г. Краснодар |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А32-33401/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Рыжкова Ю.В. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Прокопенко А.В. (доверенность от 19.03.2020), в отсутствие заявителя - федерального государственного бюджетного учреждения "Центр спортивной подготовки сборных команд России" (ИНН 7709295766, ОГРН 1027739520357), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2020 по делу N А32-33401/2019, установил следующее.
ФГБУ "Центр спортивной подготовки сборных команд России" (далее - учреждение, центр) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Южному межрегиональному управлению Росприроднадзора (далее - управление, Росприроднадзор) о признании незаконным и отмене предписания от 21.05.2019 N 08-44-13-Н-3.
Решением от 14.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.02.2020, предписание управления от 21.05.2019 N 08-44-13-Н-3 признано недействительным как не соответствующее нормам Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ); с управления в пользу учреждения взыскано 3000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает на установленный законом запрет сброса сточных вод на рельеф местности, поэтому, по его мнению, оспариваемое предписание законно и обоснованно.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение считает судебные акты законными и обоснованными, просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управление на основании распоряжения от 12.04.2019 N 01-04-20/198 провело внеплановую выездную проверку учреждения, по результатам которой составило акт проверки от 21.05.2019 N 08-44-13-Н и выдало предписание от 21.05.2019 N 08-44-13-Н-3 об устранении до 27.04.2020 нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. Согласно предписанию учреждению необходимо прекратить сброс сточных вод из локальных очистных сооружений на рельеф местности.
Считая вынесенное предписание недействительным, учреждение в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявленные требования, судебные инстанции руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из смысла части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения выдается юридическому лицу в случае допущения юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 1 Закона N 7-ФЗ компонентами природной среды являются: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Согласно приказу Минприроды России от 01.10.2014 N 421 "О признании утратившими силу Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты", утвержденных Госкомэкологией России 29.12.1998, с 01.01.2016 Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс, в том числе на рельеф местности, утратили силу.
В силу статьи 34 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со статьей 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, доводы и возражения сторон, суды сделали вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Судебные инстанции установили, что в оперативном управлении учреждения находится олимпийский объект "Санно-бобслейная трасса с инженерной защитой и внеплощадочными сетями электроснабжения, водоснабжения и канализации", расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Краснополянский поселковый округ, район горноклиматического курорта "Альпика-Сервис", урочище Ржаная Поляна. На основании разрешения N RU23309000-216 объект 31.07.2013 введен в эксплуатацию. Проектная документация на данный объект (проектные и изыскательские работы, строительство) I этап строительства 03-11/1-2351-2010-009 разработана ООО "НПО "Мостовик"" и имеет положительное заключение государственной экспертизы N 098-12/РГЭ-1075/03 (номер в реестре N 00-1-5-0995-12), выданное, в том числе, на основании заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации, утвержденной приказом Росприроднадзора от 14.12.2011 N 920. Проектом предусмотрено, что сток ливневых сточных вод с твердых покрытий площадок происходит по уклону в лотки и далее в колодцы сети ливневой канализации. По сети ливневой канализации сточные воды отводятся на очистные сооружения и далее на рельеф местности. Каких-либо отступлений от проекта при строительстве объекта не допускалось.
В ходе проведенной управлением проверки установлено, что учреждение осуществляет сброс ливневых сточных вод на рельеф местности, а равно на почву земельного участка. При этом учреждением не предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизведению природных ресурсов. Правовыми основаниями выдачи спорного предписания указаны статья 34 Закона N 7-ФЗ, статьи 12, 13, 42 ЗК РФ, в которых отсутствует запрет на сброс сточных вод из локальных очистных сооружений на рельеф местности.
В целях определения возможного негативного воздействия на почву, а также соблюдения требований действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды учреждением заключен контракт с аккредитованной лабораторией на выполнение замеров концентраций загрязняющих веществ в почве с территории трех площадок. Данные замеры показали, что качество почвы в месте сброса ливневых вод после очистки аналогично качеству почв в точках, расположенных ниже 100 метров и выше 500 метров от места сброса ливневых вод.
Отклоняя довод управления о том, что сброс ливневых вод на рельеф местности запрещен законом, суды указали, что отсутствие указания в Законе N 7-ФЗ с 2016 года такого вида негативного воздействия на окружающую среду, как сброс загрязняющих веществ, иных веществ на рельеф само по себе не влечет запрета на такой сброс по ранее введенным в эксплуатацию объектам, проекты которых прошли экологическую экспертизу.
С учетом установленных по делу обстоятельств суды пришли к выводу о недействительности предписания управления от 21.05.2019 N 08-44-13-Н-3.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2020 по делу N А32-33401/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях определения возможного негативного воздействия на почву, а также соблюдения требований действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды учреждением заключен контракт с аккредитованной лабораторией на выполнение замеров концентраций загрязняющих веществ в почве с территории трех площадок. Данные замеры показали, что качество почвы в месте сброса ливневых вод после очистки аналогично качеству почв в точках, расположенных ниже 100 метров и выше 500 метров от места сброса ливневых вод.
Отклоняя довод управления о том, что сброс ливневых вод на рельеф местности запрещен законом, суды указали, что отсутствие указания в Законе N 7-ФЗ с 2016 года такого вида негативного воздействия на окружающую среду, как сброс загрязняющих веществ, иных веществ на рельеф само по себе не влечет запрета на такой сброс по ранее введенным в эксплуатацию объектам, проекты которых прошли экологическую экспертизу."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июня 2020 г. N Ф08-3037/20 по делу N А32-33401/2019