Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 26.06.2023 года (выписка из протокола N 112, пункт 76) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (ответственный) рассмотрел проект федерального закона N 379430-8 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части обеспечения информационного взаимодействия кредитных организаций с органами опеки и попечительства в электронном формате для получения согласия на совершение сделок с недвижимым имуществом несовершеннолетних), внесенный Правительством Российской Федерации.
1. Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" и Федеральный закон от 16.07.1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)").
Согласно положениям части 1 статьи 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства (далее - предварительное разрешение) не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом необходимо также учитывать и положения абзаца третьего пункта 3 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации, которым определено, что при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного.
Учитывая изложенное, предложенные законопроектом изменения, затронут права, как опекунов (попечителей), так и родителей (усыновителей) ребенка.
Действующей редакцией пункта 3 статьи Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" установлено, что органы опеки и попечительства вправе дать согласие на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения (далее - согласие на отчуждение), в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника, если при этом не затрагиваются права или охраняемые закона интересы указанных лиц.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3 статьи 77 указанного Федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить 4 возможных способа подачи заявления о предоставлении предварительного разрешения, и заявления о получении согласия на отчуждение: 1) посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал); 2) посредством региональных порталов государственных и муниципальных услуг (далее - региональный портал); 3) при лично обращении в орган опеки и попечительства; 4) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).
Кроме того, устанавливается, что если заявление о предоставлении предварительного разрешения, или заявление о получении согласия на отчуждение подавалось через Единый портал или региональный портал, то ответ органа опеки и попечительства может направляться заявителю в форме электронного документа. Если же заявление подавалось лично в орган опеки и попечительства или через МФЦ, то по выбору заявителя предварительное разрешение или отказ в выдаче такого разрешения, либо согласие на отчуждение или мотивированное решение об отказе в таком согласии, будут предоставляться или на бумажном носителе, или в форме электронного документа.
Кром того, законопроектом устанавливается, что с согласия заявителя предварительное разрешение или отказ в выдаче такого разрешения, либо согласие на отчуждение или мотивированное решение об отказе в таком согласии, могут направляться в иные орган и организации (в том числе кредитные организации) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
2. Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает законопроект и отмечает следующее.
Законопроектом не вводится новые правила регулирования имущественных прав детей и недееспособных лиц. Проект федерального закона направлен на обеспечение информационного взаимодействия кредитных организаций с органами опеки и попечительства полностью в электронном формате с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В пояснительной записке к законопроекту указывается на то, что он подготовлен во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 16.02.2023 года N ММ-П10-2132 и пункта 5 раздела II плана мероприятий ("дорожной карты") по достижению национальной цели по улучшению жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно в части снижения уровня процентной ставки по ипотечным кредитам, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным 27.12.2021 года N 14473п-П49.
Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что в законопроекте, как и в действующих нормах, устанавливается, что предварительное разрешение органа опеки и попечительства или отказ в его выдаче должны быть предоставлены заявителю не позднее чем через 15 дней со дня подачи заявления о предоставлении такого разрешения. При этом решение указанного органа о даче согласия на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения или мотивированное решение об отказе в таком согласии должно быть предоставлено заявителю не позднее чем через 30 дней после даты подачи заявления с просьбой дать такое согласие. Полагаем, что для обеспечения единообразия правоприменительной практики целесообразно установить единый срок для выдачи соответствующих решений органа опеки и попечительства.
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддерживает принятие законопроекта с учетом высказанных замечаний (в том числе, о сроках выдачи соответствующих решений органом опеки и попечительства)
В поддержку законопроекта поступили отзывы от 28 законодательных органов субъектов Российской Федерации и от 54 высших должностных лиц субъекта Российской Федерации.
В 25 субъектах Российской Федерации принятие законопроекта поддержали одновременно и законодательный орган субъекта Российской Федерации, и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний правового характера на проект федерального закона не имеет.
На основании изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 379430-8 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и статью 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части обеспечения информационного взаимодействия кредитных организаций с органами опеки и попечительства в электронном формате для получения согласия на совершение сделок с недвижимым имуществом несовершеннолетних) в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.А. Останина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.