г. Краснодар |
|
20 июня 2020 г. |
Дело N А63-18555/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи с Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом, заявителя - Северо - Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2626042723, ОГРН 1102650002212), по ходатайству которого организована видеоконференц- связь Арбитражного суда Северо-Кавказского округа с Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом, заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Чапаевское" (ИНН 2623017888, ОГРН 1042600618500), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.12.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 по делу N А63-18555/2019, установил следующее.
Северо - Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Чапаевское" (далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 20.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.02.2020, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суды указали: поскольку общество не осуществляет самостоятельный вид деятельности по сбору, транспортировке, утилизации навоза крупного рогатого скота (далее - КРС), использует переработанный отход производства в собственных целях для удобрения полей, прибыль от такой деятельности не получает, соответственно, в данном случае обществу не требуется лицензия на обращение с отходами.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в момент составления протокола у общества отсутствовали технологический регламент и утвержденные технические условия на удобрения на основе навоза КРС; согласно сведениям от 30.08.2019 общество заключило договор с ФГБУ ГЦАС "Ставропольский" на разработку документации, позволяющей отнести органические вещества (навоз) к продукции. Таким образом, общество начало предпринимать действия для разработки необходимой документации после обнаружения признаков правонарушения. Суды не учли, что общество осуществляет обезвреживание отходов IV класса опасности биотермическим методом путем рыхлой укладки свежего навоза КРС в бурты на бетонированной площадке и выдерживанием его в навозохранилищах. Таким образом, общество осуществляет лицензируемый вид деятельности в области обращения с отходами в части обезвреживания отходов собственного производства с IV класса опасности (навоз КРС свежий) на V класс опасности (навоз КРС перепревший) без лицензии на обезвреживание отходов. Ссылка судов на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.05.2016 недопустима, поскольку данное письмо не является нормативно-правовым актом. На момент составления протокола об административном правонарушении у общества отсутствовали сертификаты соответствия на удобрения, а также доказательства отнесения образующегося в результате деятельности общества навоза КРС к побочному продукту. Общество не представило доказательства, подтверждающие обязательную регистрацию пестицидов и агрохимикатов в Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов, а также доказательства того, что свежий навоз КРС, образующийся в результате хозяйственной деятельности общества, обезврежен и используется для собственных нужд в качестве удобрения (смешанное сельское хозяйство).
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании обращения гражданина N. управление возбудило в отношении общества дело об административном правонарушении, назначило административное расследование, в рамках которого совместно со специалистами Ставропольского отдела инструментального контроля филиала ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Ставропольскому краю и представителем общества произвело отбор проб навоза КРС, и установило, что общество осуществляет деятельность по понижению класса опасности отхода с IV класса опасности (навоз КРС свежий) до V класса опасности (навоз КРС перепревший) без специального разрешения (лицензии), а именно: обезвреживает навоз КРС свежий биотермическим методом путем рыхлой укладки его в бурты, (выдерживанием в буртах, аэрацию) на бетонированной площадке для накопления твердой фракции отходов (протокол осмотра территории от 05.09.2019 N 19-С-176/13-03/АР-264/4, протокол взятия проб и образцов от 05.09.2019 N 19-С-176/13-03/АР-264/5, протокол отбора (измерений) проб от 05.09.2019 N 82-0, протокол биотестирования проб отхода от 13.09.2019 N 83-о, экспертное заключение от 16.09.2019 N 183).
Данные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 23.09.2019 N 19-О/Ф-293/1 и обращения управления в соответствии со статьями 203 и 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды сделали вывод об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
При этом суды правильно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Суды установили, что общество осуществляет деятельность по разведению молочного КРС (3 тыс. голов), в результате которой образуются отходы - навоз КРС.
