г. Краснодар |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А32-43226/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Гиданкиной А.В. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от публичного акционерного общества "Кубаньэнерго" - Смотиркова О.А. (доверенность 26.12.2019), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Москаленко Г.В. (доверенность 18.05.2020), Тимощук О.А. (лично, паспорт), рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Кубаньэнерго" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А32-43226/2019, установил следующее.
ПАО "Кубаньэнерго" (далее - общество, сетевая организация) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-701/2019 антимонопольного органа от 26.08.2019 N 20964/6, о признании незаконным и отмене представления от 26.08.2019 N20965/6 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N 023/04/9.21-701/2019.
Определением суда от 12.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Тимощук О.А.
Решением суда от 09.12.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.02.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права. Общество указывает на то, что в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения в связи с отсутствием факта допущенных нарушений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). В дополнении к кассационной жалобе, указывает, что антимонопольным органом и судами не установлены обстоятельства повторности совершения административного правонарушения.
В отзывах на кассационную жалобу управление и Тимошук О.А. просят судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы общества. Управление указывает, что ранее общество привлекалось к административной ответственности постановлением N 84А/2018, постановлением суд апелляционной инстанции по делу А32-22940/2018 признал постановление законным.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы и дополнительных пояснений, просил судебные акты отменить, принять новый об удовлетворении заявленных требований, представитель управления и Тимошук О.А. возражали против доводов жалобы, просили судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, антимонопольным органом в отношении общества вынесено постановление о наложении штрафа от 26.08.2019 N 20964/6, а также выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) от 26.08.2019 N 20965/6 по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-701/2019.
Не согласившись с постановлением от 26.08.2019 N 20964/6 и представлением от 26.08.2019 N 20965/6, общество обратилось в суд.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как установлено пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правилами N 861 установлены порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 данных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Требования к заявке, направляемой заявителем-физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, установлены в пункте 14 Правил N 861. Указанный пункт Правил N 861 распространяется на заявки заявителей физических лиц на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт.
Согласно пункту 15 Правил N 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12.1 и 14 Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемого Правительством Российской Федерации.
Суды установили, что Тимощук О.А. в адрес сетевой организации 28.01.2019 и 19.04.2019 направлены заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ, расположенного по адресу: ст. Новотитаровская, ул. Синегорская, 19, (кадастровый номер 23:07:0201251:695).
Заявки зарегистрированы в сетевой организации за N 3-11-03-1103-19- 01833706 и 3-11-03-1100-19-01852042.
В заявках на технологическое присоединение указана присоединяемая мощность 15 кВт (с учетом ранее присоединенной 0 кВт), класс напряжения 0,4 кВ, категория надежности III. Тимощук О.А. относится к категории потребителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения N 861.
По результатам рассмотрения заявок, общество письмами от 14.02.2019 N КЭС/113/06/82 и от 19.04.2019 N КЭС/113/01/3469 отказало в выдаче проекта договора на технологическое присоединение к электрическим сетям, ввиду того что земельный участок находится в границах земельного массива, который уже имеет технологическое присоединение от электросетевого хозяйства принадлежащего Ковальчуку В.Н., что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 19.02.2018 N 396294.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в выдаче технических условий и направления проекта договора.
Суды правомерно исходили из следующих обстоятельств.
Согласно акту осмотра электроустановок от 08.02.2019, проведенного с участием общества установлено, что объект Тимощук О.А. не подключен к электрическим сетям.
Общество не представило документы, подтверждающие включение в заявку Афингендиной Т.А. N 3-11-03-1100-16-01638844 на технологическое присоединение, к электрическим сетям общества энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно, расположенных по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст. Новотатаровская, ул. Леваневского, д. 114 (кадастровый номер 23:07:0201251:31), объекта Тимощук О.А., расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район ст. Новотитаровская, ул. Синегорская, 19, (кадастровый номер 23:07:0201251:695).
Кроме того, из дополнительных пояснений Тимощук О.А. (вх. от 22.08.2019 N 9459), содержащих информацию Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - департамент), представленную в адрес прокуратуры Краснодарского края письмом от 01.08.2019 N 7/1-411-2019/65143, следует, что в рамках проведенной проверки департамент выявил несопоставимость исходных данных в выданных документах сетевой организацией. Так, согласно заявки Ковальчукова В.И. на технологическое присоединение к электрическим сетям общества N 5-11-03-1103-17-01708252, заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 21103- 17-00384722-1, а также ТУ N 03-03/0633-17, максимальная мощность заявителя составляет 250 кВт по третьей категории надежности, в т.ч. ранее существующая - 150 кВт по третьей категории надежности. В акте от 01.03.2018 N 396294 об осуществлении технологического присоединения, указано о фактическом выполнении 27.02.2018 технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя максимальной мощностью 600 кВт по третьей категории надежности, в т.ч. ранее существующая - 150 кВт по третьей категории надежности, что не соответствует поданной заявке на технологическое присоединение, заключенному договору и выданным ТУ.
