Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства сельского хозяйства
и продовольствия Ростовской области
от 12.09.2023 N П-261
Положение
об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
1. Общие положения
1.1. Положение об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - Положение) разработано в целях обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - Министерство).
Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации (далее - федеральные стандарты).
Термины и их определения, используемые в Положении, применяются в том же значении, в котором они приведены в федеральных стандартах.
1.2. Внутренний финансовый аудит (далее - ВФА) в Министерстве осуществляется на основе законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, ответственности и стандартизации.
1.3. ВФА в Министерстве осуществляется отделом контроля и отчетности управления организации исполнения бюджета, контроля и предоставления государственных услуг Министерства (далее - отдел контроля и отчетности).
Работа отдела контроля и отчетности по вопросам ВФА в министерстве координируется непосредственно министром сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - министр).
2. Планирование и проведение внутреннего финансового аудита
2.1. ВФА осуществляется в целях:
обеспечения надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого в Министерстве, а также подготовки предложений по его организации;
подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
повышения качества финансового менеджмента, в том числе подготовки предложений о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств.
2.2. ВФА осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских мероприятий.
2.3. Плановое аудиторское мероприятие проводится на основе плана проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год.
2.4. План проведения аудиторских мероприятий Министерства формируется на текущий год в срок до 31 декабря года, предшествующего текущему, и утверждается министром (далее - план) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Информация о плане на очередной финансовый год направляется субъектам бюджетных процедур (далее - руководителям проверяемых структурных подразделений Министерства).
Решение о внесении изменений в план принимается министром по предложению начальника отдела контроля и отчетности. Указанные изменения оформляются путем утверждения плана в новой редакции, который направляется руководителям проверяемых структурных подразделений Министерства.
2.5. Решение о проведении планового аудиторского мероприятия оформляется приказом Министерства, в котором указывается основание проведения аудиторского мероприятия, тема, цель, методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия, сроки, объект аудита, субъекты бюджетных процедур, состав аудиторской группы.
2.6. Решение о проведении планового аудиторского мероприятия (приказ) направляется руководителям проверяемых структурных подразделений Министерства, в отношении которых проводится аудиторское мероприятие, не позднее 5 рабочих дней со дня его принятия.
2.7. Внеплановое аудиторское мероприятие проводится на основании поручения министра, предложений заместителей министра и оформляется приказом Министерства.
2.8. Решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия (приказ) направляется руководителям структурных подразделений Министерства, в отношении которых проводится внеплановое аудиторское мероприятие, не позднее 5 рабочих дней со дня его принятия.
2.9. Датой начала аудиторского мероприятия является дата, указанная в приказе Министерства о проведении аудиторского мероприятия. Датой окончания аудиторского мероприятия является дата подписания начальником отдела контроля и отчетности заключения по результатам аудиторского мероприятия.
2.10. Контрольные действия при проведении аудиторского мероприятия могут проводиться сплошным или выборочным способом.
Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов. Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов.
Объем средств, подлежащих выборочному аудиторскому мероприятию (объем выборки проверяемых операций) составляет не менее 15 процентов от общего объема фактически освоенных средств по проверяемому направлению субсидирования.
2.11. Для проведения аудиторского мероприятия начальник отдела контроля и отчетности утверждает программу аудиторского мероприятия согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
2.12. Начальником отдела контроля и отчетности при необходимости могут вноситься изменения в программу.
В случае внесения изменений в программу в ходе проведения аудиторского мероприятия измененная программа направляется отделом контроля и отчетности руководителю проверяемого структурного подразделения Министерства.
2.13. Для проведения аудиторского мероприятия формируется аудиторская группа.
Численность аудиторской группы определяется исходя из целей аудиторского мероприятия, сроков проведения аудиторского мероприятия, а также вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия.
2.14. В аудиторском мероприятии не имеют права принимать участие:
должностные лица отдела контроля и отчетности (работники), состоящие в родстве или свойстве с должностными лицами проверяемого структурного подразделения Министерства;
должностные лица отдела контроля и отчетности (работники), если они в проверяемом периоде и в течение года, предшествующего проверяемому периоду, осуществляли или принимали участие в осуществлении операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.
2.15. Исходя из целей аудиторского мероприятия к его проведению при необходимости привлекаются эксперты и (или) должностные лица (специалисты) Министерства.
2.16. Привлекаемым экспертам обеспечивается доступ к рабочей документации аудиторского мероприятия в части, их касающейся.
2.17. Аудиторская группа вправе запросить документы и информацию, необходимые для проведения аудиторского мероприятия, которые должны представить руководители проверяемых структурных подразделений Министерства.
В случае отказа в представлении необходимой информации и (или) документов, а также задержки с её представлением руководитель аудиторской группы оформляет акт об отказе в представлении информации (документов) по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению, который с сопроводительной запиской направляет министру (заместителю министра) для принятия управленческих решений.
2.18. Руководитель аудиторской группы при проведении аудиторского мероприятия оценивает степень выполнения программы и достижения ее целей на основании имеющейся информации, в том числе рабочей документации аудиторского мероприятия.
2.19. Рабочая документация аудиторского мероприятия может вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях.
2.20. Рабочая документация аудиторских мероприятий хранится отделом контроля и отчетности не менее 5 лет.
3. Составление и представление заключения. Представление и рассмотрение возражений и предложений по результатам проведенных аудиторских мероприятий
3.1. По результатам аудиторского мероприятия составляется заключение (далее - заключение) по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению.
3.2. По решению начальника отдела контроля и отчетности могут быть отражены промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия, в том числе в форме аналитических записок, направляемых руководителю проверяемого структурного подразделения Министерства.
