г. Краснодар |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А53-40210/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола помощником судьи Филипповой Е.Н., при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Паутова Л.Н.) от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Палмали" (ИНН 6164087026, ОГРН 1026103274977) - Чумака И.В. (доверенность от 09.04.2020), от заинтересованного лица - пограничного управления Федеральной службы безопасности по Ростовской области - Глухова М.М. (доверенность от 22.05.2020), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Палмали" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 по делу N А53-40210/2019, установил следующее.
ООО "Палмали" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления пограничного управления Федеральной службы безопасности по Ростовской области (далее - управление) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 400 тыс. рублей административного штрафа.
Решением суда от 30.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.02.2020, в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения по части 1 статьи 18.1 Кодекса. Доказательства, опровергающие наличие события и состава административного правонарушения, не представлены. Основания для применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1, части 3.2 статьи 4.1 Кодекса, освобождения общества от административной ответственности или снижения административного штрафа отсутствуют.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 30.12.2019 и постановление апелляционной инстанции от 18.02.2020, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что при рассмотрении дела суды не установили, соблюден ли порядок объявления района, в котором находилось судно "Каспиан Лидер" 01.09.2019, временно опасным для плавания. Решение об установлении временно опасных для плавания районов вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям". По мнению заявителя, порядок рассылки навигационных предупреждений и его соблюдение не имеют правового значения, поскольку закон не связывает объявление района временно опасным для плавания с рассылкой навигационных предупреждений. При рассмотрении дела судом не применены нормы части 3 статьи 15 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 155-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель управления в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, Широбоков Д.А., являясь капитаном судна "Каспиан Лидер" (ИМО 9235684), после осуществления пограничного контроля при следовании от пункта пропуска до государственной границы Российской Федерации, а именно, следуя из порта Кавказ (Россия) в порт Бургас (Болгария), 01.09.2019 в 22 часа 13 минут, в точке с координатами 44.056,10 северной широты и 36.040,10 восточной долготы, допустил заход во временно опасный для плавания район. В 23 часов 00 минут 01.09.2019 осуществил постановку указанного теплохода на якорь во временно опасном для плавания районе.
В отношении Широбокова Д.А. 17.10.2019 вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса.
Выявленное нарушение послужило основанием для составления 22.10.2019 в отношении общества протокола по признакам административного правонарушения по части 1 статьи 18.1 Кодекса и вынесения постановления от 29.10.2019 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса в виде 400 тыс. рублей административного штрафа.
Считая постановление управления незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Частью 1 статьи 18.1 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо за нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 Кодекса.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о государственной границе) государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующей угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства (абзац 6 статьи 3 Закона о государственной границе).
В силу пункта 2 абзаца 1 статьи 7 Закона о государственной границе пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами является одним из правил режима государственной границы.
В соответствии со статьей 9 Закона о государственной границе российские и иностранные суда пересекают государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
При следовании от пункта пропуска до государственной границы Российской Федерации российские суда при плавании в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов без заходов в порты (на рейды) Российской Федерации обязаны выполнять требования пограничных органов, предусмотренные частью 7 статьи 9 Закона о государственной границе.
В силу части 8 статьи 9 Закона о государственной границе судам, указанным в части седьмой данной статьи, при следовании от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и обратно запрещаются (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации):
а) заход в порты (на рейды) Российской Федерации, не открытые Правительством Российской Федерации для захода иностранных судов;
б) заход в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения;
в) остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения;
г) другие действия, запрещенные законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 43 Закона о государственной границе лица, виновные в нарушении правил режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу, несут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Закона N 155-ФЗ в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны государственных интересов Российской Федерации и охраны окружающей среды во внутренних морских водах и в территориальном море могут устанавливаться запретные для плавания и временно опасные для плавания районы, в которых полностью запрещаются или временно ограничиваются плавание, постановка на якорь, добыча морских млекопитающих, осуществление рыболовства придонными орудиями добычи (вылова) водных биологических ресурсов, подводные или дноуглубительные работы, отбор образцов грунта, подводные взрывы, плавание с вытравленной якорь-цепью, пролет, зависание и посадка (приводнение) летательных аппаратов и другая деятельность.