Из сведений, размещенных на официальном сайте общества допустимая мощность ПС 35/10 кВ "Титаровская" (2x4 MB А) составляет 4,2 MB А, мощность по замерам максимума нагрузки: на 31.12.2016 по результатам замеров - 4,63 MB А, резерв мощности - 0,00 МВА; на 30.06.2017 по результатам замеров - 4,63 МВА, резерв мощности - 0,00 МВА; на 31.12.2017 по результатам замеров - 4,63 МВА, резерв мощности - 0,00 МВА; на 31.03.2018 по результатам замеров - 4,63 МВА, резерв мощности - 0,00 МВА. На все указанные периоды резерв мощности по ПС 35/10 кВ "Титаровская" - отсутствует.
Суды указали, на то, что случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств (более 150 кВт), указанных в заявке, к центру питания (ПС), технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами N 861, с учетом особенностей, установленных названными Правилами (пункт 30 Правил N 861).
Департамент указал, что заявление об утверждении размера платы за технологическое присоединение к сетям сетевой организации по индивидуальному проекту объекта "Электроустановки земельного участка для индивидуального жилищного строительства", расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская, ул. Леваневского, д. 114 (кадастровый номер 23:07:0201251:31) в адрес департамента не предоставлялось.
По результатам выявленных фактов нарушения, прокуратурой Динского района в адрес общества внесено представление от 19.08.2019 N 7-01-2019 об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о том, что у общества отсутствовали основания для отказа в выдаче Тимощук О.А. договора на технологическое присоединение к электрическим сетям. Учитывая дату регистрации заявки (19.04.2019), сетевая организация должна была направить в адрес заявителя заполненный и подписанный со своей стороны в 2-х экземплярах проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия до 06.05.2019. Между тем, в нарушение пункта 15 Правил N 861 общество названные требования не выполнило.
Между тем, суды не учли следующего.
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, повторным признается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Следовательно, для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ антимонопольным органом должны быть представлены доказательства, что указанное лицо ранее привлекалось по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и на момент вынесения постановления от 23.08.2019 N 023/04/9.21-701/2019 не истек период, установленный статьей 4.6 КоАП РФ.
Между тем, такие доказательства не представлены управлением ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
В соответствии с положениями части 5 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае непредставления административными органами доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанных органов по своей инициативе.
В данном случае, несмотря на то, что общество данное обстоятельство не оспаривало, суды не исследовали обстоятельства повторности совершенного правонарушения, а ограничились указанием на то, что общество ранее уже привлекалось к административной ответственности в соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ, без ссылок на постановление антимонопольного органа, которым общество привлекалось к ответственности по части 1 или 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Таким образом, выводов о том, что общество ранее привлекалось к административной ответственности именно по части 1 данной статьи КоАП РФ и с момента соответствующего назначения наказания не истек установленный статьей 4.6 КоАП РФ срок, судебные акты судов первой и апелляционной инстанций не содержат.
Выводы судебных инстанций о возможности привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, основанные только на том, что управление в постановлении указало, что общество ранее уже привлекалось к ответственности за совершение такого же правонарушения, суд кассационной инстанции находит ошибочными. При рассмотрении вопроса о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в которой повторность является квалифицирующим признаком административного нарушения, административный орган должен доказать совершение правонарушения повторно, а суд должен проверить это обстоятельство и установить соблюдение установленных статьей 4.6 КоАП РФ сроков. Разрешение вопроса о правомерности квалификации вменяемого правонарушения входит в предмет судебной проверки по настоящему делу в силу требований статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, обстоятельства, свидетельствующие о совершении обществом повторного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ в рамках установленного статьей 4.6 КоАП РФ срока, являются существенными и юридически значимыми для правильного разрешения спора о признании незаконным постановления антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Между тем, наличие либо отсутствие указанных обстоятельств судами не установлено, в судебных актах отсутствуют какие-либо выводы относительно таких обстоятельств, что не позволяет признать судебные акты по настоящему делу соответствующими части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемых судебных актах, либо были отвергнуты судами, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа лишен возможности устранить указанный недостаток, вследствие чего судебные акты по данному делу подлежат отмене на основании частей 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом судебном разбирательстве Арбитражному суду Краснодарского края следует учесть выводы суда округа, изложенные в настоящем постановлении, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу; оценить представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и рассмотреть спор по существу, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А32-43226/2019 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судебных инстанций о возможности привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, основанные только на том, что управление в постановлении указало, что общество ранее уже привлекалось к ответственности за совершение такого же правонарушения, суд кассационной инстанции находит ошибочными. При рассмотрении вопроса о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в которой повторность является квалифицирующим признаком административного нарушения, административный орган должен доказать совершение правонарушения повторно, а суд должен проверить это обстоятельство и установить соблюдение установленных статьей 4.6 КоАП РФ сроков. Разрешение вопроса о правомерности квалификации вменяемого правонарушения входит в предмет судебной проверки по настоящему делу в силу требований статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, обстоятельства, свидетельствующие о совершении обществом повторного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ в рамках установленного статьей 4.6 КоАП РФ срока, являются существенными и юридически значимыми для правильного разрешения спора о признании незаконным постановления антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июня 2020 г. N Ф08-4330/20 по делу N А32-43226/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16994/20
23.09.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43226/19
26.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4330/20
11.02.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-24318/19
09.12.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43226/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43226/19