г. Краснодар |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А32-31189/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Сидоровой И.В. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от органов, осуществляющих публичные полномочия: департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Криницкой В.С. (доверенность от 31.12.2019), администрации Краснодарского края (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549) - Дорофеева Д.М. (доверенность от 01.07.2019), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Дорсан" (ИНН 2343018053, ОГРН 1062343000774) и третьего лица - администрации муниципального образования Новокубанский район, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2020 по делу N А32-31189/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Дорсан" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд к администрации Краснодарского края (далее - администрация края) и департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просило:
- признать решение и бездействие департамента, выраженное в отказе от рассмотрения ходатайства о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:21:0706000:108, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, сельское поселение, примерно в 400 м по направлению на восток от западной окраины поселка Пчела, общей площадью 10 161 кв. м, из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения" - подвид "земли иного специального назначения" (далее - земли промышленности и иного специального назначения) незаконным;
- возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706000:108 общей площадью 10 161 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения.
Заявление основано на нормах Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ). Требования мотивированы незаконностью решений (бездействия) департамента по вопросу о переводе земель, нарушающего права (интересы) общества, как собственника участка с кадастровым номером 23:21:0706000:108, используемого для размещения производственных зданий асфальтового завода.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Новокубанский район (далее - администрация района).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2020, заявление удовлетворено в части. Признано незаконным решение департамента от 05.10.2018 N 52-44648/18-33-12 об отказе в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706000:108, из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель промышленности и иного специального назначения. На уполномоченный орган возложена обязанность в течение 30 дней после вступления в законную силу решения повторно рассмотреть в установленном порядке заявление общества. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Суды установили, что по договору купли-продажи от 01.07.2010 N 379 общество приобрело в собственность земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для производства сельскохозяйственной продукции, с кадастровым номером 23:21:0706000:108, площадью 10 161 кв. м, расположенного по адресу: Новосельское сельское поселение, на расстоянии от западной окраины п. Пчела, примерно в 400 м по направлению на восток. Общество 19.04.2018 направило главе администрации (губернатору) Краснодарского края ходатайство о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706000:108 из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности иного специального назначения. Участок используется обществом для размещения производственных зданий асфальтового завода и располагается в территориальной зоне П-2 (зона предприятий, производств и объектов 2 класса опасности СЗЗ-500 м). В обоснование изменения категории земель общество указало на необходимость регистрации права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 23:21:0706000:108 в соответствии с договором купли-продажи от 01.07.2010 N 379, заключенным с администрацией района. В письме от 22.05.2018 N 52-22932/18-33-12 департамент отказал обществу в рассмотрении ходатайства со ссылкой на часть 2 статьи 3 Закона N 172-ФЗ (ходатайство не содержит обоснования перевода земельного участка из одной категории в другую). Кроме того, испрашиваемое целевое назначение земельного участка не соответствует схеме территориального планирования Новокубанского района, генеральному плану Новосельского сельского поселения Новокубанского района и Правилам землепользования и застройки Новосельского сельского поселения Новокубанского района. Удельная кадастровая стоимость участка превышает средний уровень кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующего вида использования по муниципальному образованию Новокубанский район, что также препятствует переводу земель (пункт 4 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ). Земельный участок с кадастровым номером 23:21:0706000:108 частично попадает в перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Новокубанского района, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством. Общество 05.09.2018 повторно направило главе администрации (губернатору) Краснодарского края ходатайство о переводе (изменении категории) земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706000:108. В качестве обоснования перевода общество указало следующее. Земельный участок приобретен обществом в собственность на основании договора купли-продажи от 01.07.2010 N 379. Цена земельного участка оплачена. Договор купли-продажи заключен на основании постановления администрации района от 14.05.2010 N 867, решения Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2008 по делу N А32-8452/2007-31/200 (признано право собственности на объекты недвижимости) и свидетельства о государственной регистрации права от 15.10.2009. На земельном участке расположены производственные здания асфальтового завода, приобретенные по возмездной сделке у ОАО УПТК "Новокубанское" в 2007 году. Участок предоставлялся для ведения производственной