В соответствии с утвержденной обществом программой производственного экологического контроля от 18.02.2019 перечень видов отходов площадки N 1 (молочная ферма), которые могут образовываться в процессе хозяйственной и иных видов деятельности, определен согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО). Навоз КРС свежий IV класса опасности, код по ФККО 11211002295, накапливается в специальных навозохранилищах (лагуны), твердую фракцию навоза накапливают на площадке временного накопления, где выдерживают до 6 месяцев до образования его в навоз КРС перепревший (V класс опасности отхода, код по ФККО 11211002295).
Согласно пояснительной записке общества удаление свежего навоза КРС из помещений для содержания животных выполняется скребковыми транспортерами в поперечный канал навозоудаления и далее системой флеш-флюм транспортируется в цех разделения свежего навоза КРС на фракции. Цех разделения навоза на фракции имеет двухсекционный бетонный резервуар и помещение для оборудования. Навоз поступает в большую секцию резервуара самотеком, с помощью погружного миксера гомогенизатора навоз перемешивается, исключая выпадения осадка (заиливания) и затем погружным насосом с измельчающим механизмом однородная масса подается в сепаратор, в котором происходит разделение на твердую и жидкую фракции. Жидкая фракция попадает в навозохранилище (лагуны), где выдерживается в течение 6 месяцев, а твердая фракция направляется на площадку временного накопления отходов КРС. Затем твердая фракция навоза КРС подготавливается к биотермической обработке для обезвреживания. Технологический процесс компостирования свежего навоза КРС предусматривает формирование буртов, выдерживание в буртах и его аэрацию.
Суды учли представленный обществом сертификат соответствия N 1118497 на продукцию "удобрение органическое на основе отходов животноводства: Навоз КРС жидкая фракция" N РОСС RU.nO 01.Н00173 сроком действия до 09.10.2022, а также сертификат соответствия N 118490 на продукцию "удобрение органическое на основе отходов животноводства: Навоз КРС твердая фракция" N РОСС RU.I10 01.Н00173 сроком действия до 17.09.2022. При этом суды отметили, что отсутствие указанных документов в ходе проверки не свидетельствует об осуществлении обществом оборота переработанных отходов производства в целях извлечения прибыли.
Суды установили, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц общество осуществляет деятельность по выращиванию культур и деятельность в области овощеводства, а также по разведению КРС, при этом отход от деятельности по разведению КРС (навоз) использует на собственных сельскохозяйственных полях в качестве удобрения.
Суды отметили, что согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 N 04-12-27/9376 в случае отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов, нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы распространяться не будут.
Данные разъяснения даны Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных этому органу пунктами 1, 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в письме от 11.08.2016 N ВА-14-27/8782 также разъяснило, что если предприятие не производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) и, соответственно, прибыли от такой деятельности не получает, получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется.
Суды установили, что общество не осуществляет прием органических отходов от иных лиц в целях дальнейшей переработки (утилизации) за соответствующую плату, не осуществляет самостоятельный вид деятельности по сбору, транспортировке, утилизации навоза КРС, не получает от такой деятельности прибыль, а использует переработанный отход производства (навоз КРС) в собственных целях для удобрения полей, и сделали обоснованный вывод, что в этом случае обществу не требуется лицензия на обращение с опасными отходами, отказав управлению в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы управления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.12.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 по делу N А63-18555/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в письме от 11.08.2016 N ВА-14-27/8782 также разъяснило, что если предприятие не производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) и, соответственно, прибыли от такой деятельности не получает, получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется.
Суды установили, что общество не осуществляет прием органических отходов от иных лиц в целях дальнейшей переработки (утилизации) за соответствующую плату, не осуществляет самостоятельный вид деятельности по сбору, транспортировке, утилизации навоза КРС, не получает от такой деятельности прибыль, а использует переработанный отход производства (навоз КРС) в собственных целях для удобрения полей, и сделали обоснованный вывод, что в этом случае обществу не требуется лицензия на обращение с опасными отходами, отказав управлению в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 июня 2020 г. N Ф08-3010/20 по делу N А63-18555/2019
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3010/20
17.02.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-194/20
20.12.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-18555/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-18555/19