г. Краснодар |
|
03 июля 2020 г. |
Дело N А63-8358/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Дана сервис" (ИНН 7806510578, ОГРН 1137847366095) - Ивановой А.Н. (доверенность от 02.09.2019), от заинтересованных лиц: администрации города Ставрополя (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901) - Божко О.Н. (доверенность от 22.06.2020), Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (ИНН 2636014845, ОГРН 1022601934486) - Зафировой А.Б. (доверенность от 09.01.2020), от третьих лиц: Правительства Ставропольского края и Министерства экономического развития Ставропольского края - Лобанова И.А. (доверенности от 02.10.2019 и 25.12.2019), в отсутствие третьего лица - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Корпорация развития Ставропольского края", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дана сервис" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2020 по делу N А63-8358/2019, установил следующее.
ООО "Дана сервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет) о признании недействительным решения от 15.02.2019 N 08/14-1242 об отказе в предоставлении в аренду без торгов земельного участка с кадастровым номером 26:12:020104:221 площадью 80 тыс. кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Северный обход, 5, вид разрешенного использования - "гостиничное обслуживание, развлечения, спорт"; возложении на заинтересованное лицо обязанности не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу предоставить заявителю указанный участок в аренду без проведения торгов сроком на 10 лет с размером арендной платы 0,01 % от его кадастровой стоимости в год (уточненные требования).
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечена администрация Ставропольского края (далее - администрация); в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУП "Корпорация развития Ставропольского края" (далее - предприятие), Правительство Ставропольского края (далее - правительство) и Министерство экономического развития Ставропольского края (далее - министерство).
Решением от 07.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.01.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что комитет своевременно составил и направил обществу на подписание проект договора аренды, однако заявитель его не подписал в связи с несогласием с установленным в нем размером арендной платы. Заявление направлено заинтересованному лицу по истечении срока, предоставленного ему для реализации права на предоставление земельного участка в аренду без проведения публичных процедур. Право на заключение договора аренды спорного участка предоставлено обществу на основании распоряжения губернатора Ставропольского края от 29.01.2018 N 46-р "О предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта "Многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс с аквапарком и гостиницей "Дана Парк" на территории города Ставрополя" (далее - распоряжение N 46-р), которое признано утратившим силу в связи с принятием распоряжения губернатора Ставропольского края от 30.07.2019 N 379-р.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, вывод судов о законности действий заинтересованного лица несостоятелен. Комитет не направлял обществу подписанный договор аренды и не уведомлял о его составлении. Протокол заседания координационного совета по развитию инвестиционной деятельности и конкуренции на территории Ставропольского края от 27.12.2017 N 44 (далее - протокол N 44), которым установлен срок для реализации обществом права на предоставление в аренду земельного участка, является рекомендательным, а не правовым механизмом заключения договора. Распоряжение N 46-р не содержит срока реализации обществом права на заключение договора аренды. 20 марта 2018 года общество подало в комитет заявление о предоставлении спорного участка в аренду, однако ответ на него не получило. 22 марта 2018 года прошло заседание Совета по развитию инвестиционной деятельности на территории города Ставрополя, на котором принимались вопросы о стадии предоставления земельного участка для реализации проекта "Многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс с аквапарком и гостиницей "Дана Парк" в городе Ставрополе" (далее - проект), размере арендной платы и возможных механизмах снижения арендной платы, а так же о подведении инженерных сетей и механизмах финансирования затрат для подведения инженерных сетей к площадке данного проекта. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что комитет не мог подписать и подготовить договор 20.03.2018 N 6882, поскольку его условия находились в процессе обсуждения. По результатам заседания разработано постановление Правительства Ставропольского края от 26.12.2018 N 601-п "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов", согласно пункту 3 которого арендная плата в год составляет 0,01% от кадастровой стоимости в случае предоставления земельного участка без торгов согласно решению губернатора. Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, подтверждаются результатами прокурорской проверки.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.05.2020 разбирательство по кассационной жалобе откладывалось, соответствующая информация размещена на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В отзывах на кассационную жалобу министерство, правительство и администрация указали на ее несостоятельность, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители сторон повторили свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, согласно протоколу N 44 в соответствии с Порядком принятия губернатором Ставропольского края решения в целях предоставления юридическим лицам земельных участков в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов на территории Ставропольского края, утвержденных постановлением Губернатора Ставропольского края от 16.06.2015 N 305 "О некоторых мерах по реализации Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Порядок N 305), на основании заявления общества от 21.06.2017, заключений министерства от 01.08.2017 N 21, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (письмо от 10.11.2017 N 02/5-8160), Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (письмо от 25.10.2017 N 01-11/20), Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (письмо от 09.08.2017 N 04-16/1752), а также заключения администрации от 28.09.2017 N 01/1-01-2297 о согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 26:12:020104:221 в аренду без проведения торгов для реализации на территории Ставропольского края проекта принято решение о признании указанного инвестиционного проекта соответствующим критериям, установленным подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-КЗ "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Закон N 36-КЗ).
Инвестиционный проект рекомендован к реализации в целях предоставления земельного участка из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "для размещения объекта административного назначения" с кадастровым номером 26:12:020104:221 (площадью 80000+/-1 кв. м), государственная собственность на который не разграничена, адрес местоположения земельного участка: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Северный обход, 5, в аренду обществу без проведения торгов сроком на 10 лет, а также установлен срок, в течение которого данное лицо может реализовать право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации указанного инвестиционного проекта (3 месяца).
