Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства образования
и спорта Республики Карелия
от 2 мая 2023 года N 543
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства образования и спорта Республики Карелия за 2022 год
I. Общие положения
Настоящий Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Министерства образования и спорта Республики Карелия за 2022 год (далее - доклад о правоприменительной практике) подготовлен во исполнение статей 45 и 47 Федерального закона от 31.07.2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), в соответствии со статьей 93 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктами 13 и 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 года N 997, и Распоряжением Правительства Республики Карелия от 07 февраля 2017 года N 54р-П "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности".
Обобщение правоприменительной практики проводится Министерством образования и спорта Республики Карелия (далее - Министерство) для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Доклад о правоприменительной практике подготовлен за 2022 год по результатам контрольной (надзорной) деятельности в сфере образования, в том числе осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования и государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.
II. Обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
На основании Положения о Министерстве образования и спорта Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 15 февраля 2021 года N 42-П, Министерство осуществляет переданные полномочия Российской Федерацией в сфере образования, в том числе федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования и государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.
С 1 июля 2021 года в соответствии со статьей 93 Федерального закона N 273-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11.06.2021 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации") государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.
Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования регламентировано:
Федеральным законом от 31.07.2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Федеральный закон N 248-ФЗ);
Федеральным законом от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 года N 997 (далее - Положение);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 года N 2328 "О порядке аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (вместе с "Правилами аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля");
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2012 года N 1311 "О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю" (вместе с "Положением об оплате услуг экспертов и экспертных организаций, а также о возмещении понесенных ими расходов в связи с участием в мероприятиях по контролю, проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля");
постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 года N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок";
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 года N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года N 4152;
приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.10.2021 года N 1336 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования";
постановлением Правительства Республики Карелия от 15.02.2021 года N 42-П "Об утверждении Положения о Министерстве образования и спорта Республики Карелия";
распоряжением Главы Республики Карелия от 15.02.2021 года N 84-р "Об утверждении структуры Министерства образования и спорта Республики Карелия".
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 года N 997, объектом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования является: образовательная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования осуществляется уполномоченными органами по контролю (надзору) в сфере образования исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Объектами государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования являются органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования на территории Республики Карелия.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Учет объектов государственного контроля (надзора) осуществляется посредством:
а) реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности;
б) государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам";
в) федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
г) иных государственных и региональных информационных систем путем межведомственного информационного взаимодействия.
Объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска).
Критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований с отнесением к низкой категории риска является деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - контролируемые лица), по реализации одной или нескольких основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию образовательной деятельности (за исключением образовательных программ дошкольного образования, основных программ профессионального обучения), и (или) дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций (далее - образовательная деятельность контролируемых лиц).
Критериями вероятности несоблюдения обязательных требований с отнесением к средней категории риска являются:
1) образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки или органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору), от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований и (или) исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска;
2) образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении) в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска.
Критериями вероятности несоблюдения обязательных требований с отнесением к высокой категории риска является образовательная деятельность контролируемых лиц при одновременном наличии критериев вероятности несоблюдения обязательных требований, указанных в пунктах 1) и 2).
Отнесение объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к одной из категорий риска осуществляется Министерством ежегодно на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска.
В случае поступления от контролируемого лица в адрес Министерства сведений о соответствии объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования критериям отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска иной категории риска контрольный (надзорный) орган в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска такого объекта.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных проверок в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - один раз в 4 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде документарных проверок в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - один раз в 4 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В 2021 году в соответствии с пунктом 7 Положения, объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования были отнесены к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на основе сопоставления их характеристик с критериями отнесения указанных объектов к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, указанными в приложении N 1 к Положению. Перечень объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Карелия, на 2022 год по категориям риска утвержден приказом Министерства образования и спорта Республики Карелия от 03.08.2021 года N 846.
В период с мая по июнь 2022 года на основании критериев отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерством осуществлены сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах контроля. По результатам анализа данных объекты контроля отнесены к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Перечень объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Карелия, по категориям риска утвержден приказом Министерства образования и спорта Республики Карелия от 1 июля 2022 года N 795.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ Перечни объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, размещены на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://minedu.gov.karelia.ru/about/4686.
