г. Краснодар |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А32-24028/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии от ответчика - Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2310021269, ОГРН 1022301616556) - Гумеровой Г.Р. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие истца - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская краевая клиническая больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2309039134, ОГРН 1022301425629), ответчика - Министерства внутренних дел Российской Федерации (ИНН 7706074737, ОГРН 1037700029620), третьего лица - федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю и Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2019 по делу N А32-24028/2018, установил следующее.
ГБУЗ "Детская краевая клиническая больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - учреждение) обратилось в суд с иском к ГУ МВД России по Краснодарскому краю (далее - управление) и МВД России (далее - министерство) о взыскании 351 897 рублей 91 копейки задолженности по оплате медицинских услуг.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по Краснодарскому краю".
Решением от 06.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.11.2019, с управления взыскано 351 897 рублей 91 копейка долга. В иске к министерству отказано. Распределены расходы по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что судами неправильно применены нормы процессуального и бюджетного законодательства и не приняты во внимание порядок осуществления выплат в случае оказания экстренной помощи сотрудникам внутренних дел. Расходы бюджета санкционируются оформлением контрактных отношений, правовых оснований для оплаты обязательств вне рамок заключенных государственных контрактов у ответчиков, не имеется.
В отзыве на жалобу учреждение указало на законность и обоснованность решения и постановления.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, в перинатальном отделении учреждения с 25.06.2015 по 08.02.2017 оказаны медицинские услуги сотрудникам управления (11 пациентам), что подтверждается направлениями на лечение, историями родов и актами выполненных работ, копиями служебных удостоверений.
Согласно выписке из прейскурантов на услуги в круглосуточном стационере, дневном стационаре, отделении недоношенных и патологии новорожденных, женской консультации, приемном отделении круглосуточного стационара и телемедицинской консультации стоимость медицинских услуг составила 351 897 рублей 91 копейки.
Меры по досудебному порядку урегулирования спора не привели к его разрешению, поэтому истец обратился в суд.
Суды, удовлетворяя требования учреждения, руководствовались следующим.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в качестве основного принципа охраны здоровья указана недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Пунктом 2 статьи 45 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" сотруднику полиции гарантировано право на бесплатное получение медицинской помощи.
В соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1232 утверждены Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям (далее - Правила N 1232).
Данные Правила N 1232 утратили силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1563, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на http://www.pravo.gov.ru 18.12.2018), но действовали в период спорных правоотношений, соответственно, подлежат применению судом по рассматриваемому делу.
В силу пункта 2 Правил N 1232 расходы на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещаются медицинским организациям территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, где проходят службу (проживают) сотрудники (далее - орган), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между органом и медицинской организацией, в соответствии с примерной формой согласно приложению. Направление сотрудников на плановое лечение или обследование (освидетельствование) в медицинские организации осуществляется медицинской организацией Министерства внутренних дел (пункт 3). Возмещение расходов медицинской организации не производится в связи с оказанием сотрудникам скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи (пункт 5).
Как предусмотрено пунктом 6 Правил N 1232, возмещение расходов в связи с оказанием медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям сотрудникам (в том числе находящимся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях) медицинской организации, с которой не заключен договор, осуществляется на основании документов, указанных в пункте 4 Правил (выписка из медицинской карты стационарного (амбулаторного) больного и счет-фактура), представляемых медицинской организацией в орган. Одновременно медицинская организация информирует территориальный фонд обязательного медицинского страхования о факте лечения в медицинской организации сотрудников и о возмещении органом расходов на оказание сотрудникам медицинской помощи. Орган самостоятельно осуществляет проверку счетов-фактур, сведений об оказанной сотрудникам медицинской помощи, обоснованности приема их на лечение (обследование, освидетельствование), качества и продолжительности их лечения (обследования, освидетельствования); пункт 7).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Краснодарского края от 29.04.2014 N 1994 "Об оказании медицинской помощи по профилю "Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" в Краснодарском крае" утверждена дорожная карта оказания медицинской помощи беременным, лист маршрутизации беременных, а также перечень медицинских показаний для направления беременных, рожениц и родильниц в перинатальный центр учреждения. Согласно названной дорожной карте порядок оказания медицинской помощи женщинам в период беременности включает в себя два основных этапа: амбулаторный и стационарный.
В соответствии с приказом Минздрава России от 01.11.2012 N 572н в зависимости от коечной мощности, оснащения, кадрового обеспечения медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь женщинам в период родов и в послеродовый период, делятся на соответствующие группы по возможности оказания медицинской помощи. Распределение медицинских организаций, оказывающих женщинам стационарную медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, по группам в Краснодарском крае утверждено приложением N 2 к данному приказу.
В приложении N 5 к указанному приказу определен перечень медицинских показаний для направления в перинатальный центр учреждения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон с учетом изложенных норм, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований учреждения. При этом суды исходили из того, что согласно представленным в дело доказательствам все больные поступили в стационар учреждения по экстренным показаниям в состоянии родов путем самообращения. Требование о возмещении стоимости оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации и оказания скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи сотрудникам управления, не является предметом спора.
Суды не установили наличие необоснованного завышения объема и стоимости услуг или неправильное применение тарифов с учетом пункта 3 Правил N 1232. Напротив, к возмещению истцом предъявлена стоимость услуг по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи.
Довод управления о том, что в отсутствие заключенного государственного контракта спорные медицинские услуги не должны были оказываться и оплате не подлежат, отклонен судами верно. К числу обстоятельств, свидетельствующих о невозможности в конкретной ситуации заключения государственного (муниципального) контракта в установленном порядке, могут быть отнесены случаи, в которых поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг является обязательным для соответствующего исполнителя вне зависимости от волеизъявления сторон правоотношения, в связи с чем, он не мог отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие государственного (муниципального) контракта или истечения срока его действия.
Суды также правомерно отклонили довод ответчика о несвоевременном представлении учреждением документов на оплату, поскольку указанное обстоятельство не является безусловным основанием для освобождения управления от исполнения обязательств по оплате оказанных услуг.
При таких обстоятельствах иск удовлетворен правильно.
Доводы кассационной жалобы судом кассационной инстанции проверены и признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемых решения и постановления либо опровергали выводы судов.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2019 по делу N А32-24028/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.