г. Ессентуки |
|
4 марта 2020 г. |
Дело N А63-10827/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2020.
Полный текст постановления изготовлен 04.03.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., при участии в судебном заседании: представителя открытого акционерного общества "Ставропольское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" - Горбенко В.Е. (доверенность от 12.12.2016), представителя комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя - Романенко В.Н. (доверенность от 09.01.2020), представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Смерчанского Г.В. (доверенность от 17.12.2019), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю и открытого акционерного общества "Ставропольское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.11.2019 по делу N А63-10827/2018,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края обратился комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, г. Ставрополь, (далее - комитет, заявитель) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (далее - управление), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Ставропольское пассажирское автотранспортное предприятие N 1", г. Ставрополь (далее - ОАО "СПАТП N 1, общество), общества с ограниченной ответственностью "Альтернатива", г. Ставрополь (далее - ООО "Альтернатива"), о признании недействительным решения от 15.03.2018 N 43.
Решением суда от 12.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.03.2019, в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в действиях ОАО "СПАТП N 1" отсутствует направленность действий на получение необоснованного конкурентного преимущества, действия общества не противоречат действующему законодательству, а также не установлена вероятность причинения убытков (вреда деловой репутации) конкурентам.
Постановлением от 29.07.2019 Арбитражного суда Северо-Кавказского округа решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.11.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 по делу N А63-10827/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Отменяя судебные акты, кассационная инстанция отметила, что судами не проверены заказы-наряды, путевые листы, на основании которых ОАО "СПАТП N 1" осуществляло перевозки на предмет систематичности перевозок пассажиров по определенным маршрутам по расписанию, а также совпадение либо близость к расписанию (частичное совпадение) регулярных рейсов иных перевозчиков.
Кассационная инстанция указала, что суды не дали оценку представленным доводам комитета совместно с представленными доказательствами о том, что ОАО "СПАТП N 1" под видом заказных перевозок фактически организовывало и осуществляло регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршрутам N 41 и N 88 в г. Ставрополе без участия в конкурсе и без оформления соответствующих разрешительных документов, что противоречит Федеральному закону от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ), постановлению Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - Правила перевозок пассажиров и багажа), в целях получения преимуществ в предпринимательской деятельности за счет нарушения правил конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами.
Выводы судов об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого решения управления от 15.03.2018 N 43 сделаны при неполном исследовании обстоятельств дела.
При новом рассмотрении судам следует учесть изложенное, устранить указанные нарушения норм процессуального права, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку доводам участвующих в деле лиц, после чего разрешить данный спор с соблюдением норм материального и процессуального права.
Решением суда первой инстанции от 20.11.2019, заявленные требования комитета удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом антимонопольный орган и общество, обратились в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах. Принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на жалобы комитет возражал против доводов апелляционных жалоб, просил решение суда оставить в силе.
В судебном заседании представители сторон изложили свои правовые позиции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, отзыва, пояснений, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.11.2019 по делу N А63-10827/2018 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Материалами дела усматривается.
Основанием для обращение в УФАС по СК с жалобой послужило то, что в комитет и администрацию города Ставрополя поступила информация от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории города Ставрополя, о нарушении условий осуществления регулярных перевозок транспортными средствами, принадлежащими открытому акционерному обществу ОАО "СПАТП N 1".
Как было указано в жалобе, на сайтах различных интернет-изданий опубликован ряд статей о том, что для удобства передвижения по городу жителей микрорайона "Перспективный" пустили два новых маршрута общественного транспорта N 41 и N 88. В рамках полномочий администрацией города Ставрополя постановлений о создании вышеуказанных маршрутов не принималось.
Указанные обстоятельства согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции послужили основанием для возбуждения Ставропольским УФАС России дела о признаках нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе проведения анализа состояния конкуренции были установлены следующие обстоятельства:
01 августа 2017 года между ОАО "СПАТП-1" и ООО "Альтернатива" впервые был заключен договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу неопределенного круга лиц - приобретателей полиграфической продукции.
В договоре определен маршрут движения, время и даты осуществления перевозки транспортными средствами по городу Ставрополю и установлен размер платы фрахтователя за пользование транспортным средством (в соответствии со статьей 27 Устава автомобильного транспорта).
