г. Краснодар |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А63-10827/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Андреевой Е.В. и Мацко Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Витютневой Е.Д., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеосвязи (в режиме онлайн), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Смерчанского Г.В. (доверенность от 17.12.2019), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: открытого акционерного общества "Ставропольское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" - Григорян Н.А. (доверенность от 26.06.2020), Горбенко В.Е. (доверенность от 12.12.2016), в отсутствие заявителя - комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Альтернатива", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы открытого акционерного общества "Ставропольское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.11.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 по делу N А63-10827/2018, установил следующее.
В арбитражный суд поступило заявление комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя (далее - комитет) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании недействительным решения от 15.03.2018 N 43.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ОАО "Ставропольское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (далее - ОАО "СПАТП N1"), ООО "Альтернатива".
Решением суда от 12.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.03.2019, в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что решение управления не соответствует закону; в действиях ОАО "СПАТП N 1" отсутствует направленность действий на получение необоснованного конкурентного преимущества, действия общества не противоречат действующему законодательству, а также не установлена вероятность причинения убытков (вреда деловой репутации) конкурентам.
Постановлением суда округа от 29.07.2019 решение суда от 12.11.2018 и постановление апелляционного суда от 19.03.2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением суда от 20.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.03.2020, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что решение и предписание управления не соответствуют закону "О защите конкуренции"; перевозка пассажиров без получения соответствующей разрешительной документации, установление платы за проезд по своему усмотрению, поставили ОАО "СПАТП N 1" в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами. Действия ОАО "СПАТП N 1" содержат нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" в части совершения недобросовестной конкуренции путем осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа под видом заказных перевозок по маршрутам, указанным в договорах фрахтования, вводят в заблуждение в отношении вида перевозки пассажиров и багажа по указанным маршрутам и нарушает установленные законодательством нормы и правила.
В кассационной жалобе и дополнениям к ней ОАО "СПАТП N 1" просит отменить решение суда от 20.11.2019 и постановление апелляционного суда от 04.03.2020. По мнению заявителя, выводы судов о том, что в действиях ОАО "СПАТП N 1" имеются признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы считает, что суды ненадлежащим образом установили обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, не дали надлежащей оценки доводам управления, вследствие чего, по мнению заявителя, сделали неверные выводы о наличии в действиях ОАО "СПАТП N 1" признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение суда от 20.11.2019 и постановление апелляционного суда от 04.03.2020, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель считает, что обжалуемые судебные акты приняты с неправильным применением норм материального права; суды не дали надлежащей оценки фактическим обстоятельствам, доводам и доказательствам, представленным управлением при рассмотрении судебного дела. По мнению подателя жалобы, выводы судов о том, что в действиях ОАО "СПАТП N 1" имеются все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель указывает, что в судебных актах отсутствуют выводы и доказательства, свидетельствующие о том, что решение управления от 15.03.2018 о прекращении производства по делу N 43 нарушает какие-либо законы или нормативные правовые акты, не указаны, какие законные права и интересы комитета в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при этом нарушены.
В отзыве на кассационные жалобы комитет просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании управление и ОАО "СПАТП N 1" поддержали доводы жалоб.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб и отзыва, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Суды установили, что в управление поступила жалоба от комитета о нарушении ОАО "СПАТП N 1" антимонопольного законодательства. Поводом для обращения комитета в управление послужила информация от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории города Ставрополя, о нарушении условий осуществления регулярных перевозок транспортными средствами, принадлежащими обществу. Как указано в жалобе, на сайтах различных интернет изданий опубликован ряд статей о том, что для удобства передвижения по городу жителей микрорайона "Перспективный" пустили два новых маршрута общественного транспорта N 41 и N 88. Однако в рамках полномочий администрацией города Ставрополя постановлений о создании указанных маршрутов не принималось.
