г. Краснодар |
|
09 июля 2020 г. |
Дело N А53-38642/2019 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Чесняк Н.В., рассмотрев без вызова и участия истца - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "С.А.С."" (ИНН 2311003008, ОГРН 1022303614552), ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020 по делу N А53-38642/2019, установил следующее.
ООО "Фирма "С.А.С"" (далее - фирма) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество, перевозчик) 62 414 рублей 82 копеек неустойки за просрочку доставки груза по транспортной железнодорожной накладной N ЭМ326288.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением от 30.12.2019, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 18.03.2020, с общества в пользу фирмы взыскано 31 207 рублей 41 копейка неустойки за нарушение срока доставки грузов и 2497 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части в иске отказано. Суды сочли требования фирмы обоснованными, по ходатайству общества применили положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшили взыскиваемую сумму до 31 207 рублей 41 копейки.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, выводы судов противоречат правовой позиции, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 26.10.2015 N 305-ЭС15-12799, согласно которой сроки доставки опасных грузов определяются исходя из фактически пройденного расстояния. Суды не приняли во внимание первичные документы, представленные обществом в обоснование возражений по иску. Согласно указанным документам просрочка в доставке груза отсутствует, иск не подлежал удовлетворению. По железнодорожной накладной N ЭМ326288 не учтены положения пункта 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом" (далее - Правила N 245). По указанной накладной вагоны следовали через Московский железнодорожный узел, в связи с этим срок доставки увеличивается на сутки.
В отзыве фирма отклонила доводы кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 288.2 Кодекса кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, фирмой отгружена продукция - бензин моторный, что подтверждено транспортной накладной N ЭМ326288, по которой вагоны прибыли с просрочкой доставки на 1 сутки.
Ссылаясь на то, что доставка груза осуществлена железной дорогой с просрочкой, фирма начислила штрафную неустойку, предусмотренную статьей 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), в размере 62 414 рублей 82 копеек.
В претензии от 12.08.2019 фирма предложила обществу уплатить названную сумму.
Поскольку общество оставило претензию без удовлетворения, фирма обратилась в арбитражный суд с иском.
По смыслу статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 33 Устава перевозчик обязан доставить груз по назначению в установленные сроки.
На основании статьи 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 Устава обстоятельств.
Частью 1 статьи 29 Устава предусмотрено, что вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Суды установили, что срок доставки груза обществом определен и указан в железнодорожной накладной ЭМ326288 - 15.07.2019, однако фактически груз доставлен 16.07.2019, т. е. с пропуском на 1 сутки.
Частично удовлетворяя требования фирмы, судебные инстанции исходили из того, что нарушение обществом срока доставки грузов подтверждается материалами дела; наличие обстоятельств, предусмотренных нормами части 1 статьи 29 Устава, перевозчик не доказал. Размер подлежащей взысканию неустойки уменьшен судом на основании заявления общества по нормам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод общества о том, что истцом не учтены положения пункта 5.9. Правил N 245 мотивированно отклонен судебными инстанциями, поскольку опровергается порядком указания в железнодорожной накладной срока (даты) доставки груза, который исчисляется и проставляется самим обществом. Сведений о том, что общество в названной накладной ошибочно не учло прохождение вагонов через Московский железнодорожный узел, им не представлено, ошибочность произведенного истцом расчета не подтверждена. Доказательств, свидетельствующих о том, что груз доставлен с просрочкой по не зависящим от перевозчика обстоятельствам, также не представлено.
Ссылка общества на судебную практику подлежит отклонению, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств.
Согласно части 3 статьи 288.2 Кодекса основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, с учетом установленных фактических обстоятельств по делу, не опровергают выводов судебных инстанций и не подтверждают наличие существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020 по делу N А53-38642/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Н.В. Чесняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, выводы судов противоречат правовой позиции, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 26.10.2015 N 305-ЭС15-12799, согласно которой сроки доставки опасных грузов определяются исходя из фактически пройденного расстояния. Суды не приняли во внимание первичные документы, представленные обществом в обоснование возражений по иску. Согласно указанным документам просрочка в доставке груза отсутствует, иск не подлежал удовлетворению. По железнодорожной накладной N ЭМ326288 не учтены положения пункта 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом" (далее - Правила N 245). По указанной накладной вагоны следовали через Московский железнодорожный узел, в связи с этим срок доставки увеличивается на сутки.
...
Ссылаясь на то, что доставка груза осуществлена железной дорогой с просрочкой, фирма начислила штрафную неустойку, предусмотренную статьей 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), в размере 62 414 рублей 82 копеек.
...
По смыслу статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 33 Устава перевозчик обязан доставить груз по назначению в установленные сроки.
...
Частично удовлетворяя требования фирмы, судебные инстанции исходили из того, что нарушение обществом срока доставки грузов подтверждается материалами дела; наличие обстоятельств, предусмотренных нормами части 1 статьи 29 Устава, перевозчик не доказал. Размер подлежащей взысканию неустойки уменьшен судом на основании заявления общества по нормам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 июля 2020 г. N Ф08-4129/20 по делу N А53-38642/2019