Минпросвещения России по итогам деятельности в 2022/23 учебном году Всероссийского центра для слепых обучающихся, проявивших выдающиеся академические способности, созданного в 2022 году на базе ГБОУ города Москвы "Школа-интернат N 1 для обучения и реабилитации слепых" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, направляет рекомендации руководителям и педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы начального и основного общего образования для подготовки слепых обучающихся, в том числе в части развития у них академических способностей.
Первый заместитель министра |
А.В. Бугаев |
Рекомендации
руководителям и педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы начального и основного общего образования для подготовки слепых обучающихся, в том числе в части развития у них академических способностей
Всероссийский центр для слепых обучающихся, проявивших выдающиеся академические способности, открыт 1 сентября 2022 года по поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой, и является структурным подразделением ГБОУ города Москвы "Школа-интернат N 1 для обучения и реабилитации слепых" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (далее соответственно - Центр, Школа).
Целью работы Центра является поддержка одаренных слепых детей и молодежи на территории Российской Федерации и создание условий для их развития, профориентации и трудоустройства, то есть для профессиональной и личностной самореализации, а также разработка вариативных моделей образования для получения слепыми обучающимися с выдающимися академическими способностями доступного и качественного общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Прием в Центр поступающих осуществляется на конкурсной основе на очную форму обучения.
Поскольку обучающиеся принимаются в Центр в 7-й класс, по итогам освоения адаптированных основных образовательных программ основного общего образования слепых обучающихся в объеме не ниже 6-го класса (второго года обучения на уровне основного общего образования), имеет большое значение уровень их учебной подготовки. Функционирование Центра в течение 2022/23 учебного года позволило выявить, несмотря на высокие предметные результаты, обусловленные личным вкладом работы педагогов образовательных организаций и родителей, ряд пробелов в освоении метапредметных и личностных результатов, а также недостаточный уровень компенсаторных навыков у обучающихся.
Особого внимания от специалистов Центра потребовали направления психолого-педагогической поддержки обучающихся, среди которых формирование и развитие:
- мотивации к активной жизненной позиции и нивелированию иждивенческих взглядов, формированию ответственного отношения к организации самостоятельной жизни;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и коммуникативной культуры при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;
- готовности обращаться за помощью и адекватно принимать предлагаемую помощь и к преодолению трудных ситуаций;
- самостоятельности, стрессоустойчивости и уверенности в своих возможностях, планирования достижения целей;
- понимания и использования преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретных проблем и способов обоснования необходимости применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- умения выявлять и анализировать причины эмоций, ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- способности признавать свое право на ошибку и такое же право другого, принимать себя и других, не осуждая.
В связи с изложенным научным куратором деятельности Центра - ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики" предлагаются следующие рекомендации руководителям и педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы начального и основного общего образования для слепых обучающихся:
- обратить внимание на результаты формирования компенсаторных навыков и произвольных способов действия у обучающихся, демонстрирующих высокие предметные достижения;
- обеспечить баланс между занятиями коррекционно-развивающей направленности (предметно-пространственная ориентировка, социально-бытовая ориентировка) и учебными предметами;
- усилить внимание к работе по обучению детей навыкам социального взаимодействия, работе в команде, развитию способности к совместной деятельности по проекту;
- обеспечить расширение представлений, обогащений личного опыта освоения социально значимых доступных пространств и объектов, нахождение в которых позволит обучающемуся овладеть академическими знаниями, использовать современные тифлотехнические средства.
В связи с вышеизложенным Минпросвещения России просит обеспечить реализацию данных рекомендаций среди образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы начального и основного общего образования для слепых обучающихся с нарушениями зрения в целях улучшения качества образовательной и социально-психологической деятельности при их обучении для успешной подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни и профессиональной реализации после окончания образовательных организаций.
Подробная информация о Центре, в том числе порядок конкурсного отбора и его сроки, размещена на его официальном портале в телекоммуникационной сети "Интернет" и доступна по ссылке https://schisv1.mskobr.ru/centr-dlya-slepyh-obuchayushchihsya/obschaya-informatsiya.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 19 сентября 2023 г. N АБ-3820/07 "О Всероссийском центре для слепых обучающихся"
Опубликование:
журнал "Администратор образования", октябрь 2023 г. N 20