Указанные обстоятельства согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции послужили основанием для возбуждения управлением дела о признаках нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе проведения управлением анализа состояния конкуренции установлено, что 01.08.2017 между ОАО "СПАТП-1" и ООО "Альтернатива" впервые заключен договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу неопределенного круга лиц - приобретателей полиграфической продукции. В договоре определен маршрут движения, время и даты осуществления перевозки транспортными средствами по городу Ставрополю и установлен размер платы фрахтователя за пользование транспортным средством (в соответствии со статьей 27 Устава автомобильного транспорта). Начиная с 01.08.2017, подобные договоры фрахтования заключались ежемесячно. Установлено, что услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства предоставляются ОАО "СПАТП N 1" до настоящего времени. В соответствии с договорами фрахтовщик (ОАО "СПАТП N 1") предоставляет фрахтователю (ООО "Альтернатива") транспортные средства во временное пользование за плату, а также оказывает услуги по управлению транспортным средством и его технологической эксплуатации. Размер платы за пользование транспортным средством составляет 10 тыс. рублей. Указанными договорами утверждены маршруты движения, а также время и даты осуществления перевозки неопределенного круга лиц - приобретателей полиграфической продукции фрахтователя. В соответствии с заключенными договорами определены два направления движения:
1. мкрн. Перспективный - Гипермаркет Магнит. 2. мкрн. Перспективный - Центральный Автовокзал. Предметом договоров фрахтования является предоставление во временное пользование за плату транспортного средства фрахтовщиком для перевозки неопределенного круга лиц - приобретателей полиграфической продукции фрахтователя.
Из документов, предоставленных ООО "Альтернатива" (фрахтователь), следовало, что основным видом деятельности фрахтователя является торговля розничная в нестационарных торговых объектах прочими товарами, дополнительными видами деятельности являются деятельность по осуществлению прямых продаж торговыми агентами с доставкой, а также деятельность по осуществлению розничных продаж комиссионными агентами вне магазинов. Соответственно, ООО "Альтернатива" действует на товарном рынке реализации полиграфической продукции, а ОАО "СПАТП N 1" - на рынке услуг по предоставлению в пользование (фрахтования) транспортного средства и услуг водительского состава, осуществляющего управление этим средством.
На основании анализа управлением установлено, что ОАО "СПАТП N 1" и хозяйствующие субъекты действуют в различных не взаимозаменяемых между собой сегментах товарного рынка пассажирских перевозок: ОАО "СПАТП N1" - на рынке перевозки пассажиров и багажа по заказу (по договору фрахтования), а простые товарищества - перевозчики, с которыми по результатам конкурса заключены договоры на транспортное обслуживание с администрацией города на осуществление регулярных перевозок по регулируемому тарифу согласно утвержденной карте маршрута, на рынке регулярных перевозок пассажиров и багажа. Из договоров фрахтования, представленных ОАО "СПАТП N 1", следовало, что маршруты N 41 и N 88, на которых осуществляют движение автобусы фрахтователя, указаны в договорах фрахтования, конечные и остановочные пункты менялись в каждом последующем договоре. Согласно путевым листам автобусов, транспортные средства осуществляли движение по маршруту движения с указанием конечных пунктов: "остановка мкрн. Перспективный" - "Центральный автовокзал" и "остановка мкрн. Перспективный" - "гипермаркет Магнит". Маршруты движения автобусов ОАО "СПАТП N 1" N 41 и N 88 отсутствуют в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок, данные маршруты не совпадают ни с одним утвержденным администрацией города Ставрополя. Они совпадают частично с некоторыми муниципальными маршрутами в начальном остановочном пункте на отдельных участках, чаще - на отдельных остановочных пунктах.
Управление сделало вывод о том, что географические границы, а именно: маршруты движения транспортных средств, в рассматриваемых сегментах товарного рынка пассажирских перевозок на территории города Ставрополя, различны.
Из пояснений ООО "Альтернатива" управление установило, что оно осуществляет реализацию полиграфической продукции в соответствии с действующим законодательством путем прямых продаж на территории Ставропольского края, Краснодарского края и Ростовской области. Приобретатели полиграфической продукции, реализуемой ООО "Альтернатива", вправе использовать все сервисы компании, в том числе бесплатный проезд в зафрахтованных транспортных средствах в течение срока действия той или иной маркетинговой программы в соответствии с маркетинговой политикой ООО "Альтернатива". Стоимость полиграфической продукции составляет 16 -20 рублей. Указанная стоимость формируется из себестоимости самой продукции, организационных расходов и допустимого показателя рентабельности. По требованию покупателя при реализации полиграфической продукции выдается товарный чек.