В течение 2022 года от контролируемых лиц в Министерство сведений об изменении категории риска объекта контроля не поступало.
Так как федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, категория риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, к которой отнесен объект федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, влияет на периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий. С учетом применения риск-ориентированного подхода План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год был сформирован с учетом периодичности проведения контрольных (надзорных) мероприятий для определенной категории риска: высокая категория риска - один раз в 3 года; средняя - один раз в 4 года. Приказ Министерства от 15 ноября 2021 года N 1228 "Об утверждении плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Министерства образования и спорта на 2022 год" был размещен на официальном сайте Министерства https://minedu.gov.karelia.ru/about/4682.
С целью обеспечение единообразных подходов к применению Министерством и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и в соответствии с требованиями части 5 статьи 8 Федерального закона N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", пункта 3 части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на официальном сайте Министерства размещена информация:
о перечне и текстах нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, о сроках и порядке их вступления в силу;
о перечне объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
о критериях отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
о порядке досудебного обжалования решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц;
об исчерпывающем перечне сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
о перечне нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, с текстами действующих нормативных правовых актов, с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля (далее - Перечень обязательных требований).
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, на основании пунктов 5, 6 Правил размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2020 N 1722, утвержден Министерством просвещения Российской Федерации 21 сентября 2021 года.
Также актуализирован раздел "Отдел надзора" официального сайта Министерства в сети "Интернет" https://minedu.gov.karelia.ru/about/1412.
Решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, готовятся специалистами Министерства в соответствии с формой, установленной приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 года N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом", в которых указывается предмет проверки с учетом видов реализуемых контролируемым лицом образовательных программ, а также планируемые контрольные (надзорные) действия.
Кроме того, должностные лица Министерства принимали участие в организации и проведении семинаров и видео-конференций, на которых давались разъяснения руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Карелия о новых требованиях, предъявляемых законодательством об образовании при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства образования Республики Карелия на 2022 год (далее - План проверок) сформирован в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ, Федерального закона N 273-ФЗ, Правилами формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года", Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 997.
На дату формирования Плана проверок 01 июля 2021 года реестр лицензий Министерства образования и спорта Республики Карелия включал 556 организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Карелия. В 2022 году плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении образовательных учреждений и иных осуществляющих образовательную деятельность организаций, проводились на основании ежегодного плана проведения плановых проверок на 2022 год, согласованного с Прокуратурой Республики Карелия, утвержденного приказом Министерства образования и спорта Республики Карелия от 15 ноября 2021 года N 1228, и размещенного на сайте http://minedu.gov.karelia.ru/about/4682. В ежегодный план проведения плановых проверок на 2022 год был включен 101 подконтрольный объект. План проведения проверок Министерством образования и спорта Республики Карелия деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2022 год Министерством не утверждался.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении образовательных учреждений и иных осуществляющих образовательную деятельность организаций в количестве 79 были отмены (приказ Министерства от 14 марта 2022 года N 314 "Об отмене контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых Министерством образования и спорта Республики Карелия, в отношении юридических лиц, зарегистрированных по месту нахождения на территории Республики Карелия").
В соответствии с Постановлением N 336 две плановые проверки, проведенные в отношении общеобразовательных организаций, были завершены без выдачи контролируемым лицам предписаний Министерства об устранении выявленных нарушений.
Во исполнение Постановления N 336 плановые проверки в отношении контролируемых лиц со дня вступления в силу указанного постановления не проводились.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Постановления N 336 для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году были предусмотрены следующие основания:
поручение Президента Российской Федерации;
поручение Председателя Правительства Российской Федерации, принятое после вступления в силу настоящего постановления;
поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятое после вступления в силу настоящего постановления и согласованное с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В отчетный период Министерством в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проведено 23 проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории республики, из них 22 - плановые и 1 - внеплановая проверка.
Графическое соотношение показателей:
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия были проведены в виде выездных проверок с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, и составляли по 10 рабочих дней.
В 2022 году на основании абзаца второго подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" проведена внеплановая выездная проверка по фактам, изложенным в обращении. Данная проверка согласована с Прокуратурой Республики Карелия (от 25.05.2022 года N 7-352-22/0445-20860001).