Начиная с 01.08.2017, подобные договоры фрахтования заключались ежемесячно. Установлено, что услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства предоставляются ОАО "СПАТП N 1" до настоящего времени.
В соответствии с договорами фрахтовщик (ОАО "СПАТП N 1") предоставляет фрахтователю (ООО "Альтернатива") транспортные средства во временное пользование за плату, а также оказывает услуги по управлению транспортным средством и его технологической эксплуатации. Размер платы за пользование транспортным средством составляет 10 000 рублей. Указанными договорами утверждены маршруты движения, а также время и даты осуществления перевозки неопределенного круга лиц - приобретателей полиграфической продукции фрахтователя.
В соответствии с заключенными договорами определены два направления движения: мкрн. Перспективный - Гипермаркет Магнит, мкрн. Перспективный - Центральный Автовокзал. В данном случае предметом договоров фрахтования является предоставление во временное пользование за плату транспортного средства фрахтовщиком для перевозки неопределенного круга лиц - приобретателей полиграфической продукции фрахтователя.
Из документов, предоставленных ООО "Альтернатива" (фрахтователь), следовало, что основным видом деятельности фрахтователя является торговля розничная в нестационарных торговых объектах прочими товарами, дополнительными видами деятельности являются деятельность по осуществлению прямых продаж торговыми агентами с доставкой, а также деятельность по осуществлению розничных продаж комиссионными агентами вне магазинов.
Соответственно, ООО "Альтернатива" действует на товарном рынке реализации полиграфической продукции, а ОАО "СПАТП N 1" - на рынке услуг по предоставлению в пользование (фрахтования) транспортного средства и услуг водительского состава, осуществляющего управление этим средством.
На основании анализа управлением было установлено, что ОАО "СПАТП N 1" и хозяйствующие субъекты действуют в различных не взаимозаменяемых между собой сегментах товарного рынка пассажирских перевозок: ОАО "СПАТП N1" - на рынке перевозки пассажиров и багажа по заказу (по договору фрахтования), а простые товарищества - перевозчикии, с которыми по результатам конкурса заключены договоры на транспортное обслуживание с администрацией города на осуществление регулярных перевозок по регулируемому тарифу согласно утвержденной карте маршрута, на рынке регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Из договоров фрахтования, представленных ОАО "СПАТП N 1", следовало, что маршруты N 41 и N 88, на которых осуществляют движение автобусы фрахтователя, указаны в договорах фрахтования, конечные и остановочные пункты менялись в каждом последующем договоре.
Согласно путевым листам автобусов, транспортные средства осуществляли движение по маршруту движения с указанием конечных пунктов: "остановка мкрн. Перспективный" - "Центральный автовокзал" и "остановка мкрн. Перспективный" - "гипермаркет Магнит".
Управлением было установлено, что маршруты движения автобусов ОАО "СПАТП N 1" N 41 и N 88 отсутствуют в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок, данные маршруты не совпадают ни с одним утвержденным администрацией города Ставрополя. Они совпадают частично с некоторыми муниципальными маршрутами в начальном остановочном пункте на отдельных участках, чаще - на отдельных остановочных пунктах.
На основании изложенного управлением был сделан вывод о том, что географические границы, а именно, маршруты движения транспортных средств, в рассматриваемых сегментах товарного рынка пассажирских перевозок на территории города Ставрополя различны.
Из пояснений ООО "Альтернатива" было установлено, что оно осуществляет реализацию полиграфической продукции в соответствии с действующим законодательством путем прямых продаж на территории Ставропольского края, Краснодарского края и Ростовской области. Приобретатели полиграфической продукции, реализуемой ООО "Альтернатива", вправе использовать все сервисы компании, в том числе бесплатный проезд в зафрахтованных транспортных средствах в течение срока действия той или иной маркетинговой программы в соответствии с маркетинговой политикой ООО "Альтернатива". Стоимость полиграфической продукции составляет 16-20 рублей. Указанная стоимость формируется из себестоимости самой продукции, организационных расходов и допустимого показателя рентабельности. По требованию покупателя при реализации полиграфической продукции выдается товарный чек.
