "индикаторов риска нарушения обязательных требований". В настоящее время ведется работа по их актуализации.
Наряду с этим сформированы перечни наиболее распространенных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении указанных выше видов контроля.
С учетом ограничений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" плановые проверки в 2022 году не проводились.
При этом по итогам деятельности в 2022 году общая сумма наложенных на правонарушителей штрафов составила 1340,5 тыс. рублей, из которых на конец 2022 года взыскано 1261,5 тыс. рублей.
В 2022 году Управлением совместно с правоохранительными органами проводились надзорные мероприятия на предмет выявления нарушений в сфере обращения с отходами, сферах недро- и водопользования, а также охраны атмосферного воздуха.
В том числе проводились мероприятия по выявлению фактов незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых, в рамках межведомственного оперативно-розыскного мероприятия "Ночь-Район" при участии представителей МВД РФ по РСО-Алания.
В отчётном периоде государственными инспекторами Управления (в том числе совместно с правоохранительными органами) выявлено 10 фактов безлицензионного пользования недрами. В отношении лиц, допустивших нарушения составлены протоколы об административном правонарушении.
В 2022 году инспекторами Управления также проведены масштабные мероприятия по актуализации сведений о поверхностных водных объектах и водных ресурсах республики, в частности проведены рейдовые осмотры административных территорий республики, направленные на выявление ранее не учтенных поверхностных водных объектов.
По результатам проведенных мероприятий на территории республики выявлено 185 поверхностных водных объектов (реки, ручьи, родники, озера, пруды). Сформирован реестр выявленных водных объектов, с разбивкой по районам.
Управлением государственного надзора на постоянной основе проводятся рейдовые мероприятия, направленные на выявление несанкционированных свалок и навалов отходов на территории республики.
В 2022 году по инициативе Министерства в республике проведено два месячника но санитарной очистке, благоустройству и озеленению населенных пунктов РСО-Алания. Государственными инспекторами Министерства проведены рейдовые обследования административных территорий республики, по результатам которых выявлено 73 свалки и навала твердых коммунальных и строительных отходов, составлено 12 протоколов об административном правонарушении по факту несанкционированного складирования отходов. Лица допустившие нарушения привлечены к ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания от 11 октября 2023 г. N 367 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике Управления государственного надзора"
Вступает в силу с 13 октября 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Республики Северная Осетия-Алания (http://alania.gov.ru) 12 октября 2023 г.