Графическое соотношение показателей:
В ходе проведения плановых проверок в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в 2022 году проведены следующие контрольные (надзорные) действия: истребование документов, получение письменных объяснений, экспертиза; внеплановой проверки - истребование документов и опрос.
На основании решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объекта контроля документы, материалы и информационные справки были представлены юридическими лицами в установленные Министерством сроки.
В 2022 году к проведению мероприятий по контролю (надзору) привлекалось 19 из 49 аттестованных Министерством экспертов, что составило 38,8% от общего количества аттестованных экспертов.
Количество проверок, проведенных с привлечением экспертов, составило 8 юридических лиц (что составляет 36,4% от общего числа проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Экспертами, привлекаемыми к контрольным надзорным мероприятиям, проведена оценка деятельности общеобразовательных организаций на соответствие содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, в том числе проведена работа по оценке качества освоения основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории республики. Экспертиза была проведена экспертами, аттестованными Министерством, в установленные сроки и в полном объеме.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 февраля 2022 года N 170 "Об утверждении значений целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в сфере образования, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации, и об установлении сроков предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, отчета о фактически достигнутых органами государственной власти субъектов Российской Федерации значениях целевых показателей и утвержденных значениях целевых показателей по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию" утверждены значения целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в сфере образования, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации. Указанным приказом установлены 4 целевые показателя, из них 2 показателя в части исполнения переданных полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования, а именно:
- целевой показатель "Доля проведенных плановых контрольных (надзорных) мероприятий с привлечением экспертов или экспертных организаций в общем количестве плановых контрольных (надзорных) мероприятий" достигнут на 36,4% в связи с тем, что на основании Постановления N 336 плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемых лиц в 2022 году были отменены с момента издания вышеуказанного постановления;
- целевой показатель "Доля проведенных плановых контрольных (надзорных) мероприятий в общем количестве запланированных контрольных (надзорных) мероприятий" достигнут 100%.
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Виды профилактических мероприятий, которые проводятся при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, определяются положением о виде контроля.
Для того чтобы в региональной системе образования не создавались ситуации, провоцирующие появление рисков образовательной деятельности, необходимо управлять вышеуказанными рисками, то есть осуществлять профилактику, направленную на предупреждение нарушений законодательства об образовании, устранение факторов развития рисков образовательной деятельности. Поэтому приоритетным направлением в своей деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования Управление государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - Управление) определяет меры по предупреждению и устранению причин, факторов и условий нарушений законодательства об образовании.
Мероприятия по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляются Управлением в рамках ежегодно формируемых программ профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации об образовании. В 2022 году действовала Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования, утвержденная приказом Министерства образования Республики Карелия от 8 декабря 2021 N 1337.
Управлением в 2022 году проведены следующие профилактические мероприятия:
1) информирование:
- на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" размещены утвержденные и актуализированные перечни нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований https://minedu.gov.karelia.ru/about/2758/
- на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" размещены тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), а также утвержденный перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска и перечень указанных объектов https://minedu.gov.karelia.ru/about/4686/, https://minedu.gov.karelia.ru/about/9391/
- на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" размещаются сообщения о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, комментариев о внесенных изменениях в действующие нормативные правовые акты, о сроках и порядке вступления их в силу https://minedu.gov.karelia.ru/about/9391/
- на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" размещены сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц https://minedu.gov.karelia.ru/about/9387/
- на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" размещены проверочные листы и руководства по соблюдению обязательных требований https://minedu.gov.karelia.ru/about/9395/
- на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" размещены также иные сведения, предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда (план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, аналитическая информация о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях, информации о результатах рассмотрения уведомлений образовательных организаций об исполнении предписаний и т.д.).
2) обобщение правоприменительной практики https://minedu.gov.karelia.ru/about/9392/:
- на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" размещены доклады об осуществлении государственного контроля (надзора) с приложением форм федерального статистического наблюдения;
- на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" размещен проект доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа в сфере образования, а также утвержденный доклад с учетом общественного обсуждения;
3) объявление предостережения:
предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований объявлены и направлены 307 контролируемым лицам.
