г. Краснодар |
|
20 июня 2020 г. |
Дело N А32-22728/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Шайдуллина Тимура Фрунзовича, его представителя Ковалева Д.В. (доверенность от 13.05.2019), от заинтересованного лица - Департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар - Сахно Л.В. (доверенность от 27.05.2020), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по городу Краснодару - Берзеговой Б.Б. (доверенность от 25.06.2019), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шайдуллина Тимура Фрунзовича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020 по делу N А32-22728/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Шайдуллин Тимур Фрунзович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту образования администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) о признании незаконным отказа департамента, оформленного уведомлением от 22.02.2019 N 1209/30, в предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования города Краснодара; об обязании департамента устранить допущенное нарушение прав предпринимателя - произвести расчет суммы субсидий из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с получением гражданами дошкольного образования, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), подлежащих выплате заявителю в 2019 году, с 01.01.2019 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по городу Краснодару (далее - инспекция).
Решением суда от 08.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.01.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы наличием у департамента на момент отказа информации инспекции о задолженности предпринимателя по обязательным платежам на момент обращения за выдачей субсидии, что препятствует ее выдаче.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 08.11.2019 и постановление апелляционной инстанции от 20.01.2020, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что инспекция в письме от 14.03.2019 N 21-25/14198 подтвердила, что оплата по платежным документам, приобщенным к обращениям, отражена в карточках расчетов с бюджетом по страховым взносам в полном объеме по дате фактической оплаты и задолженность по обязательным платежам перед бюджетом отсутствует. Уплата текущих налоговых платежей и страховых взносов на дату подачи заявления о предоставлении субсидии (на 24.01.2019) предпринимателем производилась своевременно и в полном объеме. В январе 2019 года, непосредственно перед подачей заявления в департамент, предпринимателем вновь была получена справка об отсутствии неисполненных обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Указанная справка в подлиннике предоставлена в департамент в качестве приложения к заявлению о получении субсидии от 24.01.2019, что подтверждается представленной в материалы дела описью. Нарушения в части порядка формирования групп не могут являться основанием для отказе в предоставлении субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу департамент считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании предприниматель поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители департамента и инспекции в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, 24.01.2019 предприниматель направил в департамент заявление (входящий N 39), в котором просил предоставить в 2019 году субсидии из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с получением гражданами дошкольного образования, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) (далее - субсидии).
Уведомлением от 22.02.2019 N 1209/30 департамент отказал предпринимателю предоставлении субсидии ввиду наличия у предпринимателя неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по состоянию на 24.01.2019, что является нарушением условий предоставления субсидии, согласно пунктам 3, 8 Порядка, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 16.02.2018 N 601 (далее - Порядок).
Кроме того, выявлены документы, оформленные с нарушением требований пункта 4 раздела 2 Порядка: расчётное количество воспитанников группы компенсирующей направленности, указанное в справке о плановой среднегодовой численности воспитанников на 2019 год, не соответствует требованиям приказа Министерства образования и науки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (далее - Приказ N 1014).
Считая незаконным отказ в предоставлении субсидии, оформленный уведомлением от 22.02.2019, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Исходя из пункта 2 части 2 статьи 78 Кодекса субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В том числе в силу пункта 3 статьи 78 Кодекса нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Предоставление субсидий из местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в целях возмещения затрат индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования на основании лицензии, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности (нормативами подушевого финансирования расходов) осуществляется на основании Порядка.
В пункте 3 Порядка предусмотрено, что одним из обязательных условий предоставления субсидии является отсутствие у заявителя на дату регистрации заявления неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 6 Порядка сведения об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах на дату регистрации заявления, запрашиваются главным распорядителем (департаментом образования) посредством межведомственного запроса в течение 5 рабочих дней со дня представления заявителем вышеуказанных документов.
Согласно пункту 8 Порядка основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются: несоответствие представленных документов требованиям, определенным Порядком, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов; недостоверность представленной информации; отсутствие лимитов бюджетных обязательств.
Отказ в предоставлении субсидии не препятствует повторному обращению за получением субсидии.
Согласно пункту 4 Порядка (в редакции, действующей до 01.02.2019), в целях получения субсидии заявитель в срок с 1 января текущего финансового года до 25 января текущего финансового года предоставляет главному распорядителю (департамент) документы, указанные в пункте 4 Порядка.
Истребование дополнительных документов департаментом, у заявителя Порядком не предусмотрено.
В случае предоставления заявления в срок, указанный в абзаце первом 4 пункта, объем субсидии рассчитывается с 1 января текущего финансового года.
Заявления, представленные после 25 января текущего финансового года, рассматриваются в соответствии с Порядком, при этом объем субсидии рассчитывается с даты представления заявления (пункт 7 Порядка).
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, предприниматель направил в департамент заявление о предоставлении субсидии 24.01.2019.
Департамент в течение 20 рабочих дней со дня окончания приема документов проводит проверку правильности и полноты оформления документов.
Пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, установлено, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Пунктом 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской федерации установлено, что формы и форматы документов, предусмотренных данным Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.
Приказом Федеральной налоговой службы от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@ "Об утверждении формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, порядка ее заполнения и формата ее представления в электронной форме" утверждена форма справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Суды установили, что по результатам межведомственного запроса у предпринимателя на дату обращения 24.01.2019 в департамент за предоставлением субсидии имелась задолженность по уплате налогов, что подтверждается справкой N 147467, представленной инспекцией по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@.
На основании обращения предпринимателя от 25.04.2019 департамент посредством межведомственного запроса повторно обратился в инспекцию о предоставлении сведений об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах на 24.01.2019 (на момент подачи первичного пакета документа на получение субсидии).