деятельности - под асфальтовый завод по договору аренды между ОАО УПТК "Новокубанское" и МУ "Управление муниципальным имуществом Новокубанского района". Производственные здания асфальтового завода эксплуатировались с 60-70 годов прошлого века и эксплуатируются обществом после капитального ремонта. Целью перевода является устранение правовой неопределенности в категории земельного участка и приведении ее в соответствие с пунктом 2 статьи 18 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ). Указанной нормой установлено право титульных собственников объектов недвижимости, ранее возведенных в установленном порядке в границах земельного участка, на изменение вида разрешенного использования, что соответствует основному принципу земельного законодательства - единству судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. В связи с неполучением ответа общество 21.01.2019 направило в администрацию края заявление о направлении решения по указанному ходатайству. В письме от 10.04.2019 N 52-14794/19-33-12 уполномоченный орган проинформировал общество о том, что ранее ему направлено письмо от 05.10.2018 N 52-44648/18-33-12 об отказе в рассмотрении ходатайства, к которому приложена копия ответа. Из письма департамента от 05.10.2018 N 52-44648/18-33-12 следует, что в удовлетворении ходатайства отказано в связи с невозможностью однозначно определить обоснование перевода земельного участка из одной категории в другую (для эксплуатации асфальтового завода либо для размещения объекта социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования, на что указано в письме администрации района). Ссылаясь на незаконность бездействия департамента по вопросу о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706000:108 из одной категории в другую, нарушающего права и интересы общества как собственника данного участка, последнее оспорило их в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статей 2, 3, 7 Закона N 172-ФЗ, статей 4 и 18 Закона N 532-КЗ. Суды установили, что требования общества по существу направлены на признание незаконным отказа департамента от 05.10.2018 N 52-44648/18-33-12. Оспариваемый отказ департамента в рассмотрении ходатайства от 05.10.2018 мотивирован отсутствием однозначного обоснования перевода земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706000:108 из одной категории в другую. Из буквального толкования ходатайства следует, что обоснованием перевода земельного участка является необходимость приведения его категории в соответствие с действующим законодательством в целях эксплуатации существующих зданий асфальтового завода, право собственности общества на которые признано в судебном порядке, а также невозможность государственной регистрации права собственности общества на земельный участок. Из обращения администрации района от 20.03.2018 N И/129-1645/18-02-01 следует, что перевод спорного участка обусловлен фактическим его использованием для размещения производственных зданий асфальтового завода и расположением в территориальной зоне П-2 (Зона предприятий, производств и объектов II класса опасности). Таким образом, ссылка уполномоченного органа в оспариваемом отказе на невозможность однозначного определения обоснования перевода земельного участка из одной категории в другую (имеются разночтения в ходатайстве общества и письме администрации) несостоятельна. Учитывая расположение в границах земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706000:108 существующих (ранее возведенных) объектов недвижимости, данный участок на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 18 Закона N 532-КЗ подлежит исключению из состава особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Новокубанского района. Обществу не может быть отказано в переводе земельного участка исключительно на основании частичного отнесения участка с кадастровым номером 23:21:0706000:108 к особо ценным землям. Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию возможен в случае предполагаемого размещения (возведения, строительства) объектов. Производственные здания асфальтового завода, принадлежащие обществу на праве собственности, размещены на спорном участке и эксплуатируются с 60-70 годов прошлого века, то есть являются ранее возведенными, а не предполагаемыми к размещению. С учетом изложенного, пункт 4 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ применению к спорным отношениям не подлежит. Довод уполномоченного органа о пропуске обществом срока на оспаривание отказа от 05.10.2018 судами отклонен, поскольку отказ департамента в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка от 05.10.2018 получен обществом 16.04.2019 как приложение к ответу департамента от 10.04.2019 N 52-14794/19-33-12. Довод департамента об отсутствии в настоящее время полномочий по рассмотрению заявления общества о переводе земельного участка, поскольку он отнесен к категории земли населенных пунктов, судом апелляционной инстанции не принят. Данное обстоятельство не препятствует рассмотрению заявления общества по существу, при том, что на момент обращения в департамент (в арбитражный суд) земельный участок с кадастровым номером 23:21:0706000:108 относился к категории земель сельскохозяйственного назначения. При этом вид разрешенного использования остался неизменным - для производства сельскохозяйственной продукции. Исходя из приведенных норм и установленных обстоятельств, судебные инстанции признали решение департамента от 05.10.2018 N 52-44648/18-33-12 незаконным. Учитывая характер нарушения законных интересов общества, допущенного департаментом, суд посчитал достаточным возложение на департамент обязанности рассмотреть по существу в установленном порядке заявление общества после вступления в законную силу решения. Судебные расходы распределены по правилам статьи 110 Кодекса.