По итогам рассмотрения дела N 43 управлением был сделан вывод о том, что ОАО "СПАТП N 1" осуществляет деятельность по предоставлению услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" и Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
В реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа городским автомобильным и наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, размещенном на официальном сайте администрации города Ставрополя, отсутствуют маршруты с номерами 41 и 88. Также отсутствуют маршруты с начальными и конечными пунктами: мкрн. Перспективный - Гипермаркет Магнит; мкрн. Перспективный - Центральный Автовокзал.
В действиях ОАО "СПАТП N 1" направленность на получение необоснованного конкурентного преимущества не установлена, а также не установлена вероятность причинения убытков (вреда деловой репутации) конкурентам.
Решением от 15.03.2018 N 43 в действиях ОАО "СПАТП N 1" признаков нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции не установлено, производство по делу N 43 прекращено.
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения с заявлением в суд первой инстанции.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Необходимым условием для квалификации действий хозяйствующего субъекта, как акта недобросовестной необходимо является установление следующих обстоятельств: наличие конкурентных отношений; направление действий на получение преимуществ в предпринимательской деятельности; противоречие положениям действующего законодательства; вероятность причинения убытков (вреда деловой репутации) конкурентам.
В силу части 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции в Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на недобросовестную конкуренцию.
Пассажирские перевозки на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами, в том числе Законом N 259-ФЗ, Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), Правилами перевозок пассажиров и багажа, постановлением администрации г. Ставрополя от 08.08.2016 N 1832 "Об утверждении Порядка установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края" и другими актами.
Согласно статье 5 Закона N 259-ФЗ перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковым такси.
В силу статьи 19 названного Закона регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок, который удостоверяется билетом, обязательные реквизиты которого установлены в правилах перевозок пассажиров. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
В соответствии с разделом II "Регулярные перевозки" Правил перевозки пассажиров и багажа регулярные перевозки осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
В силу статьи 27 Закона N 259-ФЗ перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. Договор фрахтования должен включать в себя, в том числе определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство, сроки выполнения перевозки. В случае, если договором фрахтования предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается. Требования, предъявляемые к регулярным перевозкам и к перевозке пассажиров и багажа по заказу, установлены Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозок пассажиров и багажа.
Согласно статье 787 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Статьей 27 Федерального закона N 259-ФЗ предусмотрена возможность осуществления перевозки по заказу, транспорт для такой перевозки предоставляется на основании договора фрахтования, который должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). В силу пункта 4 данной статьи при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
В разделе III "Перевозка пассажиров и багажа по заказу" Правил перевозки пассажиров и багажа указано, что договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц. Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 указанных Правил. Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем. Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые определены в приложении N 4 Правил. Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью "Заказной", размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.
Антимонопольный орган сделал вывод о том, что ООО "Альтернатива" действует на товарном рынке реализации полиграфической продукции, а ОАО "СПАТП N 1" - на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказу.
Отличительными признаками регулярных перевозок от заказных являются наличие публичного договора как основание перевозки, осуществление перевозки согласно установленному расписанию по маршруту регулярного сообщения в соответствии с паспортом маршрута, на основании разрешительных документов, выдаваемых уполномоченным органом в сфере организации регулярных пассажирских перевозок.
Следовательно, для осуществления перевозок пассажиров определенного круга лиц по договору фрахтования не требуются договор на транспортное обслуживание населения на территории г. Ставрополя, заключаемый по результатам конкурса; разрешение на право работы по маршруту; карточка допуска; договор об организации пассажирских перевозок с автовокзалом; паспорт автобусного маршрута.
В соответствии с пунктом 1 статьи 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ рейс - это путь транспортного средства по маршруту регулярных перевозок из начального остановочного пункта в конечный остановочный пункт или из конечного остановочного пункта в начальный остановочный пункт.
То есть в рассматриваемом случае остановка на каждом остановочном пункте не должна осуществляться.
Как установлено из материалов дела, между ОАО "СПАТП N 1" и ООО "Альтернатива" с 01.08.2017 и по настоящее время заключаются договоры фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу неопределенного круга лиц - приобретателей полиграфической продукции (далее - договор фрахтования).