По итогам рассмотрения дела N 43 управление сделало вывод о том, что ОАО "СПАТП N 1" осуществляет деятельность по предоставлению услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом в соответствии с постановлением Правилами перевозок пассажиров и багажа и Уставом автомобильного транспорта. В реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа городским автомобильным и наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, размещенном на официальном сайте администрации города Ставрополя, отсутствуют маршруты с номерами N 41 и 88. Также отсутствуют маршруты с начальными и конечными пунктами: мкрн. Перспективный - Гипермаркет Магнит; мкрн. Перспективный - Центральный Автовокзал. В действиях ОАО "СПАТП N 1" направленность на получение необоснованного конкурентного преимущества управлением не установлена, а также не установлена вероятность причинения убытков (вреда деловой репутации) конкурентам.
Управлением сделан вывод о том, что ООО "Альтернатива" действует на товарном рынке реализации полиграфической продукции, а ОАО "СПАТП N 1" - на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказу. Отличительными признаками регулярных перевозок от заказных являются наличие публичного договора как основание перевозки, осуществление перевозки согласно установленному расписанию по маршруту регулярного сообщения в соответствии с паспортом маршрута, на основании разрешительных документов, выдаваемых уполномоченным органом в сфере организации регулярных пассажирских перевозок. Следовательно, для осуществления перевозок пассажиров определенного круга лиц по договору фрахтования не требуются договор на транспортное обслуживание населения на территории г. Ставрополя, заключаемый по результатам конкурса; разрешение на право работы по маршруту; карточка допуска; договор об организации пассажирских перевозок с автовокзалом; паспорт автобусного маршрута. В рассматриваемом случае остановка на каждом остановочном пункте не должна осуществляться.
Решением управления от 15.03.2018 N 43 в действиях ОАО "СПАТП" признаков нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции не установлено, производство по делу N 43 прекращено.
Считая указанное решение незаконным, комитет оспорил его в суде.
При новом рассмотрении удовлетворяя заявление комитета, суды руководствовались статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 5, 19, 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта), статьями 4, 14.8 Закона о защите конкуренции, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - Правила перевозок пассажиров и багажа), статьей 787 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суды установили, что между ОАО "СПАТП N 1" и ООО "Альтернатива" с 01.08.2017 и по настоящее время заключаются договоры фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу неопределенного круга лиц - приобретателей полиграфической продукции (далее - договор фрахтования). Согласно условиям договоров фрахтования по указанным маршрутам определен путь следования: мкр. Перспективный - Гипермаркет Магнит (завод Сигнал) и мкр. Перспективный - Центральный автовокзал. Перевозки осуществляются транспортными средствами, предоставленными и принадлежащими ОАО "СПАТП N 1". Документов, подтверждающих перевозку пассажиров и багажа по заказу ООО "Альтернатива", кроме договоров фрахтования сторонами договоров, не предоставлено. Деятельность по осуществлению перевозок ОАО "СПАТП N 1" осуществляет на основании уведомления о начале предпринимательской деятельности от 28.02.2017, поданного в Территориальный отдел Госавтодорнадзора по Ставропольскому краю.
Из материалов регулярных рейдовых проверок, проведенных комитетом совместно с сотрудниками территориального отдела Госавтодорнадзора по Ставропольскому краю и ОБ ДПС ГИБДД по городу Ставрополю ГУ МВД России по Ставропольскому краю в отношении ОАО "СПАТП N 1" и водителей, управляющих транспортными средствами, установлены составы административных правонарушений за осуществление транспортного обслуживания населения без договора на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа, заключенного с уполномоченным органом местного самоуправления.
Из заказов-нарядов, путевых листов, на основании которых ОАО "СПАТП N 1" осуществляло перевозки, суды установили, что данные перевозки осуществлялись систематически по определенным маршрутам, по расписанию, маршруты и расписание совпадали с расписанием и маршрутами регулярных рейсов иных перевозчиков.
Исходя из пояснений лиц, осуществлявших проезд по маршрутам N 41 и N 88, пассажиры должны были заплатить за проезд, купив полиграфическую продукцию, при отказе от приобретения продукции и оплаты за проезд им предлагалось пересесть на иной транспорт.
