Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалоб гражданки Е.А. Каравайцевой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Е.А. Каравайцева оспаривает конституционность следующих положений статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
части 1, закрепляющей, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации;
части 3, устанавливающей компетенцию образовательной организации и, в частности, относящей к ней принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, разработку и утверждение образовательных программ, осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения, использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
пункта 2 части 6, предусматривающего, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, а именно: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из представленных материалов следует, что решением суда общей юрисдикции, с которым согласились суды вышестоящих инстанций, Е.А. Каравайцевой, действующей в интересах своих несовершеннолетних детей, было отказано в удовлетворении ее требований к средней общеобразовательной школе о возложении обязанности организовать очное обучение ее несовершеннолетних детей посредством дистанционных образовательных технологий с использованием соответствующей государственной электронной платформы. Суды указали, что дистанционные образовательные технологии относятся к способам реализации образовательных программ, применение которых осуществляется образовательной организацией самостоятельно, а требуемый заявительницей переход исключительно к дистанционному электронному обучению ее несовершеннолетних детей не позволит им в полной мере освоить данные программы.
По мнению Е.А. Каравайцевой, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 17 (части 1 и 3), 21 и 43 (части 1, 2 и 5) Конституции Российской Федерации, поскольку допускают произвольное решение образовательной организацией отнесенных к ее компетенции вопросов, включая возможность выбора любых образовательных технологий.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данных жалоб к рассмотрению.
Согласно статье 43 (часть 2) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В целях реализации данного конституционного положения федеральный законодатель в статье 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" определил компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательной организации.
Так, часть 1 данной статьи конкретизирует один из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования - автономию образовательных организаций, а ее часть 3 наделяет эти организации компетенцией, которая ими осуществляется самостоятельно.
Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, принцип автономии учебных заведений непосредственно не закреплен в Конституции Российской Федерации; вместе с тем он входит в число тех правовых принципов, на которых основывается государственная политика в области образования. При этом предоставление указанной автономии образовательной организации не предполагает ее использования вопреки правам, гарантированным гражданам, обучающимся в образовательных организациях (Постановление от 27 декабря 1999 года N 19-П и Определение от 19 декабря 2019 года N 3314-О).
Следовательно, части 1 и 3 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации предполагают самостоятельное решение образовательной организацией отнесенных к ее компетенции вопросов в интересах обучающихся, в том числе в части использования и совершенствования ею методов обучения, образовательных технологий, электронного обучения, а потому данные нормы не могут рассматриваться как нарушающие указанные в жалобах конституционные права несовершеннолетних детей заявительницы.
Что касается пункта 2 части 6 той же статьи названного Федерального закона, возлагающего на образовательную организацию обязанность создавать безопасные условия обучения, то представленными документами не подтверждается его применение в деле с участием Е.А. Каравайцевой, в котором безопасные условия обучения ее несовершеннолетних детей не были предметом спорных правоотношений между истцом и ответчиком. Следовательно, жалобы заявительницы в этой части не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданки Каравайцевой Елены Александровны, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2023 г. N 2185-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданки Каравайцевой Елены Александровны на нарушение конституционных прав ее несовершеннолетних детей частями 1, 3 и пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-