г. Краснодар |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А32-3711/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агролайн" (ИНН 2308112039, ОГРН 1052303703374) - Шкурыдина Д.В. (директор), Дорошенко А.А. (доверенность от 30.01.2019), Тарзян М.М. (доверенность от 07.02.2009), от Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Криницкой В.С. (доверенность от 31.12.2019), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования Абинский район, Кубанского бассейнового водного управления, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу N А32-3711/2019, установил следующее.
ООО "Агролайн" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) от 30.10.2018 N 52-48432/18-32-12 "Об отказе в предоставлении в аренду земельного участка", принятое в отношении общества, возложении на департамент обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки, подписания и направления в адрес данного лица проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:1102 площадью 20 тыс. кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Абинский район, в границах земель колхоза "Кавказ", восточнее поселка Ахтырского (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Абинский район, Кубанское бассейновое водное управление.
Решением от 15.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.01.2020, признано незаконным решение департамента от 30.10.2018 N 52-48432/18-32-12. Суд обязал департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем подготовки, подписания и направления в его адрес проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:1102 площадью 20 тыс. кв. м. С департамента в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 тыс. рублей. Судебные акты мотивированны тем, что заявление о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:1102, образованного из земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:44, подано в 2017 году - до истечения срока действующего договора аренды. Земельный участок с кадастровым номером 23:01:0806000:44 передан обществу по договору аренды от 17.08.2006 N 0100006211 (8801000010) сроком на 49 лет, действует до 03.08.2055. Таким образом, имеются все условия пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для заключения с заявителем договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:1102 на новый срок без проведения торгов. Согласно письму Кубанского бассейнового водного управления от 23.04.2019 N 06-10/86414 сведений в государственном водном реестре о наличии водного объекта на земельном участке (кадастровый номер 23:01:0806000:1102) не имеется. Данными Единого государственного реестра недвижимости также подтверждается отсутствие водного объекта на испрашиваемом земельном участке. В результате натурного обследования и анализа справочной литературы, проведенным Краснодарским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и охране окружающей среды", установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:1102 водные объекты отсутствуют, условия для установления водного режима на указанном земельном участке также отсутствуют. Доводы департамента о том, что договор аренды от 17.08.2006 N 0100006211 (8801000010) является ничтожной сделкой ввиду отсутствия публикации при предоставлении земельного участка, отклонены (в материалы дела представлена публикация о публичном извещении неопределенного круга лиц о предстоящем предоставлении земли в аренду).
В кассационной жалобе департамент просит решение от 15.10.2019 и постановление апелляционного суда от 21.01.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды оценили довод департамента о том, что с даты опубликования извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:44 (11.07.2006) прошло менее месяца на момент издания постановления о предоставлении в аренду спорного земельного участка (04.08.2006), следовательно, договор аренды не соответствует нормативным предписаниям, заключен с нарушением принципа предоставления земельных участков, который гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Договор аренды земельного участка от 17.08.2006 N 0100006211 не породил правовых последствий, в данном случае для общества установлен необоснованный приоритет по отношению к другим землепользователям. Согласно генеральному плану Ахтырского городского поселения от 24.06.2010 N 52-с (в редакции от 30.03.2017 N 181-е) земельный участок с кадастровым номером 23:01:0806000:1102 расположен в границах объекта гидрографии (ручей, сезонно пересыхающий, сезонно водный), что подтверждается письмом заместителя главы муниципального образования Абинский район от 16.10.2018 N 5500/01-21.2. На земельном участке с кадастровым номером 23:01:0806000:44, который является исходным для спорного (кадастровый номер 23:01:0806000:1102), водный объект вырезан, что подтверждается сведениями публичной кадастровой карты.
