Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки И.Т. Каракай к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка И.Т. Каракай оспаривает конституционность положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми по общему правилу субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1); в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1).
Как следует из представленных материалов, вступившими в законную силу актами арбитражных судов с индивидуального предпринимателя И.Т. Каракай в бюджет субъекта Российской Федерации взысканы ранее предоставленные ей средства гранта (в форме субсидии). При этом суды пришли к выводу, что заявительницей были нарушены условия предоставления гранта, предусмотренные нормативно-правовым регулированием субъекта Российской Федерации, и условия заключенного ею соглашения о его предоставлении, в частности условия об использовании собственных средств, а также не достигнуты цели и задачи предоставления гранта.
По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения противоречат статьям 2 и 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку допускают произвольное лишение субсидии ее получателя, который выполнил на момент ее предоставления все необходимые условия.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяя порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, предусматривает возможность возврата таких субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; при этом порядок возврата субсидий определяется нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий, принятыми в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункты 1, 3 и 3.1). Данное правовое регулирование согласуется с принципами бюджетной системы Российской Федерации, определенными статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе принципами эффективности использования бюджетных средств, а также адресности и целевого характера бюджетных средств, и позволяет осуществить возврат бюджетных средств в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Следовательно, оспариваемое регулирование, устанавливающее порядок и условия, в том числе ограничительного характера, предоставления и возврата субсидий органами власти, определяющими правила распоряжения бюджетными средствами, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права получателей субсидий.
Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части оценки соблюдения условий предоставления субсидий их получателями, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Каракай Ирины Тимофеевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2023 г. N 2231-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Каракай Ирины Тимофеевны на нарушение ее конституционных прав пунктами 1 и 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-