Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Положению
о системе оповещения
населения Тамбовской области
Положение
по организации эксплуатационно-технического обслуживания и реконструкции, системы оповещения населения Тамбовской области (далее - Положение)
1. Общие положения
1.1. Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания и реконструкции системы оповещения населения Тамбовской области разработано в соответствии с федеральными законами:
от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи";
от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации";
от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
Указом Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций";
постановлениями Правительства Российской Федерации:
от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации";
от 02.04.2020 N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации";
от 17.05.2023 N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения";
приказом МЧС России N 579 и Минкомсвязи России N 366 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения" (далее - приказ N 579/366), в целях выполнения мероприятий, направленных на поддержание в состоянии постоянной готовности к задействованию по предназначению систем оповещения населения на территории Тамбовской области.
1.2. Положение определяет задачи и мероприятия эксплуатационно-технического обслуживания, а также порядок реконструкции систем оповещения населения на территории Тамбовской области.
Эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения населения на территории Тамбовской области (далее - ЭТО) включает в себя комплекс мероприятий по поддержанию технических средств оповещения систем оповещения населения на территории Тамбовской области в работоспособном состоянии.
Технические средства оповещения (далее - ТСО) осуществляют прием, обработку и (или) передачу сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
Оконечные средства оповещения населения Тамбовской области используются для подачи сигналов оповещения и (или) речевой информации.
ТСО, выполняющие заданные функции, сохраняя значения параметров в пределах, установленных эксплуатационно-технической документацией (далее - ЭТД), являются работоспособными.
Работоспособное состояние ТСО подразумевает его исправность.
1.3. Задачами ЭТО систем оповещения населения на территории Тамбовской области являются:
предупреждение преждевременного износа механических элементов и отклонения электрических параметров ТСО от норм, установленных ЭТД;
устранение неисправностей путем проведения текущего ремонта ТСО;
доведение параметров и характеристик ТСО до норм, установленных ЭТД;
анализ и устранение причин возникновения неисправностей;
продление сроков службы ТСО.
1.4. К мероприятиям ЭТО систем оповещения населения на территории Тамбовской области относятся:
планирование ЭТО;
техническое обслуживание и текущий ремонт ТСО;
оценка технического состояния систем оповещения населения.
1.5. На региональном и муниципальном уровне функционирования Тамбовской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее Тамбовская областная подсистема РСЧС) ЭТО организуется соответственно министерством юстиции и региональной безопасности Тамбовской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Тамбовской области (далее - органы местного самоуправления).
1.6. На объектовом уровне Тамбовской областной подсистемы РСЧС организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
1.7. ЭТО систем оповещения населения Тамбовской области регионального и муниципального уровней функционирования Тамбовской областной подсистемы РСЧС осуществляется подведомственным министерству юстиции и региональной безопасности Тамбовской области Тамбовским областным государственным казенным учреждением "Пожарно-спасательный центр" (далее - ТОГКУ "ПСЦ"), подведомственными органам местного самоуправления, предприятиями (учреждениями, подразделениями) либо другими юридическими лицами (сторонними организациями), определяемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Тамбовской области (далее - организации, осуществляющие ЭТО).
ЭТО систем оповещения населения объектового уровня функционирования Тамбовской областной подсистемы РСЧС проводится организациями, в ведении или собственности которых находятся локальные системы оповещения населения, либо сторонними организациями, осуществляющими ЭТО.
1.8. Организациям, осуществляющим ЭТО, ТОГКУ "ПСЦ", органам местного самоуправления и организациям, в ведении или собственности которых находятся системы оповещения населения на территории Тамбовской области, ТСО, а также запасные части, инструмент и принадлежности (далее - ЗИП) к ним передаются по договорам в работоспособном состоянии в комплекте, поставленном производителями.
1.9. Продление эксплуатационного ресурса ТСО, установленного ЭТД, осуществляется ежегодно ТОГКУ "ПСЦ" по согласованию с министерством юстиции и региональной безопасности Тамбовской области, органами местного самоуправления и организациями, в ведении или собственности которых находятся системы оповещения населения, с участием представителей Главного управления МЧС России по Тамбовской области и организацией, осуществляющей ЭТО.
