Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
приказом
министерства юстиции и
региональной безопасности
Тамбовской области
от 10.10.2023 N 224
Положение
о системе оповещения населения Тамбовской области (далее - Положение)
1. Общие положения
1.1. Положение о системе оповещения населения Тамбовской области разработано в целях выполнения мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения области, своевременного доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления и сил Тамбовской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Тамбовской областная подсистема РСЧС), органов местного самоуправления муниципальных образований Тамбовской области (далее - органы местного самоуправления) и населения Тамбовской области об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
федеральными законами Российской Федерации:
от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи";
от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";
от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";
от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации";
указами Президента Российской Федерации:
от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";
от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций";
постановлениями Правительства Российской Федерации:
от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации";
от 02.04.2020 N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации";
от 20.05.2022 N 921 "О приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи при угрозе возникновения и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
от 09.12.2014 N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи";
от 28.12.2020 N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях";
постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения" (вступает в силу с 01.09.2023);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2004 N 1327-р "Об организации обеспечения граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации, устанавливаемых в местах массового пребывания людей";
приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения";
постановлением администрации Тамбовской области от 05.12.2005 N 1102 "О Тамбовской областной территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
1.3. Положение о системе оповещения населения Тамбовской области определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения области, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.4. Системы оповещения населения создаются для доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
На территории Тамбовской области создаются следующие системы оповещения населения:
региональная система оповещения населения - министерством юстиции и региональной безопасности Тамбовской области;
муниципальные системы оповещения населения, являющиеся сегментами региональной системы оповещения населения - органами местного самоуправления Тамбовской области;
локальные системы оповещения населения - организациями, указанными в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне".
1.5. Положения о региональных, муниципальных и локальных системах оповещения населения утверждаются правовыми актами министерства юстиции и региональной безопасности Тамбовской области, органов местного самоуправления Тамбовской области, распорядительными документами организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", соответственно.
1.6. Система оповещения населения Тамбовской области включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и Тамбовскую областную подсистему РСЧС и обеспечивает доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
1.7. Системы оповещения населения Тамбовской области создаются на следующих уровнях функционирования Тамбовской областной подсистемы РСЧС:
на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения органов управления и населения Тамбовской области (далее - РАСЦО), сопряженная с комплексной системой экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций "Вестник" (далее - КСЭОН);
на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система оповещения (далее - муниципальная система оповещения), в том числе КСЭОН;
на объектовом уровне - локальная система оповещения.
1.8. Локальные системы оповещения создаются организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
1.9. Границами зон действия региональной и муниципальной систем оповещения являются административные границы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно.
Границами зоны действия локальной системы оповещения являются:
для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, - границы зон воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством в области промышленной безопасности;
для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, - границы территорий в радиусе 5 километров вокруг указанных производств и объектов (включая зону безопасности с особым правовым режимом);
для организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, - границы территорий, находящихся в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 километров от указанных гидротехнических сооружений.
1.10. КСЭОН создается на региональном и муниципальном уровнях. Границами зон действия (создания) КСЭОН области являются границы зон экстренного оповещения населения.
2. Основные понятия
2.1. Оповещение населения - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Системы оповещения населения - совокупность технических средств, предназначенных для приема, обработки и передачи в автоматизированном и (или) автоматических режимах сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
2.2. Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны, а также Тамбовской областной подсистемы РСЧС, для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения Тамбовской области.
2.3. Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
3. Состав, основные задачи и характеристики систем оповещения населения Тамбовской области
3.1. В состав системы оповещения Тамбовской области входят:
на региональном уровне - РАСЦО и КСЭОН;
на муниципальном уровне - муниципальные автоматизированные системы оповещения, в том числе КСЭОН;
не автоматизированные средства оповещения, использование которых определено соглашениями с организациями (учреждениями) их предоставляющими;
локальные системы оповещения.
Все автоматизированные системы оповещения населения на территории Тамбовской области должны программно и технически сопрягаться.