Согласно условиям договоров фрахтования по указанным маршрутам определен путь следования: мкр. Перспективный - Гипермаркет Магнит (завод Сигнал) и мкр. Перспективный - Центральный автовокзал.
Перевозки осуществляются транспортными средствами, предоставленными и принадлежащими ОАО "СПАТП N 1".
Документов, подтверждающих перевозку пассажиров и багажа по заказу ООО "Альтернатива", кроме договоров фрахтования сторонами договоров, не предоставлено.
Деятельность по осуществлению перевозок ОАО "СПАТП N 1" осуществляет на основании уведомления о начале предпринимательской деятельности от 28.02.2017, поданного в Территориальный отдел Госавтодорнадзора по Ставропольскому краю.
Из материалов регулярных рейдовых проверок, проведенных комитетом, совместно с сотрудниками территориального отдела Госавтодорнадзора по Ставропольскому краю и ОБ ДПС ГИБДД по городу Ставрополю ГУ МВД России по Ставропольскому краю в отношении ОАО "СПАТП N 1" и водителей, управляющих транспортными средствами, установлены составы административных правонарушений за осуществление транспортного обслуживания населения без договора на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа, заключенного с уполномоченным органом местного самоуправления.
Как следует из заказов-нарядов, путевых листов, на основании которых ОАО "СПАТП N 1" осуществляло перевозки, данные перевозки осуществлялись систематически по определенным маршрутам, по расписанию, маршруты и расписание совпадали с расписанием и маршрутами регулярных рейсов иных перевозчиков, а именно:
маршрут N 41 дублирует:
на участке движения от конечного остановочного пункта (мкр. Перспективный) по ул. Тухачевского до пересечения с ул. Пирогова маршруты N 8 "ул. Атаманская - мкр. "Перспективный", N 15 "мкр. "Перспективный" - ул. Атаманская", N 29 "12 км - мкр. "Перспективный";
на участке ул. Тухачесвкого от ул. Пирогова до ул. 50 лет ВЛКСМ маршруты N 12 "т/ц "Метро" - ул. Коломийцева", N 15 "мкр. "Перспективный" - ул. Атаманская", N 20 "с/т "Мечта" - с/т "Химик", N 32а "204 квартал - 566 квартал", N 46 "мкр. "Радуга" - ж/к "Олимпийский", N 3 "ОРТЦ "Ставрополь" - ДЮСШОР Василия Скакуна", N 8 "ул. Атаманская - мкр. "Перспективный", N 12-м "с/т Аграрник - ул. Коломийцева", N 21-м "ж/к "Белый город" - ул. Чехова", N 30-м "3-й Юго-Западный проезд - ТК "Брусневский", N 33-м "531 квартал - ул. Селекционная", N 35-м "3 Юго-Западный проезд - бульвар Зеленая роща", N 45-м "Автостанция N 1 -Стеклотарный завод", N 48 "ж/к "Олимпийский" - ул. Чехова";
на участке ул. 50 лет ВЛКСМ от ул. Тухачевского до ул. Шпаковской маршруты N 13 "ж/к "Белый город" - Технологический университет", N 14 "ж/к "Белый город" - ж/д вокзал", N 38 "бульвар Архитекторов - СТ "Электрон", N 46 "ул. Пригородная - ж/к "Олимпийский", N 8-м "ул. Атаманская - мкр. "Перспективный", N 13-м "Рынок "Южный" -12 км", N 14-м "566 квартал - ж/д вокзал", 32-м "3 Юго-Западный проезд -204 квартал", 44-м "ул. Ромашковая - ул. Широкая", N 45-м "Автостанция N 1 - стеклотарный завод", N 46-м "ул. Пригородная - ж/к "Олимпийский", N 47-м "ул. Мимоз - ж/к "Белый город", N 120-м "г. Ставрополь, "с/т Мечта" - Аэропорт";