Справкой N 943182 инспекция также подтвердила наличие у предпринимателя задолженности по состоянию на 24.01.2019.
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно указали на отсутствие у департамента правовых оснований для предоставления предпринимателю субсидий.
Суды также учли, что по состоянию на дату принятия оспариваемого отказа - 22.02.2019 у департамента отсутствовали какие-либо иные, подтвержденные по установленной форме сведения о состоянии расчетов предпринимателя с бюджетом по состоянию на 24.01.2019.
Кроме того, такие сведения (об отсутствии у предпринимателя задолженности по налогам и сборам по состоянию на 24.01.2019) не представлены в материалы дела в виде справки утвержденной формы.
Довод кассационной жалобы о признании представителем департамента в судебном заседании суда первой инстанции факта получения справки об отсутствии у предпринимателя задолженности по налогам и сборам по состоянию на 24.01.2019 в пакете документов к заявлению от 24.01.2019 не подтвержден, более того опровергнут представителем третьего лица - инспекции в судебном заседании кассационной инстанции, который пояснил, что по состоянию на эту дату - 24.01.2019 инспекция не могла выдать ни предпринимателю, ни посредством межведомственного запроса департаменту справку с информацией об отсутствии задолженности, программный сбой и техническая ошибка в информационном ресурсе инспекции устранен только после обращения предпринимателя в инспекцию 26.02.2019.
Как правильно указали судебные инстанции, субсидия не могла быть предоставлена в отсутствие документа, изготовленного по установленной форме и подтверждающего отсутствие задолженности по налогам и сборам на дату обращения за субсидией - 24.01.2019.
На основании пункта 8 Порядка и вышеуказанной справки департаментом было принято решение об отказе предпринимателю в предоставлении субсидии.
В адрес предпринимателя направлено уведомление от 22.02.2019 N 1209/30 об отказе в предоставлении субсидии по основаниям пункта 8 Порядка (наличие задолженности по уплате налогов) в котором, в том числе было указано на выявленное нарушение, в части несоответствия документов.
В оспариваемом уведомлении от 22.02.2019 также было указано на другое допущенное предпринимателем нарушение, а именно: в представленной справке о плановой среднегодовой численности воспитанников на 2019 год указано, что численность единственной группы компенсирующей направленности составляет 34 воспитанников, тогда как, в соответствии с пунктом 20 Приказа N 1014 (действующим в редакции до 06.04.2019) численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Таким образом, представленная предпринимателем информация содержала сведения, не соответствующие требованиям законодательства.
В соответствии с пунктом 7 Порядка при представлении документов с нарушениями требований пункта 4 раздела 2 Порядка в течение 5 рабочих дней заявителю направляется уведомление об устранении нарушений, подписанное лицом, уполномоченным главным распорядителем, и объем субсидии в таком случае рассчитывается со дня устранения нарушений. Срок проведения проверки документов приостанавливается.
Отклоняя довод предпринимателя о том, что у департамента отсутствовали основания для отказа в предоставлении субсидии до направления уведомления об устранении выявленных нарушений и истечения срока устранения нарушений, судебные инстанции правомерно указали, что ни при повторном обращении предпринимателя в департамент, ни при рассмотрении судом дела предприниматель не представил доказательства по утвержденной форме в виде справки инспекции об отсутствии у него задолженности по налогам и сборам по состоянию на 24.01.2020.
Таким образом, с учетом приведенного обстоятельства и выявленного в обращении от 24.01.2019 нарушения Приказа N 1014, предприниматель не представил доказательства того, что оспариваемым уведомлением от 22.02.2019 департамент нарушил его права на получение субсидии за период с 24.01.2019.
Суд апелляционной инстанции также установил, что предприниматель обратился повторно за предоставлением субсидии 26.02.2019.
В соответствии с представленной инспекцией справкой N 246475 на дату подачи заявления 26.02.2019 и прилагаемого к нему пакета документов в соответствии с Порядком, у предпринимателя задолженность отсутствовала. Выявленные нарушения в части несоответствия справки о плановой среднегодовой численности воспитанников на 2019 год требованиям законодательства также устранены - представлена новая справка.
В соответствии с Порядком департамент принял решение о расчете объёма субсидии с 26.02.2019, то есть с момента обращения и представления надлежащего пакета документов.
Установив фактические обстоятельства дела, дав правовую оценку всем доводам лиц, участвующих в деле, и имеющимся в деле доказательствам, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требования предпринимателя.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020 по делу N А32-22728/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7 Порядка при представлении документов с нарушениями требований пункта 4 раздела 2 Порядка в течение 5 рабочих дней заявителю направляется уведомление об устранении нарушений, подписанное лицом, уполномоченным главным распорядителем, и объем субсидии в таком случае рассчитывается со дня устранения нарушений. Срок проведения проверки документов приостанавливается.
Отклоняя довод предпринимателя о том, что у департамента отсутствовали основания для отказа в предоставлении субсидии до направления уведомления об устранении выявленных нарушений и истечения срока устранения нарушений, судебные инстанции правомерно указали, что ни при повторном обращении предпринимателя в департамент, ни при рассмотрении судом дела предприниматель не представил доказательства по утвержденной форме в виде справки инспекции об отсутствии у него задолженности по налогам и сборам по состоянию на 24.01.2020.
Таким образом, с учетом приведенного обстоятельства и выявленного в обращении от 24.01.2019 нарушения Приказа N 1014, предприниматель не представил доказательства того, что оспариваемым уведомлением от 22.02.2019 департамент нарушил его права на получение субсидии за период с 24.01.2019."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 июня 2020 г. N Ф08-3279/20 по делу N А32-22728/2019
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3279/20
20.01.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23032/19
08.11.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22728/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22728/19