3.2. Сопряжение РАСЦО с муниципальными системами оповещения и КСЭОН обеспечивается Тамбовским областным государственным казенным учреждением "Пожарно-спасательный центр" (далее - ТОГКУ "ПСЦ") по согласованию с министерством юстиции и региональной безопасности Тамбовской области.
Органы местного самоуправления, руководители организаций, перечисленные в пункте 1.8 настоящего Положения, на этапе планирования должны в обязательном порядке согласовать с министерством юстиции и региональной безопасности Тамбовской области строительство новой либо совершенствование действующей муниципальной, локальной систем оповещения населения на территории Тамбовской области.
Контроль и учет региональной, муниципальных и локальных систем оповещения на территории области обеспечивает министерство юстиции и региональной безопасности Тамбовской области.
Нумерация приводится в соответствии с источником
3.2. Основными задачами систем оповещения являются:
3.2.1. региональной автоматизированной системы централизованного оповещения:
обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава и органов управления ГО и Тамбовской областной подсистемы РСЧС;
Главного управления МЧС России по Тамбовской области;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления Тамбовской области;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Тамбовской области;
сил ГО и Тамбовской областной подсистемы РСЧС;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, указанных в пункте 1.8 настоящего Положения;
населения Тамбовской области.
3.2.2. муниципальной системы оповещения:
обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и муниципального звена Тамбовской областной подсистемы РСЧС муниципального образования;
сил ГО и РСЧС муниципального образования;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 1.8 Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов, осуществляющих деятельность на подведомственной территории;
населения в границах муниципального образования.
3.2.3. локальной системы оповещения:
обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава гражданской обороны, уполномоченных должностных лиц в области защиты от ЧС и работников организации, эксплуатирующей объекты, перечисленные в пункте 1.8 настоящего Положения;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;
руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
работников и населения, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.
3.2.4. На системы оповещения населения оформляются паспорта, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении N 2 к совместному приказу МЧС и Минкомсвязи России от 31.07.2020 N 578/365.
3.2.5. КСЭОН:
обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, находящегося в зонах экстренного оповещения, а также органов повседневного управления Тамбовской областной подсистемы РСЧС соответствующего уровня.
3.3. Региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения Тамбовской области создается и развивается на основании решения министерства юстиции и региональной безопасности Тамбовской области.
Управление РАСЦО области осуществляется с основного и резервного пультов управления, размещенных в дежурно-диспетчерской службе Тамбовской области ТОГКУ "ПСЦ" (далее - ДДС Тамбовской области) и в помещении здания администрации Сосновского района соответственно.
Предусмотрена возможность управления оконечными устройствами РАСЦО с локальных пультов управления, размещенных в единых дежурно диспетчерских службах городских округов и муниципальных районов Тамбовской области. Право задействования РАСЦО с локальных пультов управления в целях оповещения населения предоставлено главе муниципального образования Тамбовской области в границах подведомственной территории с последующим информированием ДДС Тамбовской области.
3.4. Муниципальные системы оповещения создаются органами местного самоуправления.
Задействование муниципальной системы оповещения, в том числе КСЭОН для оповещения населения осуществляется по решению главы муниципального образования.
3.5. Организации оповещают работников об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации, в соответствии с пунктом 5 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417.
3.6. Для обеспечения своевременной передачи населению Тамбовской области сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.7. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению Тамбовской области осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" и информации в виде аудио-, аудиовизуального, текстового сообщения "ПРОВОДИТСЯ ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ! ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
3.8. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению Тамбовской области осуществляется по сетям связи телерадиовещания через Тамбовский радиотелевизионный передающий центр, филиал Российской телевизионной радиовещательной сети "Тамбовский ОРТПЦ", региональных операторов мобильной связи: общества с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл" (TELE2), публичного акционерного общества "Ростелеком", публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" (Билайн), публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) в соответствии с заключенными соглашениями.
Передача сообщений, сигналов оповещения через указанные организации связи и указанную телерадиовещательную компанию осуществляется в автоматизированном режиме.