29 января 2018 года принято распоряжение N 46-р, из пункта 1 которого следует, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 21 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", Порядком и решением координационного совета по развитию инвестиционной деятельности и конкуренции на территории Ставропольского края (протокол N 44) названный участок подлежит передаче в аренду обществу для реализации проекта без проведения торгов. Согласно пункту 2 распоряжения N 46-р администрации и обществу рекомендовано осуществить действия, связанные с предоставлением участка для реализации инвестиционного проекта, в соответствии с земельным законодательством.
20 марта 2018 года общество обратилось в комитет с заявлением о предоставлении в аренду названного земельного участка без проведения торгов.
На обращение общества от 18.12.2018 комитет ответил отказом (от 15.02.2020), который мотивирован истечением срока, в течение которого заявитель может реализовать право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта.
Общество, полагая, что у комитета отсутствовали правовые основания для отказа в заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Кодекса решение органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть признано незаконным только при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации (подпункт 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса),
На основании пункта 2 части 1 статьи 21 Закона N 36-КЗ к случаям заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов относится предоставление земельного участка юридическим лицам в соответствии с решением Губернатора Ставропольского края, принимаемым в установленном им порядке, для реализации масштабных инвестиционных проектов на территории Ставропольского края при условии соответствия указанных инвестиционных проектов одному из следующих критериев:
а) инвестиционным проектом в соответствии с обосновывающими документами, представленными инициатором проекта, предполагается развитие созданного в соответствии с решением Правительства Ставропольского края регионального агропромышленного парка. При этом инвестиционный проект должен соответствовать приоритетным направлениям инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, утвержденным Думой Ставропольского края на текущий период, и должен быть рекомендован к реализации координационным советом по вопросам развития инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, созданным Правительством Ставропольского края;
б) инвестиционным проектом в соответствии с обосновывающими документами, представленными инициатором проекта, предполагаются капитальные вложения в размере не менее 50 миллионов рублей в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. При этом такой инвестиционный проект должен иметь документарное подтверждение его финансового обеспечения в размере не менее 30 процентов от его стоимости и должен быть рекомендован к реализации координационным советом по вопросам развития инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, созданным Правительством Ставропольского края.
Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что министерство в течение 3 рабочих дней со дня поступления заключений уполномоченных органов, содержащих вывод о согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта, обеспечивает внесение заявления, прилагаемых к нему документов, положительных заключений уполномоченных органов и положительного заключения минэкономразвития края на рассмотрение координационного совета по развитию инвестиционной деятельности и конкуренции на территории Ставропольского края, созданного постановлением Правительства Ставропольского края от 20.04.2001 N 68-п "О координационном совете по развитию инвестиционной деятельности и конкуренции на территории Ставропольского края" (далее - координационный совет).
Согласно пункту 11 Порядка координационный совет в течение 10 рабочих дней со дня предоставления минэкономразвития края документов принимает одно из следующих решений: о рекомендации к реализации инвестиционного проекта и об отказе в даче рекомендации к реализации инвестиционного проекта.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 12 Порядка в решении координационного совета о рекомендации к реализации инвестиционного проекта должен быть указан срок, в течение которого заявителем может быть реализовано право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта.
На основании пункта 13 Порядка министерство в течение 5 рабочих дней со дня принятия координационным советом решения о рекомендации к реализации инвестиционного проекта обеспечивает подготовку проекта распоряжения губернатора Ставропольского края, устанавливающего, что предоставление земельного участка в аренду для реализации инвестиционного проекта осуществляется без проведения торгов.
В силу пункта 13.1 Порядка в соответствии с распоряжением губернатора Ставропольского края предоставление земельного участка заявителю в аренду для реализации инвестиционного проекта осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством, без проведения торгов.
Возражая против заявленных требований, комитет указал, что на основании указанного заявления подготовлен договор аренды от 20.03.2018 N 6882 и направлен обществу, однако последним не подписан. В письме от 01.03.2019 N 13-С общество ссылалось на то, что заключение договора аренды было экономически нецелесообразным до внесения изменений в региональное законодательство, регламентирующее ставки арендной платы.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, учитывая, что срок реализации права заявителя на предоставление в аренду без проведения торгов спорного земельного участка истек 29.04.2018, а заявление направлено обществом 28.12.2018, суды пришли к выводу о правомерности действий комитета по отказу обществу в предоставлении земельного участка в аренду.
При этом суды учли, что распоряжение N 46-р, на основании которого у общества возникло право на приобретение спорного участка в аренду, признано утратившим силу распоряжением губернатора Ставропольского края от 30.07.2019 N 379-р.
Суды обоснованно отклонили доводы заявителя о том, что комитет не направлял обществу для подписания договор аренды от 20.03.2018 N 6882. Заявитель, ссылаясь на неправомерность действий (бездействия) заинтересованных лиц, в установленном порядке их не оспорил, а также не привел обоснования разумности и осмотрительности своего бездействия с момента возникновения у него права на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов до истечения срока реализации названного права.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ администрации не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы не могут являться основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции, сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами представленных доказательств и сделанными на их основании выводами об обстоятельствах дела. Переоценка доказательств и установленных судами обстоятельств дела в суде кассационной инстанции не допускается.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2020 по делу N А63-8358/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.