г. Краснодар |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А53-37937/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Алексеева Р.А. и Чесняк Н.В., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Еврологистик" (ИНН 6102027355, ОГРН 1086102000225) и ответчика - акционерного общества "Нарзан" (ИНН 2628008703, ОГРН 1022601312337), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Нарзан" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2020 по делу N А53-37937/2018, установил следующее.
ООО "Еврологистик" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Нарзан" (далее - компания) о взыскании 375 тыс. рублей платы за сверхнормативное пользование вагонами.
Компания обратилась к обществу со встречным иском о признании незаконными действий истца по несогласованному представлению вагонов на подъездные пути ответчика, взыскании 865 707 рублей платы за пользование путями, 26 660 рублей 31 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 12.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.06.2019, первоначальный иск удовлетворен, встречное исковое заявление оставлено без рассмотрения, поскольку данные требования тождественны требованиям компании по делу N А53-37925/2018.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.09.2019 решение от 12.04.2019 и постановление от 17.06.2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
При новом рассмотрении дела решением от 30.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.03.2020, первоначальный иск удовлетворен. Производство по встречному иску прекращено.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что суды не выполнили указания суда кассационной инстанции. Согласно условиям договора отправка порожних вагонов после их выгрузки осуществляется либо самостоятельно исполнителем, либо заказчиком по письменному распоряжению исполнителя (пункты 2.1.3, 3.1.8 договора). В материалы дела не представлены доказательства передачи ответчику распоряжения (инструкции) по составлению перевозочных документов. Представленные суду транспортные железнодорожные накладные подтверждают лишь факт принятия ОАО "РЖД" к перевозке вагонов и не содержат указание на дату возврата вагонов истцу, поэтому не могут служить основанием определения периода просрочки. Условиями договора не предусмотрена обязанность ответчика по организации и уборке вагонов с путей необщего пользования для их последующей отправки.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Как следует из материалов дела, общество (исполнитель) и компания (заказчик) заключили договор от 29.01.2014 N 336-жд/К на оказание услуг, связанных с перевозкой железнодорожным транспортом грузов (далее - договор), по условиям которого исполнитель обязуется по письменным заявкам заказчика предоставить под погрузку в исправном состоянии согласованное сторонами количество арендованных (собственных) железнодорожных вагонов, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке и на условиях, определенных договором. В силу пункта 3.1.3 договора заказчик принял на себя обязательство организовать погрузку (выгрузку) вагона на подъездных путях заказчика (грузополучателей, грузоотправителей) в суммарный срок не более двух суток с момента прибытия вагона на станцию назначения, если иное не установлено дополнительным соглашением или приложением к договору. Момент прибытия вагона на станцию погрузки (выгрузки) определяется на основании информации о дислокации вагонов ВЦ дорог ОАО "РЖД".
В случае превышения сроков использования вагонов исполнителя на подъездных путях заказчика (грузополучателей, грузоотправителей), а также путях общего пользования, под погрузкой, выгрузкой, приведшего к задержке их отправки со станции отгрузки или станции назначения, заказчик обязан оплатить плату за сверхнормативное пользование вагоном в размере, предусмотренном пунктом 3.1.4 договора.
Пунктом 3.1.8 договора определено, что заказчик обязан оформлять перевозочные документы на вагоны исполнителя в соответствии с представленными инструкциями; по дополнительному указанию исполнителя отправить вагоны (рефрижераторные секции) после выгрузки на станцию, указанную исполнителем, за счет исполнителя и по его доверенности.