3.9. Разработку, ответственное хранение и своевременное уточнение заранее подготовленных аудио- и видеосообщений осуществляет ТОГКУ "ПСЦ".
4. Порядок оповещения населения области
4.1. Задействование по предназначению региональной системы оповещения населения области планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планом гражданской обороны и защиты населения, планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Тамбовской области.
Решение на задействование региональной, муниципальных и локальных систем оповещения принимается соответственно:
региональной системы оповещения населения Тамбовской области:
Главой Тамбовской области, либо лицом временно его замещающим;
Решение о задействовании региональной системы оповещения населения Тамбовской области оформляется распоряжением Главы Тамбовской области и доводится до ДДС Тамбовской области.
Отчет (акт) о результатах задействования региональной системы оповещения населения области ТОГКУ "ПСЦ" представляет в министерство юстиции и региональной безопасности Тамбовской области установленным порядком.
4.2. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления Тамбовской областной подсистемы РСЧС, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до Правительства Тамбовской области, исполнительных органов, органов местного самоуправления Тамбовской области, организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и РСЧС соответствующего уровня. Схема оповещения органов управления и населения Тамбовской области согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
4.3. Передача сигналов оповещения и (или) экстренной информации на территории Тамбовской области, может осуществляться в автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченными должностными лицами органов повседневного управления Тамбовской областной подсистемы РСЧС посредством включения (запуском) оконечных средств оповещения через локальные пульты управления непосредственно с мест их установки, а также направлением заявок операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с заключенными соглашениями;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматизированный режим функционирования является основным для РАСЦО и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в ручном режиме.
Приоритетный режим функционирования региональной системы оповещения населения Тамбовской области - автоматизированный.
4.4. Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочих мест ДДС Тамбовской области, ЕДДС муниципальных образований Тамбовской области.
4.5. Типовые аудио - и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления муниципального звена Тамбовской областной подсистемы РСЧС и хранятся в ЕДДС муниципальных образований.
4.6. Непосредственное задействование и эксплуатация систем оповещения населения на территории Тамбовской области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Тамбовской области, муниципальными правовыми актами и локальными правовыми актами организаций, перечисленных в пункте 1.8 настоящего Положения, инструкциями должностных лиц дежурных служб организаций, привлекаемых к обеспечению оповещения органов управления и сил Тамбовской областной подсистемы РСЧС.
Задействование и эксплуатацию систем оповещения населения на территории Тамбовской области осуществляют:
дежурно-диспетчерская служба Тамбовской области - в отношении РАСЦО и КСЭОН;
единые дежурно-диспетчерские службы городских и муниципальных округов Тамбовской области - в отношении муниципальной системы оповещения;
дежурные (дежурно-диспетчерские) службы организаций (объектов), перечисленных в пункте 1.8 настоящего Положения - в отношении локальной системы оповещения.
4.7. Задействование мобильных средств оповещения для передачи экстренной информации населению Тамбовской области осуществляется путем передачи заранее подготовленных текстовых сообщений оперативным дежурным ДДС Тамбовской области региональным операторам мобильной связи, указанных в пункте 3.8 настоящего Положения, в соответствии с заключенными соглашениями.
4.8. Разработка и утверждение соответствующих регламентов, инструкций, положений по взаимодействию при подготовке и обеспечении оповещения населения осуществляется в соответствии с действующим законодательством:
на региональном уровне - министерством юстиции и региональной безопасности Тамбовской области;
на муниципальном уровне - органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС при органах местного самоуправления;
в организациях указанных в пункте 1.8 настоящего Положения - структурными подразделениями или работниками организаций, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
4.9. Правительство Тамбовской области, исполнительные органы Тамбовской области, органы местного самоуправления и организации Тамбовской области, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления РСЧС, органы повседневного управления РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
4.10. О случаях несанкционированного задействования систем оповещения населения на территории Тамбовской области органы местного самоуправления, руководители организаций, перечисленных в пункте 1.8 настоящего Положения, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают ДДС Тамбовской области. ДДС Тамбовской области сообщает в министерство юстиции и региональной безопасности Тамбовской области о несанкционированном задействовании соответствующей системы оповещения населения.