В материалах дела имеется поконтурная ведомость колхоза "Кавказ" 1994 года, из которой прослеживается, что в границах спорного участка имеется водный объект. При этом вывод об отсутствии водного объекта сделан исключительно на основании справочной литературы - "Ресурсы поверхностных вод СССР. Том 8. Гидрологическая изученность. Северный Кавказ", 1964. В материалы дела представлены фотоматериалы, свидетельствующие о наличии водной глади в границах испрашиваемого участка. Соответственно, включение в границы земельного участка водного объекта свидетельствует о наличии реестровой ошибки и необходимости уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:1102. Статья 9 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) не предусматривает предоставление земель сельскохозяйственного назначения для целей сенокошения юридическим лицам.
В судебном заседании представители поддержали позиции спорящих сторон.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные департаментом в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:44, расположенного по адресу: Краснодарский край, Абинский район, в границах земель колхоза "Кавказ" восточнее поселка Ахтырского, на основании соглашения о переходе прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 17.08.2012. Переход прав зарегистрирован в установленном законом порядке.
В октябре 2017 года общество обратилось в департамент в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:44.
Приказом департамента от 16.11.2017 N 2632 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:44" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 20 тыс. кв. м, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:44 площадью 294 600 кв. м (адрес: Краснодарский край, Абинский район, в границах земель колхоза "Кавказ" восточнее поселка Ахтырского).
Пунктом 2 названного приказа обществу рекомендовано обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка. В установленном порядке вновь образуемый участок поставлен на государственный кадастровый учет (присвоен кадастровый номер 23:01:0806000:1102).
Общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка (23:01:0806000:1102), расположенного: Краснодарский край, Абинский район, в границах земель колхоза "Кавказ" восточнее поселка Ахтырского.
Решением департамента от 30.10.2018 N 52-48432/18-32-12 обществу отказано в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:1102, находящегося в собственности Краснодарского края.
Заявитель полагает, что данным решением нарушены его права владеть и пользоваться земельным участком с кадастровым номером 23:01:0806000:1102, что послужило основанием обращения в суд с настоящими требованиями.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.4 Земельного кодекса при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. В пункте 6 названной нормы закреплено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Согласно пункту 4 статьи 11.8 Земельного кодекса в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
По общему правилу договор аренды земельного участка при выделе из него других земельных участков не прекращается. Указание на преимущественное право арендатора на заключение договора аренды или на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды предполагает действие первоначального договора аренды в отношении, в частности, и выделенных земельных участков. Положение пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса, предусматривающее преимущественное право на заключение договоров аренды образуемых и измененных земельных участков, направлено на стабилизацию арендных отношений, а не на их прекращение.
Предоставление арендатору земельного участка, образованного в результате раздела ранее предоставленного ему на праве аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, в силу положений пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса не предполагает проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили отсутствие обстоятельств, препятствующих предоставлению испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду без торгов. При исследовании договора от 17.08.2006 N 0100006211 (8801000010) аренды земельного участка с кадастровым номером 23:01:0806000:44 судами не установлено обстоятельств, исключающих возможность предоставления в аренду данного (исходного) участка. Исходя из приведенных норм и установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций признали отказ департамента, изложенный в письме от 30.10.2018 N 52-48432/18-32-12, не соответствующим закону и нарушающим права (интересы) общества в сфере предпринимательской деятельности. Наличие водного объекта на испрашиваемом в аренду участке опровергнуто материалами дела.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку в судебных актах, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу N А32-3711/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По общему правилу договор аренды земельного участка при выделе из него других земельных участков не прекращается. Указание на преимущественное право арендатора на заключение договора аренды или на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды предполагает действие первоначального договора аренды в отношении, в частности, и выделенных земельных участков. Положение пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса, предусматривающее преимущественное право на заключение договоров аренды образуемых и измененных земельных участков, направлено на стабилизацию арендных отношений, а не на их прекращение.
Предоставление арендатору земельного участка, образованного в результате раздела ранее предоставленного ему на праве аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, в силу положений пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса не предполагает проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 июня 2020 г. N Ф08-3536/20 по делу N А32-3711/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1435/2021
23.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19065/20
30.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3536/20
21.01.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22202/19
15.10.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-3711/19