Предостережения объявлены в связи с наличием у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, а именно:
пунктов 6, 16, 25 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02 сентября 2020 года N 458;
части 9 статьи 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
пунктов 4, 6, 11 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 года N 825;
пункта 18.2 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02 сентября 2020 N 457;
пунктов 6 и 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 года N 236;
пунктов 3 и 3.14 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 года N 831.
4) консультирование:
Должностные лица Управления осуществляли консультирование контролируемых лиц и их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе с: порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий; периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий; порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий; порядком обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования.
Всего должностными лицами Управления проведено 70 консультирований контролируемых лиц, в том числе в ходе проведения профилактического визита.
5) профилактический визит:
Должностными лицами Управления проводились профилактические визиты в форме профилактической беседы путем использования видео-конференц-связи.
Всего проведено 35 профилактических визитов в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности не позднее одного года до даты проведения профилактического визита, в отношении контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, а также по инициативе контролируемого лица.
Также при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования Управлением проводились наблюдения за соблюдением обязательных требований (далее - мониторинг безопасности). В ходе проведения мониторинга безопасности осуществлялся сбор информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет", сведений из федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
Обязательные требования в сфере образования, соблюдение которых подлежало наблюдению в рамках мониторинга безопасности:
пункты 6, 16 и 25 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02 сентября 2020 года N 458;
пункт 6 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 года N 825;
пункт 18.2 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02 сентября 2020 года N 457;
пункты 6 и 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 года N 236;
пункты 3 и 3.14 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 года N 831.
III. Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению нарушений обязательных требований
В 2022 году при проведении проверок в отношении образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выявлены следующие типичные нарушения:
1) лицензионных требований, предусмотренных пунктами 7 и 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 года N 1490;
2) по содержанию уставов законодательству Российской Федерации об образовании;
3) требований к наличию, содержанию, разработке и принятию локальных нормативных актов;
4) обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, предусмотренные статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в том числе:
нарушение пункта 1 части 3 статьи 28: разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
нарушение пункта 5 части 3 статьи 28: прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
нарушение пункта 6 части 3 статьи 28: разработка и утверждение образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по программам общего образования;
нарушение пункта 7 части 3 статьи 28: разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации;
нарушение пункта 8 части 3 статьи 28: прием обучающихся в образовательную организацию;
нарушение пункта 9 части 3 статьи 28: определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
нарушение пункта 10 части 3 статьи 28: осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; нарушение прав обучающихся при выборе форм получения образования; неисполнение предписаний об устранении выявленных нарушений; нарушение правил оказания платных образовательных услуг;
нарушение пункта 1 части 6 статьи 28: обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
нарушение пункта 2 части 6 статьи 28: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
5) Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года N 196, в части указания направленности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (с 1 марта 2023 года вступил в силу приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам");
6) Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 года N 1441, в части содержания договоров об оказании платных образовательных услуг (не указаны обязательные сведения: место нахождения или место жительства заказчика и (или) законного представителя обучающегося; место жительства обучающегося, телефон (указываются в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору); права, обязанности обучающегося; полная стоимость образовательных услуг по договору; сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии); вид и направленность образовательной программы);
7) Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 N 825, невнесение в Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении сведения о документах об образовании;
8) Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 года N 831 (далее - Требования), в части отсутствия на официальном сайте образовательной организации как специальных разделов, предусмотренных Требованиями, так и обязательной для размещения информации (либо информация представлена не в полном объеме);
9) Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.2014 года N 177, в части уведомления образовательной организацией исходной организации о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося в принимающую организацию;
10) Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.10.2020 года N 546, в части заполнения книг выдачи документов об образовании.
В связи с небольшим количеством проведенных в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий анализ некоторых нарушений по типам образовательных организаций представлен в приложении к докладу (см. Приложение); типичные нарушения обязательных требований не выявлялись.
Подробный анализ причин, факторов и условий, способствующих возникновению типичных нарушений, не проводился. Однако, основными причинами нарушений установленных законодательством требований, выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий образовательных организаций, являются:
- недостаточный административный контроль со стороны руководителей организаций и несвоевременное принятие мер, направленных на предупреждение нарушений требований законодательства в сфере образования;
- недостаточная правовая компетенция руководителей;
- не обеспечен качественный анализ функционирования образовательных организаций;
- бездействие части учредителей образовательных организаций, непринятие ими мер по результатам проведенных проверок.