5. Организация поддержания системы оповещения населения Тамбовской области в состоянии готовности
5.1. Поддержание региональной, муниципальных и локальных систем оповещения населения на территории Тамбовской области в готовности к применению организуется и осуществляется министерством юстиции и региональной безопасности Тамбовской области, ТОГКУ "ПСЦ", органами местного самоуправления и организациями, перечисленными в пункте 1.8 настоящего Положения, соответственно.
5.2. Готовность систем оповещения населения на территории Тамбовской области достигается выполнением заинтересованными структурами комплекса организационно-технических мероприятий, в перечень которых входит:
заблаговременное формирование сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
обучение уполномоченного на задействование систем оповещения населения дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала органов, осуществляющих управление гражданской обороной, органов повседневного управления ТП РСЧС и организаций, в Учебно-методическом центре ТОГКУ "ПСЦ", на занятиях по программам профессиональной подготовки специалистов в ДДС Тамбовской области, ЕДДС муниципальных образований и организаций, указанных в пункте 1.8 настоящего Положения;
поддержание" в готовности технических средств оповещения, их эксплуатационно-техническое обслуживание, ремонт неисправных и замена выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения, которое осуществляется техническим обслуживающим персоналом специализированных организаций, на основании заключенных договоров с ТОГКУ "ПСЦ", в соответствии с разработанными планами графиками технического обслуживания. Порядок организации эксплуатационно-технического обслуживания системы оповещения населения области определен в приложении N 2 к настоящему Положению;
создания запасов (резервов) средств оповещения населения и поддержания их в готовности к использованию по предназначению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств";
регулярного проведения проверок наличия и готовности технических средств оповещения системы оповещения населения в соответствии с проектно-технической документацией;
осуществление реконструкции систем оповещения населения в случаях, установленных федеральными и региональными нормативными правовыми актами.
5.3. В целях контроля за поддержанием в готовности системы оповещения населения Тамбовской области организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексная проверка готовности системы оповещения населения Тамбовской области с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию системы оповещения населения Тамбовской области (соответствующих систем оповещения) без включения оконечных средств оповещения населения.
5.3.1. При проведении комплексной проверки готовности системы оповещения населения Тамбовской области проверке подлежат региональная, все муниципальные системы оповещения и КСЭОН, а также локальные системы оповещения организаций указанных в пункте 1.8 настоящего Положения.
Комплексные проверки готовности системы оповещения населения Тамбовской области проводятся 2 раза в год комиссией по проверке готовности систем оповещения населения в составе представителей министерства юстиции и региональной безопасности Тамбовской области, Главного управления МЧС России по Тамбовской области, ТОГКУ "ПСЦ", органов местного самоуправления, организаций связи, задействуемых при оповещении населения, филиала Российской телевизионной и радиовещательной сети Тамбовский радиотелевизионный передающий центр (далее - филиал РТРС "Тамбовский ОРТПЦ"), Тамбовского филиала публичного акционерного общества "Ростелеком" и организаций, осуществляющих эксплуатационно-техническое обслуживание системы оповещения населения Тамбовской области.
Включение оконечных средств оповещения и доведение до населения сигнала оповещения и соответствующей информации осуществляются в дневное время в первую среду марта и октября, при этом замещение эфирного телевизионного вещания и радиовещания осуществляется с 10 часов 43 минут по местному времени продолжительностью до 1 минуты.
При подготовке к проведению комплексных проверок готовности региональной и муниципальных систем оповещения населения министерством юстиции и региональной безопасности Тамбовской области и органами местного самоуправления заблаговременно (не позднее 3 рабочих дней до их начала) осуществляется информирование населения об их проведении.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения Тамбовской области возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
5.3.2. Комплексные проверки готовности локальных систем оповещения населения проводятся эксплуатирующими организациями по согласованию с органами местного самоуправления не реже одного раза в год комиссией, назначаемой руководителями организаций, указанных в пункте 1.8 настоящего Положения, с участием ГУ МЧС России по Тамбовской области.