на участке ул. Шпаковской от ул. 50 лет ВЛКСМ до ул. Доваторцев маршруты N 13 "ж/к "Белый город" - Технологический университет", N 14 "ж/к "Белый город" - ж/д вокзал", N 38 "бульвар Архитекторов - СТ "Электрон", N 46 "ул. Пригородная - ж/к "Олимпийский", N 13-м "Рынок "Южный" - 12 км", N 14-м "566 квартал - ж/д вокзал", 32-м "3 Юго-Западный проезд - 204 квартал", 44-м "ул. Ромашковая - ул. Широкая", N 45-м "Автостанция N 1 - стеклотарный завод", N 46-м "ул. Пригородная -ж/к "Олимпийский", N 47-м "ул. Мимоз - ж/к "Белый город", N 120-м "г. Ставрополь, "с/т Мечта" - Аэропорт";
на участке ул. Доваторцев от ул. Шпаковской до ул. Мира маршруты N 12 "т/ц "Метро" - ул. Коломийцева", N 13 "ж/к "Белый город" -Технологический университет", N 14 "ж/к "Белый город" - ж/д вокзал", N 27 "мкр Демино - Рынок N2", N 38 "бульвар Архитекторов - СТ "Электрон", N 12-м "с/т Аграрник - ул. Коломийцева", N 13-м "Рынок "Южный" - 12 км", N 14-м "566 квартал - ж/д вокзал", N 33-м "531 квартал - ул. Селекционная", N 40-м "с/т Мечта" - мкр. "Радуга", N 44-м "ул. Ромашковая - ул. Широкая", N 45-м "Автостанция N 1 - стеклотарный завод"; на участке ул. Мира от ул. Доваторцев до просп. Октябрьской Революции маршруты N 14 "ж/к "Белый город" - ж/д вокзал", N 37 "ул. Мимоз - ул. Коломийцева", N 38 "бульвар Архитекторов - СТ "Электрон", N 33-м "531 квартал - ул. Селекционная", N 44-м "ул. Ромашковая - ул. Широкая".
Маршрут N 88 дублирует:
на участке движения от конечного остановочного пункта (мкр. Перспективный) по ул. Тухачевского до пересечения с ул. Пирогова маршруты N 8 "ул. Атаманская - мкр. "Перспективный", N 15 "мкр. "Перспективный" - ул. Атаманская", N 29 "12 км - мкр. "Перспективный";
на участке ул. Тухачесвкого от ул. Пирогова до ул. 50 лет ВЛКСМ маршруты N 12 "т/ц "Метро" - ул. Коломийцева", N 15 "мкр. "Перспективный" - ул. Атаманская", N 20 "с/т "Мечта" - с/т "Химик", N 32а "204 квартал - 566 квартал", N 46 "мкр. "Радуга" - ж/к "Олимпийский", N 3 "ОРТЦ "Ставрополь" - ДЮСШОР Василия Скакуна", N 8 "ул. Атаманская - мкр. "Перспективный", N 12-м "с/т Аграрник - ул. Коломийцева", N 21-м "ж/к "Белый город" - ул. Чехова", N 30-м "3-й Юго-Западный проезд - ТК "Брусневский", N 33-м "531 квартал - ул. Селекционная", N 35-м "3 Юго-Западный проезд - бульвар Зеленая роща", N 45-м "Автостанция N 1 - Стеклотарный завод", N 48 "ж/к "Олимпийский" - ул. Чехова";
на участке ул. 50 лет ВЛКСМ от ул. Тухачевского до ул. 45 Параллель маршруты N 4 "Стеклотарный завод - "566 квартал", N 13 "ж/к "Белый город" - Технологический университет", N 14 "ж/к "Белый город" - ж/д вокзал", N 20 "с/т "Мечта" - с/т "Химик", N 38 "бульвар Архитекторов - СТ "Электрон", N 13-м "Рынок "Южный" - 12 км", N 14-м "566 квартал - ж/д вокзал", N 15 м "Рынок "Южный" - ул. Чапаева", N 17 м "бульвар Архитекторов - ул. Атаманская", N 21-м "ж/к "Белый город" - 204 квартал", N 30-м "3-й Юго-Западный проезд - ТК "Брусневский", 32-м "3 Юго-Западный проезд - 204 квартал", N 35 м "Рынок "Южный" - бульвар Зеленая Роща", N 40-м "с/т Мечта" - мкр. "Радуга", N 44-м "ул. Ромашковая - ул. Широкая", N 47-м "ул. Мимоз - ж/к "Белый город", N 48 "ж/к "Олимпийский" - ул. Чехова", N 120-м "г. Ставрополь, "с/т Мечта" - Аэропорт";