С целью повышения правовой грамотности руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Карелия с декабря 2021 года в течение 2022 года специалистами Министерства совместно с ГАУ ДПО РК "КИРО" организованы курсы повышения квалификации.
По результатам проведенных в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и проверок в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, на территории Республики Карелия были выявлены нарушения установленных требований законодательства в сфере образования, в связи с чем в рамках федерального государственного надзора в сфере образования было выдано 20 предписаний, в том числе 1 вновь выданное предписание об устранении ранее выявленных нарушений.
Графическое соотношение показателей:
В соответствии с Положением о Министерстве образования и спорта Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 15 февраля 2021 года N 42-П, Министерство принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Согласно подпункту 90 пункта 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ):
статьей 5.57 (нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций);
частями 2, 3, 4 статьи 14.1 (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией); осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
частью 2 статьи 18.19 (не уведомление образовательной организацией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в образовательную организацию, о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства академического отпуска, о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина или лица без гражданства в образовательной организации либо о самовольном убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из образовательной организации, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, либо нарушение образовательной организацией установленного порядка подачи такого уведомления);
частью 1 статьи 19.4 (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль);
частью 1 статьи 19.5 (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль));
статьей 19.6 (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения);
статьей 19.7 (непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде);
статьей 19.20 (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии);
статьей 19.30 (нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса).
Практика применения Министерством Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоялась по правонарушениям, ответственность за которые предусмотрена статьями 5.57, 19.5, 19.20, 19.30, 19.30.2.
По результатам проверок в 2022 году в отношении 5 юридических лиц возбуждено 10 дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.57, частями 1 и 3 статьи 19.20, частями 1, 2 и 5 статьи 19.30, частью 2 статьи 19.30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлениями судебных органов, поступившими в Министерство в 2022 году (в том числе по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам проверок, проведенных в предыдущий год), юридические лица подвергнуты административным наказаниям.
В 2022 году назначено:
5 административных наказаний в виде предупреждения, 2 наказания в виде административного штрафа (общая сумма 125 000 рублей);
3 административных наказания в виде предупреждения, 3 наказания в виде административного штрафа (общая сумма 150 000 рублей) по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам проверок, проведенных в 2021 году.
По 5 административным делам вынесены постановления о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенных административных правонарушений. Юридическим лицам объявлены устные замечания.
В 2022 году Управлением Министерства проведены следующие мероприятия по контролю (надзору) без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:
- с 18 апреля 2022 года по 18 мая 2022 года - наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) организациями, осуществляющим образовательную деятельность по исполнению пункта 6 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 года N 825 (приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 30 марта 2022 года N 398 "О проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности)") в отношении 29 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам и основным программам профессионального обучения на территории муниципальных районов Республики Карелия и Костомукшского городского округа. В ходе проведения мониторинга безопасности осуществлялся сбор сведений из федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении". По итогам мониторинга безопасности установлено, что 27% от общего числа контролируемых лиц, в отношении которых проводилось наблюдение, соблюдают обязательные требования в полном объеме. Министерством были объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований 12 контролируемым лицам. Отчет о результатах мониторинга размещен на официальном сайте Министерства (https://minedu.gov.karelia.ru/about/9388/);
- с 18 июля 2022 года по 12 августа 2022 года - наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) образовательными организациями и организациями, осуществляющим образовательную деятельность, по исполнению пункта 6 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 года N 825 (приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 08 июля 2022 года N 839 "О проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности)") в отношении 197 общеобразовательных организаций, реализующий программы основного общего и среднего общего образования на территории Республики Карелия. В ходе мониторинга были проанализированы сведения о заполнении ФИС ФРДО организациями, реализующие основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования. По итогам мониторинга безопасности установлено, что 2 общеобразовательные организации не соблюдают обязательные требования в полном объеме. Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Петрозаводского городского округа "Основная общеобразовательная школа N 19" и Муниципальному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе д. Ряймяля Питкярантского муниципального района Республики Карелия объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Отчет о результатах мониторинга размещен на официальном сайте Министерства (https://minedu.gov.karelia.ru/about/9388/);
