Решение Ульяновского областного суда от 17 августа 2023 г. по делу N 3а-244/2023
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Трошиной П.И.,
с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭгерРемСтрой" о признании недействующим пункта 10971 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области N 264-пр от 25 ноября 2022 года,
установил:
25 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ N 264-пр "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год" (далее приказ N 264-пр).
Указанным приказом определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год. Перечень является приложением к приказу.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭгерРемСтрой" (далее также ООО "ЭгерРемСтрой", общество) обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующим пункта 10971 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области N 264-пр от 25 ноября 2022 года.
В обоснование заявленных требований указало на то, что в перечень на 2023 год включено принадлежащее ему здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***. Включение здания в перечни произведено незаконно, поскольку здание не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ. Наименование здания - "База". Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования "под базу". Ни наименование здания, ни вид разрешенного использования земельного участка однозначно не свидетельствуют о размещении в указанном здании административно-делового центра. Фактическое обследование здания не производилось.
Учитывая вышеизложенное, истец просил признать недействующим со дня принятия пункт вышеуказанного приказа, которым в перечень на 2023 год включено здание с кадастровым номером ***, и взыскать расходы по госпошлине в сумме 4500 руб.
В судебном заседании представитель административного истца Горгиладзе С.Н. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве на административный иск просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении административного иска.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Заслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора об удовлетворении требований административного истца, исследовав материалы настоящего административного дела, административного дела Ульяновского областного суда N ***, обозрев инвентарные дела на здание по адресу: ***, составленные ОГУП БТИ и Ульяновским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года N 1/51-П утверждено Положение о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.
В соответствии с п. 1.1 указанного Положения Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности.
Согласно пункту 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций:
а) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень);
б) направляет перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области;
в) размещает перечень на официальном сайте Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ N 264-пр от 25 ноября 2022 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2023 годы.
Приказ N 264-ПР опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации - 30 ноября 2022 года, N публикации 7301202211300001.
Пунктом 10971 приказа N 264-пр в перечень на 2023 год включено нежилое здание с кадастровым номером ***.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый истцом нормативный правовой акт был принят уполномоченным органом Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.
Определяя правомерность включения принадлежащего административному истцу на праве собственности объекта недвижимого имущества в перечень, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
Согласно п.п.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
В соответствии с п. 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с п. 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).
Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области" установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.
Редакция п. 1 ст. 1.1 указанного закона ранее предусматривала, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.
На момент издания приказа N 264-пр пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (в ред. Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 N 135-ЗО).
Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года N 112-ЗО "О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. N 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сведений из иных источников информации.
По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.
В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).
При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).
В ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец является собственником объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ***, площадью 2607,1 кв. м, расположенного по адресу: ***. Назначение здания - "нежилое", наименование - "база". Объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "под базу".
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором располагается объект недвижимого имущества, не позволяет отнести его к административно-деловому или торговому центру.
С учетом этого объект недвижимости мог быть включен в Перечень при условии, что он предназначен для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения объектов торговли, общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом, как было указано выше, объект недвижимости признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения либо размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и (или) торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания либо не менее 20 процентов общей площади объекта недвижимости фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно сведениям технической инвентаризации объект недвижимости с кадастровым номером *** представляет собой производственную базу (площадь по сведениям ЕГРН 2607,1 кв. м), состоящую из комплекса зданий: административное здание площадью 730,6 кв. м, проходная площадью 84,1 кв. м, два склада площадью 114,6 кв. м и 409,9 кв. м, навес-склад площадью 449,4 кв. м, 3 гаража площадью 65,7 кв. м, 154,2 кв. м, 122,5 кв. м, склад с платформой площадью 200,1 кв. м, склад с эстакадой площадью 189,4 кв. м, котельная площадью 86,6 кв. м. 20% от площади объекта недвижимости (всего комплекса зданий с одним кадастровым номером ***) составляет 521,42 кв. м.
Согласно инвентарной карточке на здание (теплую пристройку) административное здание лит. А имеет площадь 730 кв. м. По экспликации к поэтажным планам данного административного здания расположенные в нем помещения имеют следующее назначение: "лестничная клетка", "коридор", "тамбур", "склад", "умывальная", "туалет", "кабинет", "кладовая", "архив", "конференц-зал" (л.д. 39-40).
Проходная лит. А1 имеет площадь 84,1 кв. м. Основные помещения в указанном здании имеют наименования: "кабинет", "торговое помещение" площадью 6,0 кв. м, "склад", "торговый зал" площадью 36,9 кв. м, "проходная", "коридор", "тамбур" (л.д. 40-41).
Наименование и назначение помещений принадлежащего административному истцу объекта не позволяет признать их предназначенными для размещения офисов. Наименование отдельных входящих в состав объекта недвижимого имущества административного истца помещений "кабинет" не тождественно понятию "офис". Документы технической инвентаризации объекта не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
С учетом вышеизложенного, только 42,9 кв. м предназначено для размещения объектов торговли (торговое помещение и торговый зал в проходной ***), что составляет 1,63% от общей площади объекта недвижимости с кадастровым номером ***.
Таким образом, спорный объект недвижимости нельзя признать предназначенным для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания по смыслу 378.2 НК РФ.
Фактическое обследование объекта недвижимости административного истца уполномоченным органом государственной власти Ульяновской области до утверждения оспариваемого в части перечня
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.