на участке ул. 45 Параллель от ул. 50 лет ВЛКСМ до ул. Доваторцев маршруты N 4 "Стеклотарный завод - 566 квартал", N 12 "т/ц "Метро" - ул. Коломийцева", N 13 "ж/к "Белый город" - Технологический университет", N 14 "ж/к "Белый город" - ж/д вокзал", N 20 "с/т "Мечта" - с/т "Химик", N 32а "204 квартал - 566 квартал", N 38 "бульвар Архитекторов - СТ "Электрон", N 12-м "с/т Аграрник - ул. Коломийцева", N 13-м "Рынок "Южный" - 12 км", N 14-м "566 квартал - ж/д вокзал", N 15-м "Рынок "Южный" - ул. Чапаева", N 17 м "бульвар Архитекторов - ул. Атаманская", N 21 м "ж/к "Белый город" - 204 квартал", N 30-м "3-й Юго-Западный проезд -ТК "Брусневский", 32-м "3 Юго-Западный проезд - 204 квартал", N 35 м "Рынок "Южный" - бульвар Зеленая Роща", N 40-м "с/т Мечта" - мкр. "Радуга", N 44-м "ул. Ромашковая - ул. Широкая", N 45-м "Автостанция N1 - стеклотарный завод", N 47-м "ул. Мимоз - ж/к "Белый город", N 120-м "г. Ставрополь, "с/т Мечта" - Аэропорт".
Исходя из пояснений лиц, осуществлявших проезд по маршрутам N 41 и N 88, пассажиры должны были заплатить за проезд, купив полиграфическую продукцию, при отказе от приобретения продукции и оплаты за проезд им предлагалось пересесть на иной транспорт.
Материалы дела также содержат жалобы перевозчиков, осуществляющих перевозки по маршрутам N 35, 8-м, 14, 9-м, 14-м, 37, из содержания которых следует, что в городе Ставрополе под видом заказных перевозок запущенно два маршрута N 41 и N 88, которые фактически осуществляют перевозку пассажиров по регулярным маршрутам.
Данные маршруты в реестре городских автобусных маршрутов не значатся, аукционы по ним не проводились. На сегодняшний день на маршрутах N 41 и N 88 ежедневно работают порядка пятидесяти транспортных средств в интервале движения от 3 до 5 минут, чем наносят колоссальный вред и убытки тем перевозчикам, которые ранее проходили конкурсные процедуры, аукционы и имеют разрешительные документы на обслуживание регулярных маршрутов города Ставрополя. Данные маршруты дублируют такие маршруты, как: NN 1-м, 27-м, 33-м, 51-м,35-м, 14-м, 8-м, 14А, 38-м, 37-м, 44-м, 20, 42-м, троллейбус N 7, троллейбус N 8. Нелегальные перевозчики создают реальную угрозу жизни и здоровью, как пассажирам, так и жителям города Ставрополя, поскольку работают без страховки пассажиров, без маршрутного расписания, без выходных дней и осуществляют посадку и высадку пассажиров на остановочных пунктах без согласования с органами местного самоуправления. В связи с действиями нелегальных перевозчиков индивидуальные предприниматели терпят убытки, не могут произвести обновление транспортных средств, остро ощущают нехватку водителей. Данные маршруты осуществляли деятельность в течение 2017 года, грубо нарушают Закон о защите конкуренции.
