г. Краснодар |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А32-21941/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (до переименования - Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея; ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Прокопенко А.В. (доверенность от 19.05.2020), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Дорожно-строительная компания" (ИНН 3123381834, ОГРН 1163123054170), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорожно-строительная компания" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А32-21941/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Дорожно-строительная компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (после переименования - Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; далее - управление) от 04.04.2019 N 07-48-147Ф-З о привлечении к административной ответственности по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 25.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.02.2020, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на документальное подтверждение управлением совершения обществом правонарушения, квалифицируемого по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение управлением процедуры и срока привлечения общества к административной ответственности, и отсутствие оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, в действиях общества отсутствует событие и состав вмененного административного правонарушения, поскольку управление не представило доказательства самовольного пользования обществом водным объектом (река Лаба). Суды не учли, что общество выполняло работы в рамках муниципального контракта, для которых не требуется получение разрешения на пользование водным объектом (р. Лаба). Гидротехнические сооружения (струенаправляющие шпоры) находятся в собственности администрации Курганинского городского поселения Курганинского района Краснодарского края, следовательно, собственник данных гидротехнических сооружений является непосредственным пользователем водным объектом - р. Лаба. Согласно письму администрации Курганинского городского поселения Курганинского района Краснодарского края от 04.03.2019 N 611/06-11 в декабре 2018 года проведено обследование берегоукрепительного сооружения от отстойников до автодрома; принято решение о необходимости проведения аварийно-восстановительных работ; в настоящее время проводятся аварийно-восстановительные работы в районе наиболее подвергшихся разрушению второй и третьей струенаправляющих шпор. Перечень работ, производимых обществом на р. Лаба по берегоукреплению, не подразумевает изменение дна и берегов водного объекта. Таким образом, в рассматриваемом случае положения статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации не распространяются на порядок предоставления в пользование водного объекта. Суды не учли, что работы по муниципальному контракту общество завершило 06.02.2019, а инспекционный осмотр объекта состоялся 21.02.2019, т. е. после завершения обществом работ, что свидетельствует о недоказанности управлением факта незаконного водопользования со стороны общества.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель управления просил оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя управления, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в целях проверки сведений, изложенных в поступившем в адрес управления обращении гражданина Гуторова Д.А. от 01.02.2019, проведено обследование водоохранной зоны р. Лаба в районе домовладения N 1 по ул. Крупской Курганинского городского поселения, в ходе которого установлено, что в прибрежной защитной полосе р. Лаба (координаты места 44.898504, 40.546627), по береговой линии и в русле реки размещены строительные отходы от разборки зданий, строений, содержащие бой строительного кирпича, фрагменты армированных металлической арматурой и неармированных бетонных изделий и т. п.; на теле берегоукрепительного сооружения, выполненного из песчано-гравийной смеси и расположенного перпендикулярно руслу реки (координаты места 44.896365, 40.553456), размещены строительные отходы от разборки зданий, строений, содержащие бой строительного кирпича, фрагменты армированных металлической арматурой и неармированных бетонных изделий, бой стекла, полиэтиленовые и резиновые изделия и т. п.
В ходе проверки территории (координаты места 44.897936, 40.544637) обнаружена строительная техника: на песчано-гравийной косе, образовавшейся в русле р. Лаба, находится гусеничный экскаватор HITACHI модель ZX270LC-3, идентификационный номер производителя HCMIV400C00030586. В непосредственной близости от экскаватора находятся два грузовых автомобиля (самосвалы) (государственные номера К379ЕК12 и Е925ОВ750). Со слов водителя экскаватора, в данном месте он выполняет работы по погрузке песчано-гравийной смеси в приходящий грузовой автотранспорт.
Выявленные в ходе обследования обстоятельства зафиксированы в акте обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 21.02.2019 N 48-1.
Как указано в информационном письме Администрации Курганинского городского поселения Курганинского района Краснодарского края от 04.03.2019 N 611/06-11, общество по заказу администрации производит берегоукрепительные работы на основании муниципального контракта от 28.01.2019 N Ф.2019.21774; в соответствии с пунктом 1.1 контракта от 28.01.2019 N Ф.2019.21774 предметом контракта является проведение аварийно-восстановительных работ по берегоукреплению р. Синюха, р. Чалмык, р. Лаба и р. Кукса на территории Курганинского городского поселения; согласно акту выполненных работ от 06.02.2019 N 1 общество выполнило работы, предусмотренные контрактом от 28.01.2019 N Ф.2019.21774.
Поскольку проверкой установлено, что в нарушение требований статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации при осуществлении берегоукрепительных работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностного водного объекта (р. Лаба), общество допустило самовольное занятие части водного объекта и использование его без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, данное обстоятельство послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении от 22.03.2019 N 07-48-147Ф-1 и вынесения постановления от 04.04.2019 N 07-48- 147Ф-3 о привлечении общества к ответственности по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к установленным по делу обстоятельствам правильно применили положения Водного кодекса Российской Федерации и сделали верный вывод о том, что управление доказало совершение обществом правонарушения, квалифицируемого по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
Суды учли акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 21.02.2019 N 48-1, информационное письмо Администрации Курганинского городского поселения Краснодарского края от 04.03.2019 N 611/06-11 (из которого следует, что общество по заказу администрации выполнило берегоукрепительные работы на основании муниципального контракта от 28.01.2019 N Ф.2019.21774; в соответствии с пунктом 1.1 контракта от 28.01.2019 N Ф.2019.21774 предметом контракта является проведение аварийно-восстановительных работ по берегоукреплению р. Синюха, р. Чалмык, р. Лаба и р. Кукса на территории Курганинского городского поселения Краснодарского края; согласно акту приемки выполненных работ от 06.02.2019 N 1 работы, предусмотренные контрактом от 28.01.2019 N Ф.2019.21774, выполнены обществом), материалы дела об административном правонарушении, в т. ч. фотодокументы, протокол об административном правонарушении от 22.03.2019 N 07-48-147Ф-1 и сделали обоснованный вывод о документальном подтверждении совершения обществом правонарушения, предусматривающего ответственность по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды учли, что согласно данным, опубликованным на официальном сайте Кубанского бассейнового водного управления (http://www.kbvu-fgu.ru/gosvr16), осуществляющего в том числе предоставление в пользование водных объектов федерального значения, документы на право пользования поверхностным водным объектом - река Лаба, на участке, расположенном в границах г. Курганинска, в целях проведения работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, либо в целях строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, периодом действия, в т. ч. с 28.01.2019 по 06.02.2019, Кубанское бассейновое водное управление не выдавало.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам суды сделали верный вывод о том, что в нарушение требований статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации при осуществлении берегоукрепительных работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностного водного объекта (р. Лаба), общество допустило самовольное занятие части водного объекта и его использование без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.
Суды мотивированно отклонили доводы общества о незаконности оспариваемого постановления управления, основанный на выводах, содержащихся в решении Курганинского районного суда Краснодарского края от 18.07.2019 по делу N 12-55/2019, указав, что решение вынесено в отношении должностного лица общества, и не имеет преюдициального значения для настоящего дела в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суды мотивированно поддержали позицию управления о совершении обществом правонарушения, квалифицируемого по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды установили соблюдение управлением процедуры и срока привлечения общества к административной ответственности, учли, что штраф обществу назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обоснованно отказали в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления управления от 04.04.2019 N 07-48-147Ф-З о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.6 Кодекса в виде 50 тыс. рублей штрафа.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам, представленным в материалы дела доказательствам и документально обществом не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А32-21941/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.