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Уполномоченный орган просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 11.11.2019 N 23/001/178/2019-6375 участок с кадастровым номером 23:21:0706000:108 отнесен к категории земель населенных пунктов. По сведениям публичной кадастровой карты указанный земельный участок по состоянию на 25.09.2018 уже относился к категории земель населенных пунктов, что указывает на неполное выяснение (установление) судами обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора. Следовательно, у департамента отсутствуют полномочия по рассмотрению заявления общества о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706000:108. Кроме того, нахождение данного участка на землях населенных пунктов соответствует утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории. Следовательно, заявителем избран ненадлежащий способ защиты права, не доказано наличие права на обращение в суд, а также наличие нарушенного охраняемого законом интереса, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Администрация края в отзыве просила жалобу департамента удовлетворить, отменить решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований общества в полном объеме. Доводы отзыва соответствуют доводам, приведенным департаментом в кассационной жалобе.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представители департамента и администрации края поддержали доводы кассационной жалобы, которую просили удовлетворить.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей департамента и администрации края, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, по договору купли-продажи от 01.07.2010 N 379 общество приобрело в собственность земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для производства сельскохозяйственной продукции, с кадастровым номером 23:21:0706000:108, площадью 10 161 кв. м, расположенного по адресу: Новосельское сельское поселение, на расстоянии от западной окраины п. Пчела, примерно в 400 м по направлению на восток. Участок используется обществом для размещения производственных зданий асфальтового завода и располагается в территориальной зоне П-2 (зона предприятий, производств и объектов 2 класса опасности СЗЗ-500 м).
Общество 19.04.2018 направило главе администрации (губернатору) Краснодарского края ходатайство о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706000:108 из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности иного специального назначения. В обоснование изменения категории земель общество указало на необходимость регистрации права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 23:21:0706000:108 в соответствии с договором купли-продажи от 01.07.2010 N 379, заключенным с администрацией района.
В письме от 22.05.2018 N 52-22932/18-33-12 департамент отказал обществу в рассмотрении ходатайства со ссылкой на часть 2 статьи 3 Закона N 172-ФЗ (ходатайство не содержит обоснования перевода земельного участка из одной категории в другую). Кроме того, испрашиваемое целевое назначение земельного участка не соответствует схеме территориального планирования Новокубанского района, генеральному плану Новосельского сельского поселения Новокубанского района и Правилам землепользования и застройки Новосельского сельского поселения Новокубанского района. Удельная кадастровая стоимость участка превышает средний уровень кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующего вида использования по муниципальному образованию Новокубанский район, что также препятствует переводу земель (пункт 4 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ). Земельный участок с кадастровым номером 23:21:0706000:108 частично попадает в перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Новокубанского района, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством.
Общество 05.09.2018 повторно направило главе администрации (губернатору) Краснодарского края ходатайство о переводе (изменении категории) земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706000:108. В качестве обоснования перевода общество указало следующее. Земельный участок приобретен обществом в собственность на основании договора купли-продажи от 01.07.2010 N 379. Цена земельного участка оплачена. Договор купли-продажи заключен на основании постановления администрации района от 14.05.2010 N 867, решения Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2008 по делу N А32-8452/2007-31/200 (признано право собственности на объекты недвижимости) и свидетельства о государственной регистрации права от 15.10.2009. На земельном участке расположены производственные здания асфальтового завода, приобретенные по возмездной сделке у ОАО УПТК "Новокубанское" в 2007 году. Участок предоставлялся для ведения производственной деятельности - под асфальтовый завод по договору аренды между ОАО УПТК "Новокубанское" и МУ "Управление муниципальным имуществом Новокубанского района". Производственные здания асфальтового завода эксплуатировались с 60-70 годов прошлого века и эксплуатируются обществом после капитального ремонта. Целью перевода является устранение правовой неопределенности в категории земельного участка и приведении ее в соответствие с пунктом 2 статьи 18 Закона N 532-КЗ.
В связи с неполучением ответа общество 21.01.2019 направило в администрацию края заявление о направлении решения по указанному ходатайству.
В письме от 10.04.2019 N 52-14794/19-33-12 департамент проинформировал общество о том, что ранее ему направлено письмо от 05.10.2018 N 52-44648/18-33-12 об отказе в рассмотрении ходатайства. Из письма от 05.10.2018 N 52-44648/18-33-12 следует, что в удовлетворении ходатайства отказано в связи с невозможностью однозначно определить обоснование перевода земельного участка из одной категории в другую (для эксплуатации асфальтового завода либо для размещения объекта социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования, на что указано в письме администрации района).
