г. Краснодар |
|
07 июля 2020 г. |
Дело N А32-19487/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Аваряскина В.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Кубаньремстрой-2" (ИНН 2321015877, ОГРН 1072321000289) - Скляр А.А. (доверенность от 15.06.2020), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью производственно-строительная фирма "Кубаньремпуть" (ИНН 2321009200, ОГРН 1022303188115) в лице конкурсного управляющего Хмелева Дениса Григорьевича, третьего лица - закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью производственно-строительная фирма "Кубаньремпуть" Хмелева Дениса Григорьевича на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2019 по делу N А32-19487/2018, установил следующее.
ООО производственно - строительная фирма "Кубаньремпуть" (далее - фирма) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Кубаньремстрой-2" (далее - общество) о взыскании 5 508 072 рублей 46 копеек.
ООО "Кубаньремстрой-2" предъявило встречный иск о признании недействительным договора подряда от 01.02.2017 N 01/02/2017-Т/З и дополнительного соглашения от 01.02.2017 к договору подряда N 01/02/2017-Т/3, который принят судом.
Определением от 14.03.2019 суд утвердил мировое соглашение, согласно которому фирма в полном объеме отказывается от исковых требований о взыскании сумм штрафов и пеней в размере 5 508 072 рубля 46 копеек, начисленных по договору подряда от 01.02.2017 N 01/02/2017-Т/З, за весь период, в том числе, в полном объеме отказывается от уточненных исковых требований. Последствия отказа от исковых требований фирме понятны. Также фирма отказывается от дальнейшего обращения в суд по вопросу взыскания с общества сумм штрафов, пеней, неустоек и по вопросам и взаимоотношениям в рамках договора подряда от 01.02.2017 N 01/02/2017-Т/З.
В свою очередь общество отказалось от встречного искового заявления о признании недействительным договора подряда от 01.02.2017 N 01/02/2017-Т/З и дополнительного соглашения от 01.02.2017 к договору подряда N 01/02/2017-Т/3. Последствия отказа от исковых требований обществу понятны. Также общество отказалось от дальнейшего взыскания с фирмы сумм неустоек, предусмотренных договором подряда от 01.02.2017 N 01/02/2017-Т/З и дальнейшего обращения в суд по вопросу взыскания неустойки по договору подряда от 01.02.2017 N 01/02/2017-Т/З. Судебные расходы в части оплаты государственной пошлины, расходы по оплате услуг представителей сторон, а также иные расходы, прямо или косвенно связанные с настоящим делом, сторонами друг другу не возмещаются и лежат исключительно на той стороне, которая их понесла.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий фирмы просит отменить определение от 14.03.2019. По мнению заявителя, утвержденное мировое соглашение нарушает права кредиторов. Оспариваемое мировое соглашение заключено в период подозрительности, предусмотренный статьей 61.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В отзыве на жалобе общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества высказал свои возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующему.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2019 по делу N А32-16935/2019 фирма признана несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утвержден Хмелев Д.Г.
В силу статей 138 и 139 Кодекса стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно части 6 статьи 141 Кодекса арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
По своей правовой природе мировое соглашение представляет собой волеизъявление сторон, направленное на изменение, прекращение гражданских прав, содержит элементы гражданско-правовой сделки (статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем мировое соглашение влечет для сторон правовые последствия лишь с момента придания ему процессуальной формы, то есть с момента утверждения судом.
Таким образом, мировое соглашение должно соответствовать требованиям как гражданского, так и процессуального законодательства. При утверждении мирового соглашения на суд возлагается обязанность по проверке заключенного сторонами мирового соглашения на соответствие его положений закону, в том числе в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Из смысла и содержания норм, регламентирующих примирительные процедуры, а также, в соответствии с задачами судопроизводства в арбитражных судах утвержденное судом мировое соглашение по своей природе является таким процессуальным способом урегулирования спора, который основывается на примирении сторон на взаимоприемлемых условиях, что влечет за собой ликвидацию спора о праве.
