г. Краснодар |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А53-28088/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола помощником судьи Гусиковым В.В., при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судебное поручение исполняет судья Паутова Л.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвиновой О.А.), в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ростовская инвестиционная компания" (ИНН 6165180814, ОГРН 1136165002599), заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029), направивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 76025 6, 75971 7, 75972 4, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ростовская инвестиционная компания" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 по делу N А53-28088/2019, установил следующее.
ООО "Ростовская инвестиционная компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 22.04.2019 N 2312.
Решением суда от 03.12.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.03.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы наличием оснований для выдачи предписания.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требования.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на непредставление доказательств, подтверждающих наличие, перечень и содержание обязательств общества по управлению многоквартирным домом (далее - МКД) - договор управления МКД, нарушение прав всех собственников помещений в МКД; отсутствие ссылок о нарушении условий договора управления МКД; недоказанность нарушения лицензионных требований; неисполнимость и незаконность предписания; отсутствие у инспекции полномочий по проведению проверки общества; нарушение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что инспекция на основании распоряжения от 26.03.2019 N 4078 провела внеплановую проверку исполнения обществом предписания от 26.12.2018 N 3027, выявила нарушение пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), части 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части порядка определения размера платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества МКД N 211 по ул. М. Горького в г. Ростове-на-Дону (далее - спорный МКД) - неверное начисление платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребляемый при содержании и использовании общедомового имущества, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии.
Нарушение зафиксировано в акте проверки от 22.04.2019 N 4078.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 22.04.2019 2312 об устранении до 08.07.2019 нарушения, расчете платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества, исходя из требований закона, ее перерасчете с января 2017 года по март 2019 года исходя из норматива потребления, утвержденного Региональной службой по тарифам Ростовской области, и площади мест общего пользования по данным технического паспорта (247,7 м
),
при отсутствии решения собственников о распределении объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании и использовании общедомового имущества, - по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Общество обжаловало предписание в арбитражный суд.
Отказывая обществу в удовлетворении требования, суд обоснованно руководствовался Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Положением об инспекции, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 125, и правильно счел предписание принятым уполномоченным органом в пределах имеющихся у него полномочий.
Ссылаясь на подпункт "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), подпункт "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), часть 2.3 статьи 161, часть 2 статьи 162 Кодекса, пункт 51 части 1 статьи 12, часть 1 статьи 192, статью 193, пункты 1 - 6.1, 7 части 1 статьи 193 Закона N 99, часть 1 статьи 161 Кодекса, в пунктах 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Кодекса, подпункты "а" и "б" пункта 3 Положения N 1110, суд правильно отнес соблюдение порядка начисления управляющей организацией обязательных платежей и взносов собственникам помещений в МКД к лицензионным требованиям.
Статья 154 Кодекса определяет структуру платы за жилое помещение, включающую в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 Кодекса).
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Кодекса).
Согласно части 9.2 статьи 156 Кодекса размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения МКД автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в МКД решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД: исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ в целях содержания общего имущества в МКД, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в МКД включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в МКД вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД.
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Суд отметил, что в протоколе общего собрания собственников помещений от 01.02.2017 отражено обсуждение вопроса о принятии решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Возможность изменения размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества МКД исходя из принятого на общем собрании собственников помещений решения, введена в Кодекс Федеральным законом от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"" (изменения действуют с 10.08.2017).
Таким образом, после 10.08.2017 собственникам помещений необходимо было принять на общем собрании решение об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение общего собрания, результаты которого оформлены протоколом от 01.02.2017, принято до вступления в силу соответствующих положений Кодекса, не соответствует Кодексу, регулирующему данный вопрос; принято во исполнение положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которые не могут применяться к порядку расчета платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества МКД. В связи с этим общество нарушило часть 9.2 статьи 156 Кодекса.
Суд обоснованно отклонил довод общества об отсутствии в материалах дела договора управления МКД и ссылок на нарушенные условия договора, поскольку его отсутствие в материалах административного дела не свидетельствует о правомерности начисления платы. Деятельность общества является лицензируемой, все договоры публикуются в сети Интернет.
Предписание инспекции от 22.04.2019 N 2312 содержит конкретные требования, четкую формулировку предлагаемых действий. Общество не представило доказательства невозможности исполнения данного предписания, за его разъяснением не обращалось. Суд счел достаточным указанный в предписании срок для его исполнения.
Выводы суда о фактических обстоятельствах дела соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Нормы права к этим обстоятельствам применены правильно, с учетом правового подхода, изложенного в определениях Верховного Суда Российской Федерации в определениях от 08.08.2018 N 305-КГ18-10901, 16.04.2018 N 304-КГ18-2913, 22.10.2019 N 3001-ЭС19-19814, 16.04.2018 N 304-КГ18-2911, 05.09.2019 N 304-ЭС19-16030, 14.01.2019 N 304-КГ18-23592, 02.09.2019 N 301-ЭС19-15122. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с общества подлежит взысканию 1500 рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы, от уплаты которой при принятии жалобы к производству определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.05.2020 предоставлена отсрочка.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 по делу N А53-28088/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ростовская инвестиционная компания" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возможность изменения размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества МКД исходя из принятого на общем собрании собственников помещений решения, введена в Кодекс Федеральным законом от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"" (изменения действуют с 10.08.2017).
Таким образом, после 10.08.2017 собственникам помещений необходимо было принять на общем собрании решение об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение общего собрания, результаты которого оформлены протоколом от 01.02.2017, принято до вступления в силу соответствующих положений Кодекса, не соответствует Кодексу, регулирующему данный вопрос; принято во исполнение положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которые не могут применяться к порядку расчета платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества МКД. В связи с этим общество нарушило часть 9.2 статьи 156 Кодекса.
...
Выводы суда о фактических обстоятельствах дела соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Нормы права к этим обстоятельствам применены правильно, с учетом правового подхода, изложенного в определениях Верховного Суда Российской Федерации в определениях от 08.08.2018 N 305-КГ18-10901, 16.04.2018 N 304-КГ18-2913, 22.10.2019 N 3001-ЭС19-19814, 16.04.2018 N 304-КГ18-2911, 05.09.2019 N 304-ЭС19-16030, 14.01.2019 N 304-КГ18-23592, 02.09.2019 N 301-ЭС19-15122. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 июня 2020 г. N Ф08-4583/20 по делу N А53-28088/2019