г. Краснодар |
|
03 июля 2020 г. |
Дело N А32-55239/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Лабинская"" (ИНН 2314017270, ОГРН 1042308530000) - Косяченко А.В. (доверенность от 25.10.2018), от заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Сергиенко И.Г. (доверенность от 31.12.2019), в отсутствие третьих лиц: администрации Краснодарского края, администрации муниципального образования Лабинский район, публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани, публичного акционерного общества "Газпром трансгаз Краснодар", публичного акционерного общества "Газпром", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Лабинская"" и Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А32-55239/2017, установил следующее.
ООО "Агрофирма "Лабинская"" (далее - общество) обратилось с заявлением в арбитражный суд к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным изложенного в письме от 08.11.2017 N 52-40612/17-32-20 отказа в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0601000:28, 23:18:0601000:30, 23:18:0601000:32, 23:18:0601000:33, 23:18:0601000:34, 23:18:0601000:38, 23:18:060100:39, 23:18:0601000:40; возложении на департамент обязанности подготовить и направить в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу обществу подписанные договоры купли-продажи указанных земельных участков.
Заявление мотивировано тем, что общество обладает правом выкупа спорных земельных участков в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Краснодарского края (далее - администрация края), администрация муниципального образования Лабинский район (далее - администрация района), ПАО "Кубаньэнерго", ООО "Газпром трансгаз Краснодар" и ПАО "Газпром".
Решением от 04.10.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 20.12.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о приобретении в собственность спорных земельных участков по истечении срока действия договора аренды. Дополнительные соглашения о продлении срока действия договоров являются недействительными (ничтожными) сделками.
Постановлением суда кассационной инстанции от 15.04.2020 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Вывод нижестоящих инстанций об отсутствии у заявителя преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок признан ошибочным. Кассационный суд указал на необходимость проверки обстоятельств использования обществом спорных участков по истечении срока договоров аренды от 28.09.2007.
При новом рассмотрении решением от 11.10.2019 (с учетом исправительного определения от 25.11.2019), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.02.2020, признан незаконным отказ департамента в предоставлении в собственность за плату обществу земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0601000:30, 23:18:0601000:33; 23:18:0601000:34, 23:18:0601000:38 и 23:18:0601000:40; на заинтересованное лицо возложена обязанность в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда подготовить и направить заявителю проекты договоров купли-продажи названных участков. В остальной части в удовлетворении требований отказано; распределены расходы по уплате государственной пошлины. Суды исходили из того, что в отсутствие информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства при использовании земельного участка общество вправе приобрести участки в собственность. Департамент принимал исполнение договора, в материалы дела не представлено доказательств направления возражений в адрес общества относительно продления арендных отношений. Договор аренды от 28.09.2007 N 8846000061 продлен в порядке статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Отказывая в удовлетворении требований в части земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0601000:39 и 23:18:0601000:32, суды сослались на то, что на них расположены памятники археологии, препятствующие передаче этих участков в частную собственность.
В кассационной жалобе департамент просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, суды не учли, что договорами предусмотрен срок аренды - до 27.09.2017. Действие договора прекращается по истечении срока аренды (пункт 8.1). Подписанные впоследствии дополнительные соглашения являются ничтожными. Общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о приобретении в собственность спорных земельных участков по истечении срока действия договора аренды. Суды не учли, что в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0601000:38, 23:18:0601000:33 и 23:18:0601000:34 планируется размещение линии газопровода.
Общество в кассационной жалобе просит изменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований и удовлетворить их в полном объеме. Заявитель указывает на то, что нахождение в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0601000:39 и 23:18:0601000:32 памятников археологии не является основанием для отказа в их приватизации. Указанные объекты и земельные участки, на которых они расположены, находятся в гражданском обороте раздельно.
В отзыве на кассационную жалобу общества департамент указал на ее несостоятельность.
В судебном заседании представители сторон повторили свои доводы и возражения.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.06.2020 в судебном заседании объявлен перерыв до 17 часов 10 минут 25.06.2020.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю - принадлежат на праве собственности земельные участки из фонда перераспределения земель с кадастровыми номерами 23:18:0601000:28 (площадь 171 тыс. кв. м), 23:18:0601000:30 (площадь 853 тыс. кв. м), 23:18:0601000:32 (площадь 1 232 001 кв. м), 23:18:0601000:33 (площадь 853 тыс. кв. м), 23:18:0601000:34 (площадь 951 тыс. кв. м), 23:18:0601000:38 (площадь 784 тыс. кв. м), 23:18:060100:39 (площадь 906 549 кв. м) и 23:18:0601000:40 (площадь 363 001 кв. м), расположенные по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель МХП КРС "Лабинское", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
На основании постановлений главы администрации района от 27.09.2007 N 3128 - 3131, 3133, 3135, 3136 и 3141 указанные участки предоставлены в аренду обществу по договорам от 28.09.2007 N 8846000059 - 8846000061, 8846000064, 8846000066, 8846000067 и 8846000072, сроком до 27.09.2017 (пункт 7.2 договоров).