Поскольку заключение и содержание мирового соглашения непосредственно связано с волей сторон судебного разбирательства, у суда существуют лишь общие полномочия по проверке законности изменения либо прекращения обязательства на согласованных условиях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве сделка, совершенная должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка была совершена в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом или после принятия указанного заявления, и в результате ее совершения был причинен вред имущественным правам кредиторов и если другая сторона сделки знала об указанной цели должника к моменту совершения сделки (подозрительная сделка). Предполагается, что другая сторона знала об этом, если она признана заинтересованным лицом либо если она знала или должна была знать об ущемлении интересов кредиторов должника либо о признаках неплатежеспособности или о недостаточности имущества должника.
При определении вреда имущественным правам кредиторов следует иметь в виду, что в силу абзаца 32 статьи 2 Закона о банкротстве под ним понимается уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий, приведшие или могущие привести к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества.
Согласно абзацам 2 - 5 пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве цель причинения вреда имущественным правам кредиторов предполагается, если налицо одновременно два следующих условия:
а) на момент совершения сделки должник отвечал признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества;
б) имеется хотя бы одно из других обстоятельств, предусмотренных абзацами 2 - 5 пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве.
Установленные абзацами 2 - 5 пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве презумпции являются опровержимыми - они применяются, если иное не доказано другой стороной сделки.
Из приведенных норм права следует, что основанием для отмены определения суда об утверждении мирового соглашения является наличие в кассационной жалобе убедительных аргументов, свидетельствующих о возможной недействительности мирового соглашения по заявленным основаниям, а именно: сделка была совершена с целью причинить вред имущественным правам кредиторов; в результате совершения сделки был причинен вред имущественным правам кредиторов; на момент совершения сделки должник отвечал признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества; сделка была совершена безвозмездно или в отношении заинтересованного лица; другая сторона сделки знала или должна была знать об указанной цели должника к моменту совершения сделки.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий фирмы ссылается на то, что мировое соглашение, которым фирма отказалась от требований к обществу, заключено в период подозрительности, предусмотренный Законом о банкротстве, и когда у фирмы имелись иные кредиторы, задолженность перед которыми до настоящего времени не погашена.
Принимая во внимание, что спорное мировое соглашение заключено менее чем за 2 года до возбуждения дела о банкротстве фирмы, суд кассационной инстанции полагает, что приведенные заявителем доводы являются состоятельными. Обстоятельства, изложенные в кассационной жалобе, заслуживают внимания, однако не могут быть установлены судом кассационной инстанции, поскольку в силу части 3 статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции не имеет полномочий по установлению новых обстоятельств на основании оценки доказательств, не оцененных при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции, прекращая производство по делу в связи с утверждением мирового соглашения, названные спорные вопросы не исследовал и не оценил по объективным причинам, суд округа полагает необходимым не по причине допущенной судом первой инстанции судебной ошибки, но в целях обеспечения принципов состязательности сторон, законности судебного акта, баланса прав участников спорных правоотношений отменить определение от 14.03.2019 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2019 по делу N А32-19487/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установленные абзацами 2 - 5 пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве презумпции являются опровержимыми - они применяются, если иное не доказано другой стороной сделки.
...
В кассационной жалобе конкурсный управляющий фирмы ссылается на то, что мировое соглашение, которым фирма отказалась от требований к обществу, заключено в период подозрительности, предусмотренный Законом о банкротстве, и когда у фирмы имелись иные кредиторы, задолженность перед которыми до настоящего времени не погашена.
Принимая во внимание, что спорное мировое соглашение заключено менее чем за 2 года до возбуждения дела о банкротстве фирмы, суд кассационной инстанции полагает, что приведенные заявителем доводы являются состоятельными. Обстоятельства, изложенные в кассационной жалобе, заслуживают внимания, однако не могут быть установлены судом кассационной инстанции, поскольку в силу части 3 статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции не имеет полномочий по установлению новых обстоятельств на основании оценки доказательств, не оцененных при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июля 2020 г. N Ф08-4645/20 по делу N А32-19487/2018
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21815/2021
18.10.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-19487/18
07.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4645/20
14.03.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-19487/18