Для определения предельного срока эксплуатации ТСО могут привлекаться представители производителей ТСО.
Взамен ТСО, выводимых из эксплуатации (для проведения ремонта или замены), без снижения готовности действующей системы оповещения населения должны быть установлены и введены в эксплуатацию новые (резервные) ТСО.
Введенные в эксплуатацию ТСО заносятся в книгу учета ТСО, рекомендуемый образец которой приведен в приложении 1 к приказу N 579/366.
Отремонтированные ТСО включаются в резерв (состав ЗИП) соответствующей системы оповещения населения.
Выводу из эксплуатации подлежат ТСО, у которых по совокупности:
выработан установленный техническими условиями (ЭТД) эксплуатационный ресурс, а также достигнут предельный срок его продления;
производителями завершено серийное производство, в том числе ЗИП, и восстановление неисправных ТСО экономически нецелесообразно;
эксплуатация технически невозможна в действующих сетях связи.
2. Планирование эксплуатационно-технического обслуживания системы оповещения населения Тамбовской области
2.1. Эксплуатационно-техническое обслуживание системы оповещения населения на территории Тамбовской области планируется организацией, осуществляющей ЭТО.
2.2. Документами и исходными данными для планирования ЭТО являются:
ЭТД, в том числе формуляры (паспорта) ТСО;
состояние ТСО;
наличие ЗИП и средств измерений, необходимых для проведения ЭТО.
2.3. Планирующими документами по ЭТО являются:
план-график технического обслуживания ТСО;
проведения технического обслуживания ТСО.
2.4. Для ТСО предусмотрены следующие виды технического обслуживания:
ежедневное техническое обслуживание (далее - ЕТО);
техническое обслуживание N 1 (далее - ТО-1);
техническое обслуживание N 2 (далее - ТО-2).
2.5. При переходе к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды на ТСО, эксплуатирующихся вне отапливаемых помещений, работы сезонного технического обслуживания осуществляются во время проведения ТО-1 и ТО-2.
2.6. Содержание работ по каждому виду технического обслуживания определено технологическими картами ЭТД.
2.7. План-график технического обслуживания ТСО, рекомендованный образец которого приведен в приложении 2 к приказу N 579/366, хранится в течение трех лет.
План-график технического обслуживания ТСО:
на региональном уровне утверждается директором ТОГКУ "ПСЦ" и согласовывается с министерством юстиции и региональной безопасности Тамбовской области, подписывается руководителем организации, в полномочия которой входят вопросы поддержания в постоянной готовности региональной системы оповещения населения Тамбовской области в порядке, определяемом договором, заключаемым в соответствии с пунктом 1.7 настоящего Положения;
на муниципальном и объектовом уровнях утверждается соответственно руководителем органа местного самоуправления, руководителями организаций, в ведении или собственности которых находятся локальные системы оповещения населения, согласуется с ТОГКУ "ПСЦ", подписывается руководителем организации в полномочия которой входят вопросы поддержания в постоянной готовности системы оповещения соответствующего уровня функционирования Тамбовской областной подсистемы РСЧС в порядке, определяемом договором, заключаемым в соответствии с пунктом 1.7 настоящего Положения.
2.8. План проведения технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) ТСО, рекомендованный образец которого приведен в приложении 3 к приказу N 579/366, хранится в течение 3 лет.
План проведения технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) ТСО:
на региональном уровне утверждается директором ТОГКУ "ПСЦ" и согласовывается с министерством юстиции и региональной безопасности Тамбовской области, подписывается руководителем организации, в полномочия которой входят вопросы поддержания в постоянной готовности региональной системы оповещения населения Тамбовской области в порядке, определяемом договором, заключаемым в соответствии с пунктом 1.7 настоящего Положения;
на муниципальном и объектовом уровнях утверждается соответственно руководителем органа местного самоуправления, руководителями организаций, в ведении или собственности которых находятся локальные системы оповещения населения, согласуется с ТОГКУ "ПСЦ", подписывается руководителем организации, в полномочия которой входят вопросы поддержания в постоянной готовности системы оповещения соответствующего уровня функционирования Тамбовской областной подсистемы РСЧС в порядке, определяемом договором, заключаемым в соответствии с пунктом 1.7 настоящего Положения.