На основании постановлений главы администрации района от 16.06.2010 N 1780, 1785 - 1788 и 1790 общество и управление имущественных отношений администрации заключили дополнительные соглашения от 22.06.2010 к названным договорам, в соответствии с которыми срок аренды продлен до 21.01.2025 (пункт 7.2 соглашений).
Право аренды в отношении указанных участков зарегистрировано в установленном порядке, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны соответствующие регистрационные записи.
Администрация района распорядилась спорными земельными участками на основании Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" (далее - Закон N 1101-КЗ), которые предоставлены обществу в порядке статьи 34 Земельного кодекса (в применимой к спорным правоотношениям редакции).
6 июня 2016 года в соответствии со статьей 10.1 Закона N 1101-КЗ администрация района передала, а департамент принял спорные земельные участки по акту приема-передачи.
В соответствии со статьей 5 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ) и Положением о департаменте, утвержденном постановлением главы администрации края от 23.04.2007 N 345, департамент обеспечивает защиту имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в области имущественных и земельных отношений.
12 октября 2017 года общество в порядке подпункта 9 пункта 2 ст. 39.3 Земельного кодекса обратилось в департамент с заявлением о приобретении спорных земельных участков в собственность за плату без проведения торгов.
Письмом N 52-40612/17-32-20 департамент отказал в предоставлении испрашиваемой услуги. Отказ мотивирован тем, что заявитель не является арендатором спорных земельных участков, поскольку договоры аренды в отношении спорных земельных участков прекращены 27.09.2017. Дополнительные соглашения о продлении срока аренды являются ничтожными сделками. В качестве дополнительного основания отказа департамент также сослался на то, что в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0601000:39 и 23:18:0601000:32 расположены памятники археологии с границами временной охранной зоны; в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0601000:39, 23:18:0601000:40 расположен подземный магистральный газопровод высокого давления "Курганинск - Лабинск".
Общество, полагая, что отказ в предоставлении участков в собственность не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
По смыслу приведенных норм арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов при наличии следующих условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды; у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании участка.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, учитывая отсутствие выявленных в отношении общества и не устраненных нарушений законодательства при использовании земельных участков, а также возражений департамента относительно продолжения арендных отношений, что свидетельствует о продлении договоров аренды от 28.09.2007 N 8846000059 - 8846000061, 8846000064, 8846000066, 8846000067 и 8846000072 в порядке статьи 612 Гражданского кодекса на неопределенный срок, суды пришли к верному выводу о наличии у заявителя права на приобретение спорных участков в собственность.
Доводы департамента о том, что договорами предусмотрен срок аренды - до 27.09.2017, по истечении которого действие договоров прекращается; подписанные впоследствии дополнительные соглашения являются ничтожными; общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о приобретении в собственность спорных земельных участков по истечении срока действия договора аренды, не принимаются судом.
Пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса предусмотрено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 Гражданского кодекса).
Само по себе условие договора аренды об установлении срока его действия и прекращении действия такого соглашения по истечении этого срока не свидетельствуют об отсутствии у сторон сделки возможности его преодолеть, поскольку не исключает применения правила пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса о возобновлении договора на неопределенный срок при фактическом продолжении использования имущества арендатором после истечения срока договора и отсутствии на то явно выраженных возражений со стороны арендодателя.
Довод департамента о планировании строительства линии газопровода в границах спорных земельных участков был предметом оценки судебных инстанций и обоснованно отклонен. Из содержания письма администрации от 13.03.2018 N 877/01.1.1-16 следует, что решение по подготовке проекта планировки по строительству межпоселкового газопровода высокого давления от газораспределительной станции г. Лабинска до поселка Луч и далее до поселка Новолабинский Лабинского района, предусмотренного схемой территориального планирования муниципального образования Лабинский район, не принималось. Сведения о собственнике планируемого газопровода отсутствуют. Таким образом, в материалы дела не представлено достаточных доказательств проектирования линии газопровода.
Отказывая в удовлетворении требований в части выкупа земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0601000:39 и 23:18:0601000:32, суды сослались на письмо Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 23.10.2017 N 71-11960/17-04-01, согласно которому в их границах расположены памятники археологии (курганы), что исключает возможность предоставления обществу этих земельных участков.
Вместе с тем суды не учли следующее.
Согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса определяет, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе городища, древние погребения (курганы), отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Территория, непосредственно занятая объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с Законом N 73-ФЗ, признается территорией объекта культурного наследия. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ. Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ). Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (пункты 1, 3 и 4 статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ). В силу статьи 5 названного Закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Законом.
Статьями 94 (подпункт 4 пункта 2) и 99 (подпункт 1 пункта 1) Земельного кодекса определено, что земли историко-культурного назначения, на которых расположены объекты археологического наследия, относятся к землям особо охраняемых территорий.
При этом земли историко-культурного назначения используются в строгом соответствии с их целевым назначением. Не допускаются изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия (пункты 2 - 4 статьи 99 Земельного кодекса).