- с 03 октября 2022 года по 14 октября 2022 года - наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) по соблюдению общеобразовательными учреждения Республики Карелия пунктов 3 и 3.14 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 года N 831 (приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 23 сентября 2022 года N 1106 "О проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности)"). В ходе мониторинга проанализированы официальные сайты 190 государственных и муниципальных общеобразовательных организаций республики. По итогам мониторинга безопасности установлено, что 4 общеобразовательные организации соблюдают обязательные требования в полном объеме. В ходе проведения мониторинга безопасности Министерством 185 контролируемым лицам объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Отчет о результатах мониторинга размещен на официальном сайте Министерства (https://minedu.gov.karelia.ru/about/9388/);
- с 19 мая 2022 года по 27 мая 2022 года - наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) по соблюдению профессиональными образовательными учреждениями пункта 18.2 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02 сентября 2020 года N 457 (приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 16 мая 2022 года N 557 "О проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности)"), в отношении 13 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования. В ходе проведения мониторинга безопасности осуществлялся сбор информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет". В ходе проведения мониторинга безопасности получены сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований. Министерством контролируемым лицам объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований с указанием мер, которые необходимо принять в целях осуществления в полном объеме информирования о приеме. Отчет о результатах мониторинга размещен на официальном сайте Министерства (https://minedu.gov.karelia.ru/about/9388/);
- с 29 августа 2022 года по 16 сентября 2022 года и с 7 ноября 2022 года по 25 ноября 2022 года - наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) по соблюдению образовательными организациями, реализующими основные общеобразовательные программы дошкольного образования в Кемском, Лахденпохском, Питкярантском, Калевальском национальном, Кондопожском, Лоухском, Муезерском, Олонецком национальном, Прионежском, Пряжинском национальном, Сегежском, Сортавальском муниципальных районах и Костомукшском городском округе Республики Карелия по соблюдению пунктов 6 и 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 года N 236 (приказы Министерства образования и спорта Республики Карелия от 10 августа 2022 года N 946 и от 27 октября 2022 года N 1232 "О проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности)"), в отношении 100 образовательных организаций, реализующий основные общеобразовательные программы дошкольного образования республики. В ходе проведения мониторинга безопасности осуществлялся сбор информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет". По итогам мониторинга безопасности установлено, что соблюдают обязательные требования в полном объеме в части указания необходимых сведений в форме заявления о приеме в образовательную организацию 8 учреждений. По результатам мониторинга Министерством 66 контролируемым лицам объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований с указанием мер, которые необходимо принять в целях осуществления приема в образовательную организацию в соответствии с требованиями, установленными на федеральном уровне. Отчет о результатах мониторинга размещен на официальном сайте Министерства (https://minedu.gov.karelia.ru/about/9388/);
- с 28 февраля 2022 года по 1 апреля 2022 года - наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении 26 общеобразовательных учреждений Калевальского национального, Пудожского и Сортавальского муниципальных районов по соблюдению пунктов 6, 16 и 25 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02 сентября 2020 года N 458 (приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 28 февраля 2022 года N 235 "О проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности)"). В ходе проведения мониторинга безопасности осуществлялся сбор информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет". Согласно полученной информации 23% соблюдают обязательные требования в полном объеме, 46% - частично, 31% не соблюдает обязательные требования. Министерством объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований 20 контролируемым лицам. Образовательные организации приняли меры для обеспечения соблюдения обязательных требований. Отчет о результатах мониторинга размещен на официальном сайте Министерства (https://minedu.gov.karelia.ru/about/9388/);
- с 01 декабря 2022 года по 15 декабря 2022 года - наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении 72 общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего общего образования в Кондопожском, Лахденпохском, Лоухском, Сегежском муниципальных районах и Петрозаводском городском округе Республики Карелия по соблюдению пункта 33 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации N 190, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки N 1512 от 07 ноября 2018 года (приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 21 ноября 2022 года N 1308 "О проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности)"). По итогам мониторинга безопасности установлено, что в полном объеме указанные обязательные требования соблюдают 24 общеобразовательные учреждения Кондопожского, Сегежского муниципальных районов и Петрозаводского городского округа; 41 контролируемому лицу объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований с указанием мер, которые необходимо принять в целях осуществления приема в образовательную организацию в соответствии с требованиями, установленными на федеральном уровне. Отчет о результатах мониторинга размещен на официальном сайте Министерства (https://minedu.gov.karelia.ru/about/9388/).
