г. Краснодар |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А63-4456/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Гиданкиной А.В. и Калашниковой М.Г., в отсутствие в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Лима", публичного акционерного общества "Сбербанк России", Министерства имущественных отношений Ставропольского края ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644), Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Ставропольского края кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.11.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по делу N А63-4456/2019, установил следующее.
Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) с заявлением о признании незаконным и отмене решения от 21.12.2018 по делу N РЗ-1924-2018.
Решением суда от 28.11.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.03.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в решении управления верно указано на допущенные заказчиком нарушения при проведении аукциона.
В кассационной жалобе министерство просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Министерство ссылается на то, что, суды не учли, что министерством в кратчайшие сроки, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), после доведения лимитов бюджетных обязательств, проведены соответствующие закупочные процедуры. С учетом соблюдения последовательности действий заказчика и сроков, определенных Законом о контрактной системе для проведения электронного аукциона, установить срок заключения контракта ранее, чем 31.12.2018 после доведения лимитов бюджетных ассигнований не представлялось возможным.
В судебное заседание лица участвующие в деле не явились, поэтому сеанс видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края прекращен.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, приказом министерства от 21.11.2018 N 866 утвержден состав аукционной документации об аукционе в электронной форме на право заключения контракта с министерством на "Приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственность Ставропольского края для размещения государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Красногвардейский комплексный центр социального обслуживания", с. Красногвардейское" (далее - аукцион). Согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме N 0121200004718000853 размещены комитетом Ставропольского края по государственным закупкам 30.11.2018.
В соответствии с разделами 8, 9 документации об электронном аукционе срок подачи заявок установлен до 17.12.2018 до 08 часов 00 минут. Той же датой был определен срок рассмотрения комиссией первых частей заявок. В разделе 10 аукционной документации датой проведения аукциона в электронной форме указано 20.12.2018.
Пунктом 2.1.1 проекта контракта определено, что продавец обязуется в течение трех рабочих дней с момента заключения контракта передать покупателю указанный в пункте 1.1 контракта объект недвижимого имущества по акту приема-передачи объекта недвижимого имущества. Вместе с объектом недвижимого имущества передается документация на объект недвижимости.
Согласно пункту 3.2 проекта контракта источниками финансирования заказа являются средства бюджета Ставропольского края на 2018 год, предусмотренные Законом Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов". Оплата по контракту производится покупателем в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный или иной счет продавца по реквизитам, указанным в контракте, в течение двух рабочих дней с даты подписания заказчиком акта приема-передачи объекта недвижимого имущества.
Контракт считается заключенным с момента его подписания сторонами в единой информационной системе, вступает в силу со дня государственной регистрации перехода права собственности и действует до 31.12.2018, а по взаиморасчетам - до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 9.1 проекта контракта).
Как видно из материалов дела на участие в электронном аукционе поступила единственная заявка от участника закупки с идентификационным номером 1 (ПАО "Сбербанк России"), которая по результатам ее рассмотрения (протокол от 17.12.2018 N 709-ЭА) признана не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе. Аукцион в электронной форме признан несостоявшимся. При этом названная заявка была признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.
28 декабря 2018 года министерство и ПАО "Сбербанк России" заключен контракт N 012120000471800853-102316 по итогам аукциона на приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственность Ставропольского края для размещения государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Красногвардейский комплексный центр социального обслуживания, с. Красногвардейское".
13 декабря 2018 года ООО "Лима" обратилось в управление с жалобой N 0853 на действия заказчика и уполномоченного органа по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона, так как поставка товара поставщиком в сроки, предусмотренные контрактом, и его оплата заказчиком выходят за срок действия контракта, что вводит в заблуждение участников закупки.
По итогам проведения в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, управлением было возбуждено дело N РЗ-1924-2018.
В ходе рассмотрения жалобы управление установило, что датой проведения аукциона в электронной форме является 20.12.2018, следовательно, контракт будет заключен не ранее 31.12.2018, 30 и 31 декабря 2018 года являются выходными днями, следовательно, заключение контракта произойдет не ранее 09.01.2019, что выходит за рамки срока действия контракта. Таким образом, поставка товара поставщиком в сроки, предусмотренные контрактом, и его оплата заказчиком выходят за пределы срока действия контракта, тем самым вводя в заблуждение участников закупки.