В силу пункта 2 статьи 49 Закона N 73-ФЗ объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Согласно статье 50.1 Закона N 73-ФЗ, введенной Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ и вступившей в силу 24.01.2015, заключение договоров, предусматривающих передачу права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также договоров, предусматривающих передачу прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, осуществляется с учетом требований, установленных пунктами 7 - 10 статьи 48 данного Закона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 48 Закона N 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 данного Закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного названным пунктом существенного условия сделка является ничтожной. Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью такого договора.
В силу пункта 8 статьи 48 Закона N 73-ФЗ до утверждения в порядке, установленном статьей 47.6 этого Закона, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, к договорам, указанным в пункте 7 данной статьи, прилагаются иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).
Статья 49 Закона N 73-ФЗ устанавливает особенности владения, пользования и распоряжения объектом археологического наследия и земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия. В силу названной нормы в случае, если в пределах земельного участка или водного объекта обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта археологического наследия собственник земельного участка или водного объекта либо пользователь им владеет, пользуется или распоряжается такими земельным участком или водным объектом с соблюдением условий, установленных данным Законом для обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия (пункт 1). Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно (пункт 2). Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности (пункт 3). В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта археологического наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта археологического наследия территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, водный объект или его часть, занятые соответствующим объектом археологического наследия (пункт 4).
В силу статьи 50 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты культурного наследия, предоставленные в установленном порядке государственным музеям-заповедникам, объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.
Таким образом, статья 50.1 Закона N 73-ФЗ, введенная Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ, допускает возможность предоставления в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения его арендатору в случае нахождения на участке объекта археологического наследия (кургана) при условии соблюдения требований, установленных пунктами 7 - 10 статьи 48 данного Закона.
Имеющиеся в материалах дела документы (учетная карта из Единого государственного реестра объектов культурного наследия N 231042600400, распоряжение администрации Краснодарского края от 18.12.2002 N 5-р, которым утверждены списки объектов культурного наследия) содержат наименование объектов археологического наследия, физические параметры объектов и их охранных зон, схему расположения на земельном участке.
Названные сведения позволяют реализовать правила пункта 9 статьи 48, статьи 49, пункта 2 статьи 50.1 Закона N 73-ФЗ, обеспечить сохранность и раздельный оборот объектов археологического наследия и земельного участка. Следовательно, в данном случае факт нахождения в границах участка объектов археологического наследия не мог служить препятствием для его предоставления в собственность обществу в соответствии с правилами подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.
Учитывая, что дело рассматривается в кассационной инстанции повторно, судами первой и апелляционной инстанций установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Кодекса считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, изменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в предоставлении обществу в собственность за плату без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0601000:39 и 23:18:0601000:32; в указанной части требование подлежит удовлетворению. В остальной части судебные акты следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А32-55239/2017 изменить, абзацы 1 и 2 резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
"Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 1022301228399) от 08.11.2017 N 52-40612/17-30-20 в предоставлении в собственность за плату ООО "Агрофирма "Лабинская"" (ИНН 2314017270) земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0601000:30, 23:18:0601000:32, 23:18:0601000:33, 23:18:0601000:34, 23:18:0601000:38, 23:18:0601000:39, 23:18:0601000:40 как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
Возложить на департамент имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 1022301228399) обязанность в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда подготовить и направить в адрес ООО "Агрофирма "Лабинская"" (ИНН 2314017270) проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0601000:30, 23:18:0601000:32, 23:18:0601000:33, 23:18:0601000:34, 23:18:0601000:38, 23:18:0601000:39, 23:18:0601000:40 с предложением о заключении соответствующих договоров.".
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 50 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты культурного наследия, предоставленные в установленном порядке государственным музеям-заповедникам, объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.
Таким образом, статья 50.1 Закона N 73-ФЗ, введенная Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ, допускает возможность предоставления в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения его арендатору в случае нахождения на участке объекта археологического наследия (кургана) при условии соблюдения требований, установленных пунктами 7 - 10 статьи 48 данного Закона.
Имеющиеся в материалах дела документы (учетная карта из Единого государственного реестра объектов культурного наследия N 231042600400, распоряжение администрации Краснодарского края от 18.12.2002 N 5-р, которым утверждены списки объектов культурного наследия) содержат наименование объектов археологического наследия, физические параметры объектов и их охранных зон, схему расположения на земельном участке.
Названные сведения позволяют реализовать правила пункта 9 статьи 48, статьи 49, пункта 2 статьи 50.1 Закона N 73-ФЗ, обеспечить сохранность и раздельный оборот объектов археологического наследия и земельного участка. Следовательно, в данном случае факт нахождения в границах участка объектов археологического наследия не мог служить препятствием для его предоставления в собственность обществу в соответствии с правилами подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 июля 2020 г. N Ф08-4118/20 по делу N А32-55239/2017
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4118/20
04.02.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21704/19
11.10.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-55239/17
15.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-954/19
20.12.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18943/18
04.10.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-55239/17