В запретных для плавания районах плавание всех судов, военных кораблей, других государственных судов и всех иных плавучих средств запрещается. Решения об установлении запретных для плавания районов и об открытии их для плавания, а также правила для таких районов принимает уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Указанные решения вступают в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям".
Временно опасные для плавания районы устанавливаются на определенный срок. Решения об установлении временно опасных для плавания районов, а также правил для таких районов принимает федеральный орган исполнительной власти по обороне. Указанные решения вступают в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям".
Границы запретных для плавания районов показываются на навигационных картах, издаваемых федеральным органом исполнительной власти по обороне. Изменения, касающиеся таких районов, заблаговременно публикуются в "Извещениях мореплавателям" и объявляются по радио.
Все суда и военные корабли Российской Федерации, иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, а также все иные плавучие средства обязаны выполнять правила, установленные для запретных для плавания и временно опасных для плавания районов. Ссылка на незнание правил или границ запретных для плавания или временно опасных для плавания районов не может служить основанием для захода в такие районы и уклонения от ответственности.
Проверяя доводы жалобы о несоблюдении порядка объявления временно опасным для плавания района, в котором находилось судно "Каспиан Лидер" 01.09.2019, судебные инстанции установили, что в соответствии с навигационным предупреждением от 22.08.2019 N 435/19 в период с 26.08.2019 по 30.09.2019 временно опасным для плавания район ограничен координатами: 44-45 N 036-36E, 44-55 N 036-33E; 44-58 N 036-33E; 44-58 N 036-53E; 44-49 N 036-55Е.
При этом, как видно из материалов дела, через систему "NAVTEX" 27.08.2019 в 05.30 (UTC) капитан судна "Каспиан Лидер" Широбоков Д.А. получил прибрежное предупреждение (ПРИП) N 435 о том, что квадрат с координатами 44-45 N 036-36E, 44-55 N 036-33E, 44-58 N 036-33E, 44-58 N 036-53E, 44-49 N 036-55Е является опасным для плавания до 22.00 (UTC) 30.09.2019, а 01.09.2019 судно "Каспиан Лидер" (ИМО 9235684) под руководством Широбокова Д.А. зашло в указанный запретный район.
Отклоняя довод общества о применении части 3 статьи 15 Закона N 155-ФЗ, судебные инстанции указали, что в соответствии с частью статьи 15 Закона N 155-ФЗ временно опасные для плавания районы устанавливаются на определенный срок. Решения об установлении временно опасных для плавания районов, а также правил для таких районов принимает федеральный орган исполнительной власти по обороне. Указанные решения вступают в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям".
Судом установлено, что Российская Федерация является участником Конвенции Международной морской организации (Женева, 06.03.1948) и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (Лондон, 01.11.1974).
В силу пункта 3 правил N 9 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море в целях оказания помощи мореплаванию распространение извещений мореплавателям с тем, чтобы морские навигационные карты и пособия были всегда откорректированы, является неотъемлемым обстоятельством договаривающихся правительств.
НАВТЕКС (NAVTЕX) является международной автоматизированной системой оповещения, которая в судоходной навигации служит для приема срочной навигационной и метеорологической информации и служит компонентом Глобальной морской системы связи для обеспечения безопасности международной морской организации а соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море. Информация распространяется в текстовом режиме (режим узкополосного печатания).
Всемирной службой навигационных предупреждений 06.11.1991 приняты Резолюции А.705 (17) и А.706 (17).
Требованиями Резолюции А.705 (17) по распространению информации по безопасности на море с учетом крайней ограниченности ресурсов администраций и мореплавателей предписывается передавать в навигационных предупреждениях только ту информацию, которая является жизненно важной для безопасного управления судном. Для передачи менее срочной информации существуют извещения мореплавателям.