При подготовке к проведению комплексных проверок готовности локальных систем оповещения населения эксплуатирующей организацией по согласованию с органами местного самоуправления заблаговременно (не позднее 3 рабочих дней до их начала) осуществляется информирование населения об их проведении.
5.3.3. По решению Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности региональных и муниципальных систем оповещения населения.
5.3.4. В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований настоящего Положения, а также положений о муниципальных и локальных системах оповещения соответственно.
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения Тамбовской области оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения Тамбовской области, определяемая в соответствии с приложением N 3 к совместному приказу МЧС и Минкомсвязи России от 31.07.2020 N 578/365, а также уточняется паспорт системы оповещения населения Тамбовской области.
Акты по результатам комплексных проверок готовности региональной, муниципальной и локальной систем оповещения населения утверждаются соответственно Главой Тамбовской области, главами муниципальных образований, руководителями организаций, указанных в пункте 1.8 настоящего Положения или лицами, исполняющими их обязанности.
Утвержденный акт по результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения направляется в ГУ МЧС России по Тамбовской области не позднее 30 календарных дней с даты включения оконечных средств оповещения и доведения до населения установленного сигнала оповещения.
5.3.5. Технические проверки готовности к задействованию системы оповещения населения Тамбовской области (региональной, муниципальных, локальных систем оповещения) проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления Тамбовской областной подсистемы РСЧС, организаций, указанных в пункте 1.8 настоящего Положения, путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки.
Результаты технической проверки готовности системы оповещения населения отражаются в журнале несения дежурства дежурным (дежурно-диспетчерским) персоналом, проводившим техническую проверку.
5.4. Системы оповещения населения Тамбовской области должны соответствовать Требованиям к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, утвержденным приказом ФСТЭК России от 14.03.2014 N 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30.06.2014, регистрационный N 32919), с изменениями, внесенными приказами ФСТЭК России от 23.03.2017 N 49 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25.04.2017, регистрационный N 46487) и от 09.08.2018 N 138 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.09.2018, регистрационный N 52071);
В РАСЦО и КСЭОН должны выполняться Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденные приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31.05.2013, регистрационный N 28608), с изменениями, внесенными приказами ФСТЭК России от 15.02.2017 N 27 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.03.2017, регистрационный N 45933) и от 28.05.2019 N 106 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13.09.2019, регистрационный N 55924);
РАСЦО и КСЭОН Тамбовской области должны соответствовать классу защищенности не ниже 2 класса;
Муниципальные и локальные системы оповещения должны соответствовать классу защищенности не ниже 3 класса.
6. Организация запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения и порядок поддержания их в готовности к использованию
6.1. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
6.2. Номенклатура, объем, порядок создания и использования устанавливаются создающими резерв технических средств оповещения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями Тамбовской области.
6.3. Хранение, восполнение и поддержание в готовности к применению мобильных средств оповещения определяется руководителями уполномоченных исполнительной органов, органов местного самоуправления и организаций Тамбовской области, указанных в пункте 1.8 настоящего Положения в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными нормативными актами.
6.4. Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется после ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
7. Ответственность за не исполнение действующего законодательства по выполнению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мероприятий гражданской обороны
7.1. Должностные лица органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, учреждений и предприятий Тамбовской области, на которых возложено организация и выполнение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мероприятий гражданской обороны несут ответственность в соответствии со статьей 20.6, статьей 20.7 Федерального закона от 30.12.2001 N 195-ФЗ "Об утверждении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
8. Организация финансирования мероприятий по поддержанию в состоянии постоянной готовности и совершенствованию систем оповещения населения
8.1. Финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием, реконструкцией и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, осуществляется за счет средств бюджетов Тамбовской области, средств местных бюджетов, а также средств организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.