По итогам рассмотрения жалобы управление решением от 21.12.2018 по делу N РЗ1924-2018 признало ее обоснованной, а заказчика (министерство) и уполномоченного органа (комитета) - нарушившими требования статьи 34 Закона о контрактной системе. Поскольку нарушения не повлияли на результаты закупки, предписание не выдавалось.
Министерство, не согласившись с решением управления, обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. Подпунктами 2, 3 пункта 5 статьи 63 указанного Закона установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Закона, указываются: дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе (часть 2 статьи 67); дата проведения такого аукциона (часть 3 статьи 68).
В силу пункта 2 статьи 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.
Согласно пункту 9 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее, чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 данного Закона, части 13 настоящей статьи протоколов. В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся (часть 16 статьи 66 Закона о контрактной системе).
Из части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 названного Закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем: оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направляет заказчику обе части этой заявки, а также информацию и электронные документы, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 названного Федерального закона; оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 названной части, обязан направить уведомление участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в таком аукционе; аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 названной части, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям названного Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в таком аукционе, подписанный членами аукционной комиссии.
Положениями статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с названным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) документацией о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (пункт 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Суды установили, что извещение о проведении электронного аукциона для закупки размещено 30.11.2018 (т. 2, л. д. 29 - 330).
В силу пункта 2.1.1 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью состава документации электронного аукциона, продавец обязуется в течение 3 рабочих дней с момента заключения контракта передать покупателю указанный в пункте 1.1 контракта объект недвижимого имущества по акту приема-передачи.
Источниками финансирования заказа являются средства бюджета Ставропольского края на 2018 год, предусмотренные Законом Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" (пункт 3.2 проекта контракта).
Оплата по контракту производится покупателем в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный или иной счет продавца по реквизитам, указанным в контракте, в течение 2 рабочих дней с даты подписания сторонами акта приема-передачи.
Суды указали, что согласно документации об электронном аукционе, сроком подачи заявок и рассмотрения комиссией первых частей заявок являлось 17.12.2018, датой проведения аукциона - 20.12.2018. Следовательно, при поступлении нескольких заявок на участие в данном аукционе, дата заключения контракта приходилась бы на 31.12.2018.
По результатам рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 17.12.2018 в ЕИС размещен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 709-ЭА, согласно которому аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, а единственная заявка признана не соответствующей требованиям, установленными документацией о закупке. С единственным участником 28.12.2018 заключен контракт.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Суды обоснованно исходили из того, что такие условия привели к сокращению срока на передачу покупателю продавцом объекта недвижимости. В данном случае уменьшение трех рабочих дней, предусмотренных проектом контракта на передачу имущества, в случае если аукцион состоится, противоречит условиям конкурсной документации, поскольку у продавца будет отсутствовать возможность передать объект недвижимости в течение трех рабочих дней, с учетом срока действия контракта.
Суды отметили, что передача объекта недвижимости продавцом в сроки, предусмотренные контрактом, и его оплата заказчиком выходят за срок действия контракта, что вводит в заблуждение участников закупки. При этом с учетом установленного срока для исполнения обязанности продавцом (три рабочих дня) и окончания срока действия контракта в части исполнения данной обязанности (31.12.2018), исполнение могло быть осуществлено продавцом только за пределами срока действия контракта.
Довод министерства о том, что решение управления создает препятствие для осуществления экономической деятельности, а также нарушает права министерства, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен, в связи с тем, что оспариваемое решение на результаты закупки не повлияло, предписание не выдавалось.
При указанных обстоятельствах является верным вывод судов о том, что оспариваемое решение управления является законным и обоснованным, им не нарушаются права и законные интересы министерства.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.11.2019 по делу N А63-4457/2019, 31.01.2020 по делу N А63-4459/2019 по аналогичным делам. Определениями Верховного суда от 02.03.2020 N 308-ЭС20-3781 и 308-ЭС20-917 в передаче кассационных жалоб на указанные судебные акты для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации министерству отказано.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.11.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по делу N А63-4456/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.