В плане проведения ТО-1 (ТО-2) ТСО отражаются:
подготовительные мероприятия;
работы по проведению технического обслуживания, в том числе производство работ на высоте вне помещений;
мероприятия по контролю качества выполнения технического обслуживания.
3. Техническое обслуживание и текущий ремонт технических средств оповещения
3.1. Организациями, осуществляющими ЭТО, используются необходимые для проведения работ по ЭТО измерительные приборы и инструменты.
Работы по ЭТО организуются и выполняются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Тамбовской области в области охраны труда.
Контроль за ЭТО, поддержанием в готовности к задействованию по предназначению региональной, муниципальных и локальных систем оповещения населения на территории области осуществляется ТОГКУ "ПСЦ".
3.2. Руководители организаций, осуществляющих ЭТО, для выполнения работ по ЭТО Назначают специалистов из числа своих сотрудников и допускают к проведению работ с учетом наличия у сотрудника:
образования в области профессиональной деятельности "Связь и информационные и коммуникационные технологии";
соответствующей группы по электробезопасности;
допуска к работам на высоте вне помещений (при необходимости).
ТСО закрепляются за сотрудниками, допущенными к проведению работ по ЭТО.
3.3. Для проведения наиболее сложных видов работ организациями, осуществляющими ЭТО, допускается создание групп (бригад) обслуживания, в том числе ремонта, из наиболее квалифицированных специалистов.
3.4. ЕТО проводится перед технической проверкой готовности к задействованию системы оповещения населения только на ТСО, установленных в помещениях в местах размещения дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления Тамбовской областной подсистемы РСЧС.
Проведение ЕТО осуществляется персоналом дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления Тамбовской областной подсистемы РСЧС.
В ходе проведения технической проверки готовности к задействованию системы оповещения населения проверяется работоспособность оконечных средств оповещения путем их удаленного мониторинга.
Выполнение ЕТО отражается в журнале несения дежурства уполномоченного на задействование системы оповещения населения оперативного дежурного (дежурного диспетчера) органа повседневного управления Тамбовской областной подсистемы РСЧС регионального, муниципального и объектового уровней.
3.5. ТО-1 и ТО-2 проводятся с периодичностью, установленной ЭТД на ТСО.
Выполнение ТО-1 и ТО-2 отражается в плане проведения технического обслуживания ТСО.
Результаты ТО-2 со значениями измеренных параметров заносятся в формуляр (паспорт) ТСО.
3.6. Для систем оповещения регионального и муниципального уровней функционирования Тамбовской областной подсистемы РСЧС в целях обеспечения постоянной готовности и непрерывности их функционирования при необходимости перед началом ЭТО производится подготовка и проверка резервных ТСО и линий связи.
Для проведения ТО-1 (ТО-2) техническое средство оповещения выключается.
При отсутствии возможности резервирования ТСО и линий связи на период технического обслуживания допускается одновременное выключение не более 10 процентов направлений оповещения.
На указанных направлениях оповещения должно быть заранее организовано и обеспечено оповещение населения с использованием резервных ТСО.
Выключение ТСО осуществляется по согласованию с дежурно-диспетчерской службой ТОГКУ "ПСЦ" (далее - ДДС области), оперативными дежурными единых дежурно-диспетчерских служб (дежурно-диспетчерских служб) органов местного самоуправления, уполномоченными на включение (запуск) ТСО, на которых должно проводиться техническое обслуживание, и с уведомлением ДДС Тамбовской области не позднее чем за два часа до начала проведения ТО-1 (ТО-2) ТСО.
3.7. Техническое обслуживание считается завершенным при выполнении следующих условий:
на ТСО выполнен перечень работ, предписанных ЭТД;
устранены все выявленные неисправности;
внесены соответствующие записи в книгу учета ТСО (при проведении текущего ремонта) и формуляры (паспорта) ТСО (при проведении ТО-2).
Результаты проведения ТО-2 оформляются актом, рекомендованный образец которого приведен в приложении 4 к приказу N 579/366.
Акт оформляется в двух экземплярах:
первый экземпляр хранится в организации, осуществляющей ЭТО;
второй экземпляр направляется в ТОГКУ "ПСЦ", копии экземпляра - в орган местного самоуправления, в организации, в ведении или собственности которых находятся локальные системы оповещения населения, организации, на соответствующем уровне функционирования Тамбовской областной подсистемы РСЧС.