Резолюция А.706 (17) содержит специальное руководство для распространения всемирно скоординированных предупреждений НАВАРЕА и прибрежных предупреждений по УКВ кодом Морзе (А1А) через систему НАТЕКС и Международные службы сети передачи информации относительно безопасности на море.
Согласно пункту 2.1.1 Резолюции навигационное предупреждение - это сообщение по радио, содержащее срочную информацию, относящуюся к безопасности мореплавания.
В соответствии с пунктом 4.2.1.2 Резолюции предупреждения для прибрежных районов могут обеспечиваться системой НАВТЕКС или Международной службой сети передачи информации относительно безопасности на море при применении ее вместо службы НАВТЕКС.
С 01.08.1993 приемник НАВТЕКС является обязательным на всех судах, плавающих в районах службы НАВТЕКС (Резолюция А.706 (17)). Это означает, что такое исключение ее особой важности, когда мореплаватель должен быть осведомлен о ней до вхождения в район, охватываемый системой НАВТЕКС. Национальный координатор будет оценивать значение информации для рассмотрения ее в качестве предупреждения НАВАРЕА, тогда как координатор НАВАРЕЯ будет делать ее окончательное определение (пункты 6.6.7 и 6.2.3 Резолюции).
Согласно абзацу 7 пункта 6.6.1. Резолюции национальной координатор должен включать соответствующие предупреждения в НАВТЕКС/Сети передачи по радио информации относительно безопасности на море и, если необходимо, в извещения мореплавателям.
Анализируя информацию, указанную в прибрежном предупреждении N 435, суды учли, что полученная Широбоковым Д.А. через систему "NAVTEX" информация об опасном районе являлась срочной и сообщена в целях безопасности мореплавания, что согласуется с положениями Конвенции Международной морской организации, Международной конвенции по охране человеческой жизни на море и Резолюциям А.705 (17) и А.706 (17).
Кроме того, суды установили, что в извещениях мореплавателям навигационные предупреждения публикуются тексты прибрежных предупреждений, объявленные за истекший период. Таким образом, опубликованные навигационные предупреждения на момент их публикации являются объявленными и действующими в зависимости от срока их действия.
Суды также учли пояснения специалиста, из которых следует, что если в сообщении, полученном при помощи системы НАВТЕКС, не указана дата и время начала действия временно опасного для плавания района, то временем начала действия такого района будет время получения соответствующего предупреждения.
Аналогичная позиция согласуется с положениями Конвенции Международной морской организации, Международной конвенции по охране человеческой жизни на море и Резолюциям А.705 (17) и А.706 (17).
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, учения проводились с 26.08.2019 по 30.09.2019, а, значит, указанный в прибрежном предупреждении N 435 район с 26.08.2019 являлся временно опасным.
С учетом установленных по делу обстоятельств судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что капитан судна должен был и мог обладать информацией, содержащейся в передаваемом сообщении, однако не выполнил предписанные требования. При этом указали, что прибрежные и навигационные предупреждения объявляются (передаются) и публикуются с целью обеспечения безопасности мореплавания, что неразрывно связано с функцией по защите государственной границы как части системы обеспечения безопасности Российской Федерации. С целью обеспечения выполнения функций по защите государственной границы, а также для обеспечения безопасности условий труда и охраны здоровья, законодатель запретил судам при следовании от границы Российской Федерации до пунктов пропуска через государственную границу и обратно заход в запретный для плавания или временно опасный для плавания районы (пункт "б" части 8 статьи 9 Закона о государственной границе).
При установленных по делу обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, правильно оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришли к обоснованному выводу о правомерном привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса.
При этом, как установили суды, административное наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 18.1 Кодекса, соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности административной ответственности, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, особой значимости охраняемых правоотношений.
Доказательства, опровергающие наличие события административного правонарушения, общество ни на рассмотрение дела управлением, ни при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не представило.
Нарушения порядка привлечения к административной ответственности суды не установили. Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности.
Основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, части 2 статьи 3.4, части 3.2 статьи 4.1 и статьи 4.1.1 Кодекса суды не установили.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 по делу N А53-40210/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.