По результатам мониторингов состоялись совещания с руководителями органов местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями и организациями, осуществляющим образовательную деятельность. На данных совещаниях озвучены результаты мониторингов, даны рекомендации руководителям и их заместителям. Дополнительно в адрес руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, направлены информационные письма с рекомендациями.
В 2022 году на основании части 3 статьи 74 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Министерством контролируемым лицам объявлено 348 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, которые направлены контролируемым лицам.
Графическое соотношение показателей:
Предостережения объявлены в связи с наличием у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, а именно:
пунктов 6, 16, 25 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02 сентября 2020 года N 458;
части 9 статьи 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
пунктов 4, 6, 11 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 года N 825;
пункта 18.2 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02 сентября 2020 N 457;
пунктов 6 и 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 года N 236.
пунктов 3 и 3.14 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 года N 831;
пункта 33 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации N 190, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки N 1512 от 07 ноября 2018 года.
Кроме того в 2022 году были изданы следующие распорядительные акты Министерства:
о запрете приема в образовательную организацию - 2 (в связи с неисполнением предписания Министерства);
о возобновлении приема в образовательную организацию - 3; о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности - 1;
о возобновлении действия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности - 1.
IV. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
Согласно положениям части 1 статьи 5 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" охраняемые законом ценности - это жизнь и здоровье людей, нравственность, права и законные интересы граждан и организаций, сохранность животных, растений, окружающей среды и объектов культурного наследия, оборона страны и безопасность государства, а также иные охраняемые законом ценности.
На основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ и обращения о нарушении контролируемым лицом пунктов 2 и 3 части 6 статьи 28, пункта 15 части 3 статьи 28, пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ Министерством было принято решение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении муниципального общеобразовательного учреждения. По результатам внеплановой выездной проверки установлено, что Учреждение в нарушение статей 28, 34 Федерального закона N 273-ФЗ не обеспечило реализацию установленного данным законом права обучающихся на охрану жизни и здоровья, не создало безопасные условия обучения обучающихся во время их пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также не обеспечило расследование несчастного случая с обучающимся в порядке, установленном законодательством. Учреждению выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроком их устранения. Также в связи с наличием в действиях Учреждения, признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ, постановлением мирового судьи судебного участка Пряжинского национального муниципального района. Учреждение признано виновным и назначено административное наказание в виде предупреждения. В настоящее время предписание об устранении выявленных нарушений исполнено в полном объеме и Учреждение снято с контроля. В связи с единичными случаями причинения в 2022 году вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования не представляется возможным установить источники и факторы риска причинения вреда (ущерба).
V. Подготовка предложений об актуализации обязательных требований
В соответствии с пунктом 5 Правил размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 года N 1722, если полномочия Российской Федерации по федеральному государственному контролю (надзору) или разрешительной деятельности переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, перечень формируется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования утвержден Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки по 21 сентября 2021 года (далее - Перечень обязательных требований).
Полагаем, что в указанный перечень необходимо внести изменения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 года N 1802 утверждены Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Правила). Пунктом 2 Правил определено, что они не распространяют своей действие на образовательные организации, находящиеся в ведении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Полагаем, что данные Правила также не должны распространять свое действие на общеобразовательные организации при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, созданные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года N 373, от 17 декабря 2010 года N 1897 и 17 мая 2012 года N 413, установлено, что основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы. Пункт 15 федеральных государственных стандартов определяет долю обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, от общего объема основной образовательной программы. Считаем, что пункт 15 Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования также должен является структурной единицей, содержащей обязательные требования стандартов.