3.8. Техническое обслуживание ТСО должно быть завершено досрочно либо перенесено на другой срок, а ТСО приведены в готовность к задействованию в случае установления режимов функционирования Тамбовской областной подсистемы РСЧС повышенной готовности и (или) чрезвычайной ситуации на территории, на которой размещены обслуживаемые ТСО.
3.9. Формуляр (паспорт) ТСО является документом, в котором ведутся записи о поступлении, ходе эксплуатации и выбытии оборудования.
Сохранность формуляра (паспорта) ТСО, своевременное и правильное его ведение обеспечивает ответственное лицо организации, осуществляющей ЭТО, за которым закреплено ТСО.
В случае утраты или порчи формуляра (паспорта) ТСО должен быть заведен его дубликат, рекомендованный образец которого приведен в приложении 5 к приказу N 579/366.
3.10. Текущий ремонт ТСО является внеплановым и включает работы по восстановлению работоспособности после отказов и повреждений путем замены и (или) восстановления функциональных блоков, узлов и элементов. К текущему ремонту относятся работы по поиску и замене отказавших легкосъемных функциональных блоков, узлов и элементов, а также другие восстановительные работы, не требующие использования специального ремонтного оборудования.
Текущий ремонт производится специалистами организации, осуществляющей ЭТО. Результаты проведения текущего ремонта заносятся в формуляр (паспорт) ТСО.
Для текущего ремонта ТСО используются одиночные и групповые комплекты ЗИП, а также запасные части, приобретаемые отдельно.
Организация, осуществляющая ЭТО, заблаговременно направляет заявки на восполнение ЗИП ТОГКУ "ПСЦ", органам местного самоуправления и организациям, в ведении или собственности которых находится система оповещения населения.
3.11. В случае невозможности самостоятельного восстановления неисправных ТСО (их функциональных блоков, узлов и элементов) ремонт осуществляется в специализированных мастерских (у производителей).
Восстановленные в результате ремонта функциональные блоки, узлы и элементы используются для укомплектования ЗИП.
4. Оценка технического состояния системы оповещения населения Тамбовской области
4.1. Оценка технического состояния систем оповещения населения на территории Тамбовской области осуществляется министерством юстиции и региональной безопасности области, органом местного самоуправления, руководителем организации, в ведении или собственности которой находится локальная система оповещения населения на соответствующем уровне функционирования Тамбовской областной подсистемы РСЧС.
Оценка технического состояния систем оповещения населения на территории Тамбовской области проводится в рамках комплексных проверок готовности системы оповещения населения Тамбовской области с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения.
Для проведения оценки технического состояния систем оповещения населения на территории Тамбовской области привлекаются представители организаций, осуществляющих ЭТО.
Министерство юстиции и региональной безопасности Тамбовской области, ТОГКУ "ПСЦ", органы местного самоуправления и организации не позднее чем за 30 дней до начала проведения оценки технического состояния системы оповещения населения письменно уведомляют организацию, осуществляющую ЭТО, о дате ее проведения.
4.2. При проведении оценки технического состояния систем оповещения населения на территории Тамбовской области проверяются:
наличие, комплектность и работоспособность ТСО;
организация и качество выполнения ЭТО;
наличие, соответствие, комплектность, а также своевременное восполнение ЗИП.
4.3. При проверке наличия, комплектности и работоспособности ТСО проверяются:
наличие ТСО и соответствие их проектной-сметной (рабочей) документации на систему оповещения населения книге учета ТСО, а также договору на ЭТО;
соответствие заводских (серийных) номеров ТСО, их функциональных блоков и панелей номерам, указанным в формулярах (паспортах) ТСО;
соответствие измеренных параметров и характеристик ТСО параметрам и характеристикам, указанным в ЭТД;
выполнение ТСО функций, заданных ЭТД.
4.4. При проверке организации и качества выполнения ЭТО проверяются:
наличие и соответствие планирующих документов ЭТО;
наличие и правильность ведения формуляров (паспортов) ТСО, соответствие и полнота выполнения ЭТО, наличие и целостность пломб и печатей на ТСО;
квалификация ответственных за эксплуатацию специалистов по выполнению ЭТО (копии документов, подтверждающих наличие необходимого профессионального образования или профессионального обучения и соответствующий уровень квалификации).