Ссылаясь на незаконность длительного бездействия департамента по вопросу о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706000:108 из одной категории в другую, нарушающего права и интересы общества как собственника данного участка, последнее оспорило их в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц (часть 1 статьи 198 Кодекса).
Основанием для удовлетворения таких требований является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение им прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, части 2 и 3 статьи 201 Кодекса).
В статье 7 Земельного кодекса закреплено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли сельскохозяйственного назначения и земли промышленности и иного специального назначения выделены в самостоятельные категории земель (пункты 1 и 3 части 1 статьи 7).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Земельного кодекса перевод из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую предусмотрены в статье 2 Закона 172-ФЗ. В ней, в том числе, указано, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1). Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации (пункт 1 части 2).
Часть 3 статьи 2 Закона N 172-ФЗ предусматривает, что в ходатайстве заинтересованным лицом указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на его рассмотрение (часть 1 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях. Одним из таких случаев является размещение промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов (пункт 4 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ)
Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую изложены в статье 4 Закона N 172-ФЗ. Перевод земель не допускается в случае установления ограничения перевода земель либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
По результатам исследования представленных в дело доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о несоответствии приведенных департаментом оснований к отказу в переводе участка с кадастровым номером 2323:21:0706000:108 из одной категории земель в другую нормам действующего законодательства. Ссылка департамента на невозможность однозначного определения обоснования перевода земельного участка (имеются разночтения в ходатайстве общества и письме администрации) признана судами несостоятельной. В обоих случаях обоснованием перевода земельного участка из одной категории в другую является необходимость приведения категории земельного участка в соответствии с действующим законодательством в целях эксплуатации производственных зданий асфальтового завода. Участок с кадастровым номером 23:21:0706000:108 не может быть сохранен и в составе особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Новокубанского района (подпункт 2 пункта 2 статьи 18 Закона N 532-КЗ). Перевод земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию возможен в случае размещения на нем объектов недвижимости. Производственные здания асфальтового завода, принадлежащие обществу на праве собственности, являются ранее возведенными, и эксплуатируются с 60-70 годов прошлого века. С учетом установленных обстоятельств, решение департамента от 05.10.2018 N 52-44648/18-33-12 признано судами первой и апелляционной инстанций незаконным.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
В целях восстановления нарушенных прав (законных интересов) заявителя суд первой инстанции посчитал необходимым возложить на уполномоченный орган обязанность по рассмотрению в установленном действующим законодательством порядке по существу заявления общества после вступления в законную силу решения.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы (у департамента отсутствуют полномочия по рассмотрению заявления общества о переводе спорного земельного участка, поскольку он отнесен к категории земель населенных пунктов) проверялись при разрешении спора судом апелляционной инстанции. Отклоняя эти доводы, апелляционный суд обоснованно исходил из того, что ходатайства о переводе (изменении категории) земельного участка с кадастровым номером 23:21:0706000:108 подавались обществом в уполномоченный орган в тот период, когда указанный участок относился к категории земель сельскохозяйственного назначения. К этой же категории земель данный участок относился и в период разрешения спора судом первой инстанции, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН (по запросу от 17.09.2018; т. 1, л. д. 44, 45). Незаконное бездействие департамента по вопросу о переводе земель установлено судами и подтверждено документально. При таких обстоятельствах приведенные уполномоченным органом в жалобе доводы не могут влечь отказ в удовлетворении заявления общества, права (законные интересы) которого нарушались департаментом на протяжении длительного периода времени. Окружной суд полагает, что судами достигнута задача судопроизводства, предусмотренная пунктом 1 статьи 2 Кодекса, а именно: защита нарушенных прав и оспариваемых законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в деле доказательств, правильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального права. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмены судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2020 по делу N А32-31189/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
И.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях. Одним из таких случаев является размещение промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов (пункт 4 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ)
Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую изложены в статье 4 Закона N 172-ФЗ. Перевод земель не допускается в случае установления ограничения перевода земель либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 июня 2020 г. N Ф08-4167/20 по делу N А32-31189/2019
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4167/20
24.02.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1592/20
11.12.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-31189/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-31189/19