Из искового заявления следует, что на станцию назначения вагон N 90892522 прибыл 03.06.2016 (накладная АЛ917280), а отправлен 23.06.2016, что подтверждается транспортной железнодорожной накладной ЭТ424598. Таким образом, сверхнормативное использование вагона составило 19 суток (с 05.06.2016 по 23.06.2016). На станцию назначения вагон N 90888801 прибыл 02.07.2016 (накладная ЭТ097781), отправлен 03.08.2016 (накладная ЭФ144303). Сверхнормативное использование указанного вагона составило 30 суток (с 04.07.2016 по 03.08.2016). Вагон N 90882515 на станцию назначения прибыл 08.07.2016 (накладная ЭТ482906), отправлен 12.07.2016 (накладная ЭУ113744). Сверхнормативное использование вагона составило 2 суток (с 10.07.2016 по 12.07.2016). На станцию назначения вагон N 90884248 прибыл 08.07.2016 (накладная ЭТ702953), отправлен 11.07.2016 (транспортная накладная ЭУ174997). Сверхнормативное использование вагона составило 2 суток (с 10.07.2016 по 11.07.2016). Вагон N 90889080 прибыл 16.09.2016 (накладная ЭХ549235), отправлен 24.09.2016 (накладная ЭЦ674003). Сверхнормативное использование вагона составило 6 суток (с 18.09.2016 по 24.09.2016). Вагон N 90899063 прибыл 19.09.2016 (накладная ЭХ807759), отправлен 23.09.2016 (накладная ЭЦ673644). Сверхнормативное использование вагона составило 2 суток (с 21.09.2016 по 23.09.2016). Вагон N 90898388 прибыл 19.10.2016 (накладная ЭЦ620956), отправлен 24.10.2016 (накладная ЭЧ990986). Сверхнормативное использование вагона составило 3 суток (с 21.10.2016 по 24.10.2016). Вагон N 90895566 прибыл 03.10.2016 (накладная ЭЦ619644), отправлен 24.10.2016 (накладная ЭЧ206553). Сверхнормативное использование вагона составило 7 суток (с 05.10.2016 по 24.10.2016). Вагон N 90882242 прибыл 22.10.2016 (накладная ЭЧ370065), отправлен 14.11.2016 (накладная ЭШ885542). Сверхнормативное использование вагона составило 21 сутки (с 24.10.2016 по 14.11.2016). Вагон N 90883661 прибыл 03.10.2016 (накладная ЭЦ725693), отправлен 07.10.2016 (накладная ЭЧ314436). Сверхнормативное использование вагона составило 2 суток (с 05.10.2016 по 07.10.2016). Вагон N 90898370 прибыл 21.10.2016 (накладная ЭЧ528690), отправлен 17.11.2016 (накладная ЭЫ139717). Сверхнормативное использование вагона составило 25 суток (с 23.10.2016 по 17.11.2016). Вагон N 90898529 прибыл 08.01.2017 (накладная ЭЭ051318), отправлен 12.01.2017 (накладная ЭЭ549605). Сверхнормативное использование вагона составило 3 суток (с 10.01.2017 по 12.01.2017). Вагон N 90888579 прибыл 01.03.2017 (накладная ЭА356362), отправлен 05.03.2017 (накладная ЭА775760). Сверхнормативное использование вагона составило 3 суток (с 03.03.2017 по 05.03.2017).
По мнению общества, задолженность компании за сверхнормативное использование вагонов составила 375 тыс. рублей.
Неудовлетворение претензии от 29.03.2018 N СНПВ8 послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Суды, удовлетворяя иск в полном объеме, применили нормы статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Суды отклонили довод компании об отсутствии доказательств, подтверждающих факт использования обществом вагонов сверх установленного договором срока, и исходили из того, что истец оказал ответчику услуги по предоставлению подвижного состава, вместе с тем ответчик допустил просрочку срока использования вагонов, что подтверждается железнодорожными накладными и соответствующими распечатками из АС "ЭТРАН". В связи с этим, по мнению судов, истцом правомерно начислено 375 тыс. рублей платы за сверхнормативное пользование вагонами.
Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций не выполнили указания суда округа и не проверили надлежащим образом доводы компании о необходимости исследования обстоятельств возвращения ответчиком выгруженных вагонов истцу (либо указанному им лицу).
Суды сочли, что достаточным доказательством просрочки возврата вагонов являются железнодорожные накладные и названные распечатки из АС "ЭТРАН". Между тем из накладных следует, что при отправке загруженных минеральной водой спорных вагонов грузоотправителем являлась компания (т. 1, л. д. 15, 18, 21, 24, 27, 30, 33, 37, 42, 44, 49, 51, 54), а возвращались порожние вагоны иными лицами в адрес грузополучателей - третьих лиц (т. 1, л. д. 17, 20, 23, 26, 29, 32, 36, 39, 43, 46, 50, 53, 56). Компания не вправе по собственному усмотрению распорядиться выгруженными вагонами, принадлежащими обществу. Суды не выяснили обстоятельства предоставления истцом инструкций ответчику о направлении порожних вагонов (с учетом отражения информации о движении и раскредитовании вагонов в АС "ЭТРАН") в соответствии с договором (в частности, пунктом 3.1.8), причины их отправки иными лицами (по чьему указанию, в какие сроки давались данные указания), не проверили доводы компании о том, что общество самостоятельно определяло дату отправки вагонов.
Выяснение данных обстоятельств имеет существенное значение для определения периода простоя вагонов по вине ответчика и размера взыскания соответствующей платы. Ссылаясь на факт немотивированного неподписания ответчиком актов об оказанных услугах как подтверждение надлежащего исполнения истцом услуг, суды не обосновали, каким образом данные обстоятельства доказывают время дачи истцом инструкций для компании по каждому спорному вагону и содержание данных инструкций (дат и адресатов отправки выгруженных вагонов, причины отправки вагонов иными лицами). Доказательства дачи названных инструкций истцом и их содержания в материалах дела отсутствуют.
Поскольку нижестоящими судами не выполнены указания суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 19.09.2019, в связи с чем неполно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, не проверены в полном объеме доводы лиц, участвующих в деле, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором необходимо устранить изложенные нарушения и принять решение в зависимости от установленных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2020 по делу N А53-37937/2018 в части прекращения производства по делу по встречному иску оставить без изменения, в остальной части названные решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.