г. Краснодар |
|
07 июля 2020 г. |
Дело N А32-28798/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Бабаевой О.В. и Кухаря В.Ф., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922), заинтересованного лица - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 по делу N А32-28798/2019, установил следующее.
ООО "Краснодар Водоканал" (далее - общество, водоканал) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) от 27.03.2019 N 05-06-15-Н-6.
Решением от 19.11.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.02.2020, в удовлетворении заявления общества отказано. Судебные акты мотивированы недоказанностью обществом недействительности названного предписания, связанного с невыполнением ранее выданного предписания от 05.10.2018 N 05-06-76-Н-1, не представлением доказательств оформления горноотводного акта, как и надлежащих доказательств отсутствия соответствующей обязанности.
В кассационной жалобе водоканал просит отменить решение и постановление, удовлетворить заявление о признании недействительным предписания. По мнению заявителя, у него отсутствует необходимость осуществлять переоценку запасов пресных подземных вод Краснодарского месторождения. Запасы пресных подземных вод утверждены протоколом от 27.12.1985 N 9897 Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР (далее - ГКЗ), срок эксплуатации водозабора установлен до 2035 года; качество подземных вод не изменилось на протяжении всего срока эксплуатации.
В отзыве управление отклонило доводы кассационной жалобы водоканала.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, управление на основании распоряжения от 13.03.2019 N 01-04-20/123 провело внеплановую документарную проверку водоканала на предмет исполнения ранее выданного предписания от 05.10.2018 N 05-06-76-Н-1 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений требований природоохранного законодательства.
По результатам проверки управление составило акт от 27.03.2019 N 05-06-15-Н и выдало обществу предписание от 27.03.2019 N 05-06-15-Н-6 о необходимости в срок до 03.02.2020 организовать проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых участка недр, предоставленного в пользование водоканалу в рамках лицензии на пользование недрами от 20.12.2006 N КРД 13883 ВЭ.
Не согласившись с предписанием управления, водоканал в соответствии со статьями 197 и 198 Кодекса обжаловал его в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов. незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Для заявителя такое нарушение прав и законных интересов должно быть реальным, выражаться в виде определенных неблагоприятных конкретно для него последствий от такого нарушения закона. То есть, как указано в данной норме, последствием такого нарушения закона должно быть либо возложение на заявителя каких-либо обязанностей, либо создание для него иных препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным решения государственного органа требуется наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному правовому акту и нарушение этим решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Согласно пункту 1 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья.
В силу пункта 10 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона о недрах одним из основных требований по рациональному использованию недр является обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр.
В пункте 3 статьи 23 Закона о недрах предусмотрено, что основными требованиями по рациональному использованию и охране недр является проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В пункте 4 статьи 23 Закона о недрах к числу основных требований по рациональному использованию и охране недр отнесены проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Согласно пункту 9 постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 N 94 "Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов" в случае ухудшения качества добываемых подземных вод, выражающегося в превышении показателей минерализации, жесткости, появлении бактериального и химического загрязнения, а также в отклонении режима работы водозабора от установленных в проектной документации показателей, пользователь недр обязан в течение одних суток уведомить об этом соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Сведения об указанном ухудшении качества добываемых подземных вод направляются на бумажном или электронном носителе с сопроводительным письмом, содержащим перечень представляемой информации.
Из материалов дела следует, что общество является владельцем лицензии от 20.12.2006 N КРД 13883 ВЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов промышленности города Краснодара.
В пункте 3.2.7 дополнения от 34.09.2018 N 728 к лицензии предусмотрено - не позднее 20.12.2009 осуществить переоценку запасов подземных вод четвертичного и апшеронского водоносных комплексов на основе мониторинга в случае не подтверждения эксплуатационных запасов четвертичного и апшеронского водоносных комплексов, утвержденных протоколом ГКЗ от 27.12.1985 N 9887.
Суды первой и апелляционной инстанций, в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе, в совокупности с иными доказательствами по делу, акт проверки от 27.03.2019 N 05-06-15-Н, предписание от 27.03.2019 N 05-06-15-Н-6, лицензию от 20.12.2006 N КРД 13883 ВЭ на право пользования недрами и, установив, что общество на момент проведения проверки не осуществило переоценку запасов подземных вод четвертичного и апшеронского водоносных комплексов, не выполнило условие лицензионного соглашения, сделали обоснованный вывод о том, что в данном случае предписание управления является законным.
Суды рассмотрели и отклонили ссылку общества на техническую ошибку в показаниях по некоторым скважинам, допущенную при формировании отчета по мониторингу за 2017 год, ссылаясь на протокол заседания ЦКР Роснедр по МНВ и ПС от 19.04.2018 N 04-18/ПВ по результатам рассмотрения "Дополнения к проекту (технологической схеме) эксплуатации 8-ми водозаборов и 48-ми групп скважин на Краснодарском месторождении пресных вод. Изменение N 8. Реконструкция водозаборов "НовоСеверный", "Витаминкомбинат", "Восточный-1", "Восточный-2", "Ст. Подкачек"", согласно которому комиссия отметила, что в связи с существенными изменениями со времени предыдущей оценки запасов подземных вод (протокол ГКЗ от 27.12.1985 N 9897) гидрогеологических условий, водохозяйственной обстановки и схемы водозабора в пределах Краснодарского месторождения требуется комплексная переоценка запасов в целом по месторождению.
Суды установили, что оспариваемое предписание управления вынесено уполномоченным должностным лицом, является исполнимым, содержит ссылки на нормы права. Доказательства обратного общество не представило.
Ранее водоканал в рамках дела N А32-53843/2018 оспаривал предписание управления от 05.10.2018 N 05-06-76-Н-1 по тем же основаниям. Судебными актами, вступившими в законную силу, в удовлетворении требований водоканалу отказано. Таким образом, поскольку вступившими в законную силу судебными актами установлено, что выданное управлением предписание от 05.10.2018 N 05-06-76-Н-1 направлено на устранение выявленных нарушений законодательства и эти нарушения не устранены, у контролирующего органа имелись правовые основания для вынесения повторного предписания от 27.03.2019 N 05-06-15-Н-6.
Доводам кассационной жалобы дана надлежащая правовая оценка судебными инстанциями, указанные заявителем доводы не опровергают правильности выводов судов, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 по делу N А32-28798/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.