Аналитические записки являются частью заключения и содержат информацию об отдельных результатах аудиторского мероприятия.
3.3. Руководитель аудиторской группы направляет проект заключения руководителям проверяемых структурных подразделений Министерства на ознакомление.
3.4. Руководители проверяемых структурных подразделений Министерства обязаны ознакомиться с заключением в течение 5 рабочих дней со дня его получения.
3.5. При наличии возражений и предложений по заключению руководители проверяемых структурных подразделений Министерства вправе направить их в письменной форме в отдел в срок, установленный пунктом 3.4 данного раздела.
Данные возражения и предложения приобщаются к материалам аудиторского мероприятия.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.7. Если от руководителей проверяемых структурных подразделений Министерства не поступили возражения и предложения по заключению в течение срока, указанного в пункте 3.4 данного раздела, заключение считается согласованным субъектом бюджетных процедур без замечаний и возражений.
3.8. Возражения и предложения руководителей проверяемых структурных подразделений Министерства, поступившие по результатам проведенного аудиторского мероприятия, рассматриваются руководителем аудиторской группы, начальником отдела контроля и отчетности и при необходимости учитываются, в том числе в целях ведения реестра бюджетных рисков.
3.9. Начальник отдела контроля и отчетности подписывает заключение и представляет подписанный экземпляр заключения министру.
3.10. Министр рассматривает заключение и принимает одно или несколько решений, предусмотренных федеральными стандартами, с указанием сроков их выполнения.
Указанные решения утверждаются письменным поручением (в том числе в форме резолюции, протокола совещания), а также устными указаниями в адрес заместителей министра, курирующих проверяемые структурные подразделения.
3.11. На основании решения министра, предусмотренного пунктом 3.10 настоящего раздела, проверяемые структурные подразделения Министерства разрабатывают и утверждают план мероприятий по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению.
В случае нарушения условий, невыполнения целевых показателей, установленных при предоставлении средств государственной поддержки, выявленного по итогам аудиторских мероприятий, руководитель проверяемого структурного подразделения Министерства организует работу с целью уведомления сельхозтоваропроизводителя(ей) о необходимости обеспечить возврат в областной бюджет полученных средств в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения министром (или лицом его замещающим) о реализации результатов аудиторского мероприятия.
3.12. Руководитель проверяемого структурного подразделения в срок, установленный в заключении, направляет в отдел контроля и отчетности отчет о выполнении плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков и предложения по минимизации (устранению) выявленных бюджетных рисков, а также осуществляет контроль до полного их устранения.
3.13. Информация о принятых решениях, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах обобщается должностными лицами отдела контроля и отчетности в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
3.14. Субъекты бюджетных процедур в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков обязаны оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации (устранения).
Отдел контроля и отчетности ведет реестр бюджетных рисков на основании:
предложений субъектов бюджетных процедур по результатам осуществления внутреннего финансового контроля;
результатов мониторинга реализации решений министра;
результатов анализа изменения бюджетного законодательства;
результатов проверок органами внешнего и внутреннего государственного финансового контроля.
3.15. Реестр бюджетных рисков формируется путем:
описания операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в которой выявлены бюджетные риски;
описания выявленного бюджетного риска и его причин;
определения возможных последствий реализации бюджетного риска;
определения владельца бюджетного риска;
определения значимости (уровня) бюджетного риска (в том числе оценки вероятности и степени влияния бюджетного риска);
определения приоритетности принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;
определения мер по минимизации (устранению) бюджетного риска.
Форма реестра бюджетных рисков приведена в приложении N 6 к настоящему Положению.
3.16. Отдел контроля и отчетности ежегодно проводит мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
3.17. В случае выявления неисполненных мероприятий по устранению выявленных нарушений (недостатков), срок по которым истек, начальник отдела контроля и отчетности докладывает министру с предложениями о проведении служебной проверки или об уточнении сроков, или о внесении изменений в наименование мер, или о снятии соответствующих мер с контроля.
3.18. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА.
4. Приостановление и (или) продление аудиторских мероприятий
4.1. Срок проведения аудиторского мероприятия не должен превышать 40 рабочих дней с даты начала аудиторского мероприятия.
4.2. По решению министра аудиторское мероприятие может быть приостановлено или продлено, но не более 2-х раз, при этом изменения в план не вносятся.
4.3. Срок приостановления или продления аудиторского мероприятия определяется исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период продления аудиторского мероприятия, но не может превышать 40 рабочих дней.
4.4. На время приостановления проведения аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
4.5. Руководитель аудиторской группы направляет руководителю проверяемого структурного подразделения Министерства требование о приведении в надлежащее состояние документов по выполнению бюджетной процедуры либо устранении иных обстоятельств, препятствующих дальнейшему проведению аудиторского мероприятия (далее - требование). В требовании указывается срок его выполнения, который не может превышать срок, на который приостанавливается аудиторское мероприятие.
4.6. После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия аудиторская группа возобновляет его проведение в сроки, устанавливаемые в приказе Министерства.
5. Составление и представление годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита
5.1. Годовая отчетность о результатах ВФА (далее - годовая отчетность) формируется и представляется министру не позднее 15 рабочих дней после установленного срока представления последней бюджетной отчетности за очередной финансовый год по форме согласно приложению N 7 к настоящему Положению.
В годовую отчетность включаются сведения по аудиторским мероприятиям, завершенным в отчетном периоде независимо от даты их начала.
5.2. Информация о принятых структурными подразделениями мерах в соответствии с поручениями (решениями) министра на основании заключений отдела контроля и отчетности по проведенным аудиторским мероприятиям направляется министру в сроки, установленные пунктом 5.1 настоящего раздела, по форме согласно приложению N 8 к настоящему Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.