4.5. При проверке наличия, соответствия, комплектности, а также своевременного восполнения ЗИП проверяются:
наличие и соответствие ЗИП проектно-сметной (рабочей) документации на систему оповещения населения (если имеются соответствующие расчеты их количества и номенклатуры) и ЭТД на ТСО;
соответствие фактического наличия составных частей ЗИП ТСО комплекту поставки и записям в формуляре (паспорте) ТСО;
своевременность восполнения ЗИП после проведения текущего ремонта ТСО.
4.6. Количество проверяемых ТСО определяется планами проведения комплексных проверок системы оповещения населения Тамбовской области и должно составлять не менее 50 процентов от их общего количества.
4.7. До начала проведения оценки руководитель организации, осуществляющей ЭТО, представляет справку о наличии и состоянии ТСО, рекомендованный образец которой приведен в приложении 6 к приказу N 579/366.
4.8. Техническое состояние систем оповещения населения на территории Тамбовской области оценивается:
1) оценка "удовлетворительно", если:
не менее 90 процентов проверяемых ТСО работоспособны;
ЭТО организовано и осуществляется в соответствии с Положением;
ЗИП имеется и укомплектован не менее чем на 60 процентов от требуемого количества, а также имеются договоры на восполнение ЗИП и ремонт неисправных ТСО;
контроль качества выполнения работ ЭТО осуществляется своевременно;
2) оценка "неудовлетворительно", если не выполнено первое требование на оценку "удовлетворительно".
4.9. По результатам оценки оформляется акт, рекомендованный образец которого приведен в приложении 7 к приказу N 579/366.
Акт оформляется в двух экземплярах:
первый экземпляр хранится в ТОГКУ "ПСЦ", копии экземпляра направляются в орган местного самоуправления, в организации, в ведении или собственности которой находится локальная система оповещения населения, организации, на соответствующем уровне функционирования Тамбовской областной подсистемы РСЧС;
второй экземпляр направляется руководителю организации, осуществляющей ЭТО, для устранения выявленных недостатков.
5. Создание и реконструкция системы оповещения населения Тамбовской области
5.1. Реконструкция системы оповещения населения проводится в случаях:
необходимости полной замены технических средств оповещения системы оповещения населения, не выслуживших установленный заводом изготовителем эксплуатационный ресурс, в связи с невозможностью восстановления из-за выхода из строя (потери работоспособности) при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
необходимости полной замены технических средств оповещения системы оповещения населения в связи с невозможностью восстановления выслуживших установленный заводом-изготовителем эксплуатационный ресурс.
5.2. Мероприятия по созданию, реконструкции региональной и муниципальных систем оповещения населения проводятся в соответствии с пунктами 7 - 11 Правил создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения" (далее - Правила).
Пункт 5.3 настоящего приложения вступает в силу с 1 сентября 2024 г.
5.3. Мероприятия по созданию и реконструкции локальных систем оповещения населения устанавливаются решением руководителя организации, указанной в пункте 1.6 настоящего Положения, при этом разрабатывается проектно-техническая документация, указанная в пункте 7 Правил, за исключением сметы на создание системы оповещения населения, и утверждается должностным лицом такой организации, на которое возложены соответствующие полномочия.
Согласование проектно-технической документации на создание или реконструкцию локальной системы оповещения населения на предмет соответствия пункту 7 Правил осуществляется последовательно органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого размещены производства, объекты, сооружения и зоны воздействия их поражающих факторов, министерством юстиции и региональной безопасности Тамбовской области, ГУ МЧС России по Тамбовской области (далее - согласующие органы). При этом срок согласования указанной документации каждым согласующим органом не должен превышать 10 рабочих дней со дня поступления такой документации.
При направлении в установленный Правилами срок обоснованных замечаний согласующего органа проводятся мероприятия по их устранению и осуществляется повторное согласование.
В случае не направления согласующим органом в установленный настоящими Правилами срок документа о согласовании проектно-технической документации или обоснованных замечаний к такой документации проектно-техническая документация считается согласованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.