Судом первой инстанции, верно установлено, что на муниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа города Ставрополя осуществляют деятельность простые товарищества муниципальных маршрутов регулярных перевозок:
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 1-м. Председатель простого товарищества ИП Федосеев Вячеслав Николаевич, г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 54/2 кв. 35;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 2-м. Председатель простого товарищества ИП Крищенко Андрей Викторович, Ставропольский край, г. Михайловск, ул. Орджоникидзе, д. 213;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 3-м. Председатель простого товарищества ИП Мелкумов Виталий Максимович, г. Ставрополь, ул. Чехова, д. 37, кв. 20;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 4. Председатель простого товарищества ИП Самодуров Владимир Владимирович, Ставропольский край, Изобильненский район, ст. Филимоновская, ул. Пушкина, д. 8, кв. 1;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 7-м. Председатель простого товарищества ИП Демин Сергей Николаевич, г. Ставрополь, пр. Ботанический, д. 11, кв. 65;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 8-м. Председатель простого товарищества ИП Эмиргамзаев Насрулла Несредуллаевич, Ставропольский край, Труновский район, п. Сухой лог, ул. Гагарина д. 5, кв. 1;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 9-м. Председатель простого товарищества ИП Нефедов Сергей Геннадьевич, г. Ставрополь, пер. Чонгарский, д. 5;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 12. Председатель простого товарищества ИП Хахулин Владимир Васильевич, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 44/4, кв. 43;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 12-м. Председатель простого товарищества ИП Шахназарян Мурад Грантович, г. Ставрополь, пр. Ботанический, д. 10А, кв. 27;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 13, Председатель простого товарищества СПТК, в лице директора Попова Ивана Николаевича, г. Ставрополь, 1 Юго-Западный, д. 7;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 13-м. Председатель простого товарищества ИП Багаев Вячеслав Юрьевич, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 44/4, кв. 40;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 14. Председатель простого товарищества ИП Ардарский Дмитрий Юрьевич, г. Ставрополь, пер. Макарова, д. 20, кв. 23;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 14-м. Председатель простого товарищества ИП Сенников Павел Владимирович, г. Ставрополь, просп. Кулакова, д. 24/3а, кв. 7;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 15. Председатель простого товарищества ИП Музыка Светлана Анатольевна, г. Ставрополь, ул. Абрамовой, д. 22;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 15-м. Председатель простого товарищества ИП Арзуманян Руслан Альбертович, Ставропольский край, Шпаковский район, п. Демино, ул. Полярная, д. 29;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 17-м. Председатель простого товарищества ИП Кизилова Анастасия Валерьевна, г. Ставрополь, ул. Октябрьская, д. 186/4, кв. 12;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 21-м. Председатель простого товарищества ИП Морозов Глеб Викторович, г. Ставрополь, ул. 50 лет Победы, д. 52;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 27. Председатель простого товарищества СПТК в лице директора Попова Ивана Николаевича, г. Ставрополь, 1 Юго-Западный, д. 7;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 27-м. Председатель простого товарищества ИП Железниченко Наталья Владимировна, Ставропольский край, Шпаковский район, х. Холодногорский, ул. Советская, д. 5;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 29-м. Председатель простого товарищества ИП Исавердов Геннадий Рафаилович, г. Ставрополь, пр. Молодежный, д. 31;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 30-м. Председатель простого товарищества ИП Арушанян Оксана Раджовна, г. Ставрополь, ул. Победы, д. 26;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 32а. Председатель простого товарищества ИП Шахраманов Сергей Владимирович, г. Ставрополь, ул. Тургенева, д. 113;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 32-м. Председатель простого товарищества ИП Шустов Александр Иванович, г. Ставрополь, пр. Полярный, д. 13;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 33-м. Председатель простого товарищества ИП Романов Евгений Анатольевич, Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Розы Люксембург, д. 233А;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 35-м. Председатель простого товарищества ИП Буравлев Василий Иванович, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 65/3, кв. 1;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 37. Председатель простого товарищества ИП Гусева Татьяна Александровна, г. Ставрополь, пр. Ленинградский, д. 24, кв. 404;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 38. Председатель простого товарищества ИП Савченко Михаил Александрович, г. Ставрополь, ул. Космонавтов, д. 8, кв. 179;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 40-м. Председатель простого товарищества ИП Волошенко Сергей Владимирович, г. Ставрополь, ул. Пригородная, д. 211/1, кв. 16;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 42-м. Председатель простого товарищества ООО "Объединение Ставропольавтотранс" в лице директора Амаева Джамбулата Магомедовича, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 64;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 44-м. Председатель простого товарищества Спиров Героклид Георгиевич, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д. 34/2, кв. 1;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 45-м. Председатель простого товарищества ИП Шигин Владимир Николаевич, г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 105, кв. 92;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 46. Председатель простого товарищества СПТК в лице директора Попова Ивана Николаевича, г. Ставрополь, 1 Юго-Западный, д. 7;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 46-м. Председатель простого товарищества ИП Крон Виктор Владимирович, г. Ставрополь, ул. Мира, д. 360, кв. 83;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 47-м. Председатель простого товарищества ИП Апкарянц Геннадий Валерьевич, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 37/4, кв. 3;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 48. Председатель простого товарищества ИП Демченко Людмила Петровна, г. Ставрополь, просп. Юности, д. 9, кв. 60;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 51-м. Председатель простого товарищества ИП Булгаков Виктор Петрович, г. Ставрополь, ул. Чехова, д. 43, кв. 11;
простое товарищество муниципального маршрута регулярных перевозок N 120-м. Председатель простого товарищества ИП Баев Григорий Павлович, г. Ставрополь, пер. Петрова, д. 14.