Пунктом 26 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом 44 Министерства просвещения Российской Федерации от 5 октября 2020 года N 546 (далее - Порядок), определены основания выдачи дубликата аттестата и (или) дубликата приложения к аттестату и изложены обстоятельства для выдачи дубликата аттестата (например, утрата аттестата с изложением обстоятельств утраты; повреждение аттестата, обнаружение ошибки, допущенной при заполнении, - с изложением обстоятельств и характера повреждений, исключающих возможность дальнейшего использования, или указанием допущенных ошибок и т.д.). Для определения правомерности выдачи дубликата аттестата и (или) дубликата приложения к аттестату предлагаем включить пункт 26 Порядка в перечень структурных единиц, содержащей обязательные требования Порядка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "приказом 44 Министерства" имеется в виду "приказом Министерства"
Также предлагаем дополнить Перечень обязательных требований следующими структурными единицами нормативных правовых актов, которые позволяют оценить соблюдение организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, например:
- частями 9-10 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которые содержат положения об условиях перевода обучающихся в следующий класс при наличии академической задолженности;
- частью 15 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которой усыновлено право организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями;
- частями 1-4 статьи 61 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которые содержат исчерпывающий перечень оснований отчисления обучающихся из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
VI. Подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
Частью 2 статьи 1 Федерального закона N 248-ФЗ определено, что государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.
В 2022 году в связи с вступления в силу моратория на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, одним из инструментов реагирования на соблюдения обязательных требований, установленных Перечнем нормативных правовых актов, остается объявление организации, осуществляющей образовательную деятельность, предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Однако Федеральным законом N 248-ФЗ не предусмотрено направление контролируемым лицом информации о принятых им мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований. Иными словами, образовательная организация вправе игнорировать направленное в ее адрес предостережение. В связи с этим отсутствует обратная связь между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом, что не позволяет оценить эффективность такого профилактического мероприятия, как "объявление предостережения". На основании вышеизложенного полагаем целесообразным рассмотреть возможность внесения следующих изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле: предусмотреть обязанность контролируемых лиц представлять информацию о принятых контролируемым лицом мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований по результатам объявленного предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Пунктом 4 части 4 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечивается в соответствии с Порядком расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 602 (далее - Порядок). Пунктом 16 Порядка установлено, что комиссия организации, осуществляющей образовательную деятельность, по расследованию несчастного случая обязана запросить в медицинской организации медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая и степени их тяжести. В соответствии с пунктом 6 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 года N 522, степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется врачом - судебно-медицинским экспертом медицинского учреждения либо индивидуальным предпринимателем, обладающим специальными знаниями и имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по судебно-медицинской экспертизе. С учетом данной нормы медицинские организации не предоставляют медицинское заключение о степени тяжести повреждений, полученных в ходе несчастного случая, что затрудняет квалификацию несчастного случая согласно Порядку. Также необходимо четко регламентировать квалификации несчастных случаев согласно Порядку. На практике часто возникают затруднения по отнесению тех или иных повреждений здоровья к легкому или тяжкому несчастному случаю. Полагаем, что необходимо актуализировать указанный порядок и включить пункты, определяющие порядок работы комиссий при расследовании несчастного случая с обучающимся, в перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы утвержден приказами Министерства юстиции Российской Федерации N 274 и Министерства образования и науки Российской Федерации N 1525 от 06 декабря 2016 года. С учетом изменений, внесенных в Федеральный закон от 19 декабря 2022 года N 537-ФЗ "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" указанный порядок необходимо актуализировать и включить пункты, определяющие порядок получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, в перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 56 Федерального закона N 248-ФЗ наблюдение за соблюдением обязательных требований является контрольным (надзорным) мероприятием, проводимым без взаимодействия с юридическим лицом. Частью 2 статьи 87 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что акт контрольного (надзорного) мероприятия составляется по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом. Вместе с тем, в часть 2 статьи 88 Федерального закона N 248-ФЗ содержит о направлении акта контролируемому лицу в случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом. Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 997, не содержит норм по оформлению акта контрольного (надзорного) мероприятия, проводимого без взаимодействия с юридическим лицом. Полагаем, необходимо исключить противоречия между частями 2 статей 87 и 88 Федерального закона N 248-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 года N 2168 "О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в контрольных (надзорных) мероприятиях, проводимых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования" установлена ставка почасовой оплаты труда экспертов, составляющая в настоящее время 80 рублей. Предлагаем внести изменения в части увеличения почасовой оплаты труда экспертов в целях привлечения к участию в контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, высококвалифицированных специалистов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.