г. Краснодар |
|
20 июня 2020 г. |
Дело N А53-37145/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - публичного акционерного общества "Комбинат строительных материалов N 10" (ИНН 6166001634, ОГРН 1026104023901) и заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (ИНН 6166059867, ОГРН 1076166000129), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А53-37145/2019, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Комбинат строительных материалов N 10" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство) от 04.10.2019 N117/28.3.6/782/3521/ПП/2019 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 05.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.02.2020, заявление общества удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление министерства от 04.10.2019 N 117/28.3.6/782/3521/ПП/2019. Судебные акты мотивированы тем, что на дату вынесения оспариваемого постановления (04.10.2019) установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения общества к административной ответственности истек.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось министерство с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суды не учли, что срок давности привлечения к административной ответственности не истек, поскольку совершенное общество правонарушение является длящимся, соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с момента его обнаружения (12.10.2018).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, обществу предоставлена лицензия на право пользования недрами N РСТ N 02827 ВЭ с целевым назначением и видами работ "добыча подземных вод на Советском участке для технологического обеспечения водой объекта промышленности в г. Ростове-на-Дону" сроком действия до 26.11.2032 (далее - спорная лицензия). Условия пользования недрами установлены в лицензионном соглашении, которое является неотъемлемой частью лицензии.
На основании информации министерства и в соответствии с планом работы на II полугодие 2018 года Ростовская Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку на предмет соблюдения обществом законов о недропользовании при добыче полезных ископаемых - подземных вод, в ходе которой установила, что в нарушение пунктов 3.2, 3.3, 3.4 условий лицензионного соглашения к спорной лицензии общество не подготовило и не составило проект разведки подземных вод и не согласовало указанный проект с распорядителем недр, не провело разведку подземных вод и не представило геологический отчет с подсчетом запасов на государственную экспертизу в Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области, не подготовило, не согласовало и не утвердило изменения (дополнения) в действующий технический проект разработки участка недр - Технологическую схему добычи технических подземных вод на разрабатываемом участке.
По данному факту вынесено постановление прокурора от 12.10.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении и постановление министерства от 04.10.2019 N 117/28.3.6/782/3521/ПП/2019 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа 300 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление министерства в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявление общества, правомерно исходя из следующего.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса составляет один год.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Суды установили, что согласно пункту 3.2 лицензионного соглашения к спорной лицензии, в срок до 15.01.2014 общество как недропользователь обязано обеспечить подготовку и составление проекта разведки подземных вод с согласованием его с распорядителем недр.
В соответствии с пунктом 3.3 лицензионного соглашения к спорной лицензии владелец лицензии в срок до 15.01.2017 обязан обеспечить проведение разведки подземных вод и представление геологического отчета с подсчетом запасов на государственную экспертизу в установленном порядке.
Пунктом 3.4 лицензионного соглашения к спорной лицензии определено, что в срок не позднее 15.01.2018 общество обязано осуществить подготовку, согласование и утверждение изменений (дополнений) вносимых в действующий технический проект разработки участка недр - Техническую схему добычи технических подземных вод на участке предприятия общества (скважина N 81383).
Таким образом, министерство привлекло общество к ответственности по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не за действия, носящие длительный характер и заключающиеся в пользовании недрами с нарушением условий лицензионного соглашения, а за бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензионного соглашения в установленные сроки: до 15.01.2014, до 15.01.2017, до 15.01.2018. Именно данные нарушения зафиксированы в документах проверки и постановлении о привлечении к административной ответственности.
Суды указали, что срок давности привлечения к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год и начинает исчисляться с момента его совершения, т. е. со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанности. Соответственно, срок давности привлечения общества к административной ответственности за нарушение пункта 3.2 лицензионного соглашения истек 16.01.2015, за нарушение пункта 3.3 лицензионного оглашения - 16.01.2018, за нарушение пункта 3.4 лицензионного соглашения - 16.01.2019.
Вместе с тем, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено 04.10.2019, то есть по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суды сделали верный вывод о том, что срок давности привлечения общества к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления министерства истек, и удовлетворили требования общества, признав незаконным и отменив постановление министерства от 04.10.2019 N 117/28.3.6/782/3521/ПП/2019 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 тыс. рублей штрафа.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А53-37145/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали, что срок давности привлечения к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год и начинает исчисляться с момента его совершения, т. е. со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанности. Соответственно, срок давности привлечения общества к административной ответственности за нарушение пункта 3.2 лицензионного соглашения истек 16.01.2015, за нарушение пункта 3.3 лицензионного оглашения - 16.01.2018, за нарушение пункта 3.4 лицензионного соглашения - 16.01.2019.
Вместе с тем, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено 04.10.2019, то есть по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суды сделали верный вывод о том, что срок давности привлечения общества к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления министерства истек, и удовлетворили требования общества, признав незаконным и отменив постановление министерства от 04.10.2019 N 117/28.3.6/782/3521/ПП/2019 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 тыс. рублей штрафа.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 июня 2020 г. N Ф08-2958/20 по делу N А53-37145/2019
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2958/20
11.02.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-92/20
05.12.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-37145/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-37145/19