Изложенное выше свидетельствует о том, что автобусы ОАО "СПАТП N 1" ежедневно работают с определенным интервалом движения по неустановленным маршрутам, с остановками на каждом остановочном пункте, предназначенном для муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа, без необходимых разрешительных документов, предусмотренных Законом N 220-ФЗ.
По итогам контрольных мероприятий комитета установлено, что движение транспортных средств по данным маршрутам не прекращено, из пояснений комитета следует, что ежедневно ОАО "СПАТП N 1" выпускает на линию около 20 транспортных средств, что приводит к дублированию муниципальных маршрутов, борьбе недобросовестных перевозчиков за пассажиров, создавая аварийно-опасные ситуации на дорогах, угрозу жизни и здоровью пассажиров.
Статьей 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, статьей 14.8 - запрет на иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 данного Федерального закона.
В материалах дела имеются достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что действия ОАО "СПАТП N 1" направлены на получение необоснованного конкурентного преимущества, противоречат действующему законодательству, с возможной вероятностью причинения убытков (вреда деловой репутации) конкурентам, запрещены статьей 14.8 Закона о защите конкуренции.
При этом направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентом выражается в том, что товарный рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего назначения по названным маршрутам является неэластичным, то есть количество пассажиров, желающих воспользоваться услугами перевозчика, строго ограничено. В связи с этим, перевозка пассажиров без получения соответствующей разрешительной документации, установление платы за проезд по своему усмотрению поставила ОАО "СПАТП N 1" в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции", присутствуют в действиях ОАО "СПАТПN 1".
Противоречие действующему законодательству, а именно Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": ОАО "СПАТП N 1", внешне имитируя оказание услуг заказных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам, указанным в договорах фрахтования, фактически осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа; направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентом: товарный рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего назначения по названным маршрутам является неэластичным, то есть количество пассажиров, желающих воспользоваться услугами перевозчика, строго ограничено. В связи с чем перевозка пассажиров без получения соответствующей разрешительной документации, установление платы за проезд по своему усмотрению, поставила ОАО "СПАТП N 1" в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами.
Следовательно, основания для прекращения дела N 43, отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что в ОАО "СПАТП N 1" выявлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" в части совершения недобросовестной конкуренции путем осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа под видом заказных перевозок по маршрутам, указанным в договорах фрахтования, что тем самым вводит в заблуждение в отношении вида перевозки пассажиров и багажа по указанным маршрутам и нарушает установленные законодательством нормы и правила.
С учетом изложенного, доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте. С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы представленные суду доказательства и установленные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, доводы апеллянта, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции полностью согласен.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.11.2019 по делу N А63-10827/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-10827/2018
Истец: КОМИТЕТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по СК
Третье лицо: ООО "АЛЬТЕРНАТИВА", ОАО "СТАВРОПОЛЬСКОЕ ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ N1"
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4498/20
04.03.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5873/18
20.11.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10827/18
29.07.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5331/19
19.03.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5873/18
12.11.2018 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10827/18