Материалы дела также содержат жалобы перевозчиков, осуществляющих перевозки по маршрутам N 35, N 8-м, N 14, N 9-м, N 14-м, N 37, из содержания которых следует, что в городе Ставрополе под видом заказных перевозок работают два маршрута N 41 и N 88, которые фактически осуществляют перевозку пассажиров по регулярным маршрутам. Данные маршруты в реестре городских автобусных маршрутов не значатся, аукционы по ним не проводились. На сегодняшний день на маршрутах N 41 и N 88 ежедневно работают порядка 50 транспортных средств в интервале движения от 3 до 5 минут, чем наносят колоссальный вред и убытки тем перевозчикам, которые ранее проходили конкурсные процедуры, аукционы и имеют разрешительные документы на обслуживание регулярных маршрутов города Ставрополя. Данные маршруты дублируют такие маршруты, как: N 1-м, N 27-м, N 33-м, N 51-м, N 35-м, N 14-м, N 8-м, N 14А, N 38-м, N 37-м, N 44-м, N 20, N 42-м, троллейбус N 7, троллейбус N 8. Нелегальные перевозчики создают реальную угрозу жизни и здоровью, как пассажирам, так и жителям города Ставрополя, поскольку работают без страховки пассажиров, без маршрутного расписания, без выходных дней и осуществляют посадку и высадку пассажиров на остановочных пунктах без согласования с органами местного самоуправления. В связи с действиями нелегальных перевозчиков индивидуальные предприниматели терпят убытки, не могут произвести обновление транспортных средств, остро ощущают нехватку водителей. Данные маршруты осуществляли деятельность в течение 2017 года, грубо нарушают Закон о защите конкуренции.
Суды установили, что на муниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа г. Ставрополя осуществляют деятельность 37 простых товариществ муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Суды установили, что автобусы ОАО "СПАТП N 1" ежедневно работают с определенным интервалом движения по неустановленным маршрутам, с остановками на каждом остановочном пункте, предназначенном для муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа, без необходимых разрешительных документов, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
По итогам контрольных мероприятий комитета установлено, что движение транспортных средств по данным маршрутам не прекращено, из пояснений комитета следует, что ежедневно ОАО "СПАТП N 1" выпускает на линию около 20 транспортных средств, что приводит к дублированию муниципальных маршрутов, борьбе недобросовестных перевозчиков за пассажиров, создавая аварийно-опасные ситуации на дорогах, угрозу жизни и здоровью пассажиров.
Суды оценили в порядке статьи 71 Кодекса представленные в дело доказательства и сделали вывод о том, что материалами дела подтверждается то, что действия ОАО "СПАТП N 1" направлены на получение необоснованного конкурентного преимущества, противоречат действующему законодательству, с возможной вероятностью причинения убытков (вреда деловой репутации) конкурентам, запрещены статьей 14.8 Закона о защите конкуренции. При этом направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентом выражается в том, что товарный рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего назначения по названным маршрутам является неэластичным, то есть количество пассажиров, желающих воспользоваться услугами перевозчика, строго ограничено. В связи с этим перевозка пассажиров без получения соответствующей разрешительной документации, установление платы за проезд по своему усмотрению, поставили ОАО "СПАТП N 1" в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами. Таким образом, все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, присутствуют в действиях ОАО "СПАТП N 1". Противоречие действующему законодательству - Закону N 220-ФЗ: ОАО "СПАТП N 1", внешне имитируя оказание услуг заказных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам, указанным в договорах фрахтования, фактически осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа; направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентом: товарный рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего назначения по названным маршрутам является неэластичным, то есть количество пассажиров, желающих воспользоваться услугами перевозчика, строго ограничено.
В связи с чем перевозка пассажиров без получения соответствующей разрешительной документации, установление платы за проезд по своему усмотрению поставили ОАО "СПАТП N 1" в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами.
При таких обстоятельствах, как правильно указали суды, основания для прекращения дела N 43 отсутствуют, оспариваемое решение управления не соответствует Закону о защите конкуренции. Выводы судов о том, что действия ОАО "СПАТП N 1" содержат нарушение статьи 14.8 Закона о защите конкуренции в части совершения недобросовестной конкуренции путем осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа под видом заказных перевозок по маршрутам, указанным в договорах фрахтования, что тем самым вводит в заблуждение в отношении вида перевозки пассажиров и багажа по указанным маршрутам и нарушает установленные законодательством нормы и правила, являются правильными.
Учитывая изложенное, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, часть 5 статьи 200 Кодекса).
Доводы кассационных жалоб по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Несогласие заявителей с выводами судов не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, или допущенной ошибке. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационных жалобах отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.11.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 по делу N А63-10827/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.