г. Краснодар |
|
07 июля 2020 г. |
Дело N А32-35172/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Пимоненко А.Е. (доверенность от 22.05.2020), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации муниципального образования Тимашевский район (ИНН 2353011258, ОГРН 1022304839182) и третьих лиц: департамента имущественных отношений Краснодарского края, управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Тимашевский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020 по делу N А32-35172/2019, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд к администрации муниципального образования Тимашевский район (далее - администрация, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным решение администрации об отказе в предоставлении обществу в аренду сроком на 11 месяцев земельного участка с кадастровым номером 23:31:0708001:17, изложенное в уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 17.06.2019 N 141-3755/19-05;
- обязать администрацию в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу направить обществу проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:31:0708001:17, расположенного в Тимашевском районе Краснодарского края, сроком на 11 месяцев, с предложением о заключении соответствующего договора.
Заявление основано на положениях статей 39.6, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), нормах статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Требования мотивированы незаконностью отказа уполномоченного органа в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, необходимого для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, что нарушает права (интересы) общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) и управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020, требования удовлетворены. Признано незаконным решение администрации от 17.06.2019 N 141-3755/19-05 в части отказа в предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 23:31:0708001:17. На уполномоченный орган возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить и направить обществу подписанный проект договора аренды земельного участка.
Суды установили, что общество в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"" осуществляет реализацию инвестиционного проекта "Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла" в рамках комплексного инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла". Размещение объекта предусмотрено схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р. Общество (в лице дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта) обратилось в администрацию с заявлением от 27.05.2019 N 803-ИРД о предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев (без торгов) земельного участка с кадастровым номером 23:31:0708001:17. Уведомлением от 17.06.2019 N 141-3755/19-05 администрация сообщила об отказе в предоставлении обществу указанного земельного участка в аренду (без торгов). Отказ мотивирован отсутствием у администрации полномочий по распоряжению данным участком, в границах которого расположены лестные насаждения и внутрихозяйственная дорога (абзац четвертый пункта 2 статьи 3.1, статья 3.3 Закона N 137-ФЗ). Распоряжение земельными участками сельскохозяйственного назначения, занятыми лесополосами и внутрихозяйственными дорогами, отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации - Краснодарского края. Полагая, что у администрации отсутствовали законные основания для отказа в предоставления в аренду участка с кадастровым номером 23:31:0708001:17, общество оспорило данный отказ в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 39.6, 39.16, 39.17 Земельного кодекса, статей 198, 200, 201 Кодекса, статей 3.1 и 3.3 Закона N 137-ФЗ. Земельный участок с кадастровым номером 23:31:0708001:17 относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности, и иного специального назначения (далее - земли транспорта и иного специального назначения). Земельный участок с кадастровым номером 23:31:0708001:17 имеет вид разрешенного использования - железнодорожный транспорт, право публичной собственности на него не зарегистрировано (выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 11.06.2019 N 99/2019/266135247). Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. Привлеченный к участию в деле департамент направил в суд первой инстанции письменные пояснения, согласно которым органом, уполномоченным на предоставление испрашиваемого обществом в аренду земельного участка, является администрация. Данный участок не является разграниченным в пользу субъекта Российской Федерации в силу закона (абзац четвертый пункта 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ), поскольку не относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. В материалы дела также представлен договор от 13.11.2017 N 3100012149 аренды земельных участков несельскохозяйственного назначения, из содержания которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:31:0708001:17 ранее уже предоставлялся администрацией обществу. С учетом установленных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии у администрации законных оснований для отказа в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка в аренду. В целях устранения допущенного нарушения прав (интересов) заявителя суд первой инстанции возложил на уполномоченный орган обязанность подготовить и направить обществу подписанный проект договора аренды земельного участка. Доводы администрации о применении к отношениям сторон норм статьи 18 Земельного кодекса, поскольку факт нахождения на испрашиваемом участке защитных лесных насаждений подтверждается планом графического учета земель хозяйств Тимашевского района Краснодарского края и сведениями публичной кадастровой картой, не приняты судом апелляционной инстанции. Действующее законодательство не предусматривает наличие защитных лесных насаждений на земельных участках, отнесенных к категории земель транспорта и иного специального назначения.
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, ссылаясь на нарушение (неправильное применение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Согласно плану графического учета земель хозяйств Тимашевского района земельный участок с кадастровым номером 23:31:0708001:17 расположен за чертой населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения и занят полезащитными лесными полосами. Указанные сведения подтверждают обстоятельства, связанные с отнесением испрашиваемого участка к лесным насаждениям, предназначенным для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений и свидетельствуют о наличии права собственности Краснодарского края на этот участок, возникшего в силу закона. Таким образом, у администрации отсутствуют правовые основания по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 23:31:0708001:17, образованным из участка, занятого защитными лесными насаждениями, входящими в состав земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих в силу норм Закона N 137-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам земельного законодательства и материалам дела, свидетельствующим об отсутствии оснований для отнесения испрашиваемого земельного участка к собственности Краснодарского края.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"" осуществляет реализацию инвестиционного проекта "Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла" в рамках комплексного инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла".
Размещение объекта предусмотрено схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р.
Общество (в лице дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта) обратилось в администрацию с заявлением от 27.05.2019 N 803-ИРД о предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев (без торгов) земельного участка с кадастровым номером 23:31:0708001:17.
Уведомлением от 17.06.2019 N 141-3755/19-05 администрация сообщила об отказе в предоставлении обществу указанного земельного участка в аренду (без торгов). Отказ мотивирован отсутствием у администрации полномочий по распоряжению данным участком, в границах которого расположены лесные насаждения и внутрихозяйственная дорога. Распоряжение земельными участками сельскохозяйственного назначения, занятыми лесополосами и внутрихозяйственными дорогами, отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации - Краснодарского края (абзац четвертый пункта 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Полагая, что у администрации отсутствовали законные основания для отказа в предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:31:0708001:17, общество оспорило данный отказ в арбитражный суд по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
На основании подпункта 27 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления его для осуществления деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора аренды (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направить принятое решение заявителю.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов.
Отказ в предоставлении обществу муниципальной услуги по предоставлению в аренду (без торгов) земельного участка с кадастровым номером 23:31:0708001:17 мотивирован отсутствием у администрации прав по распоряжению данным участком, относящимся к землям сельскохозяйственного назначения, занятого лесополосами и внутрихозяйственной дорогой.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что право публичной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:31:0708001:17 не зарегистрировано (выписка из ЕГРН от 11.06.2019 N 99/2019/266135247).
Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в действовавшей до 01.03.2015 редакции полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделялись органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу с 01.03.2015) в Закон N 137-ФЗ включена статья 3.3. Абзацем третьим пункта 2 названной статьи полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории поселения, в котором утверждены правила землепользования и застройки, наделены органы местного самоуправления поселения.
Статьей 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 3.3 Закона N 137-ФЗ внесены изменения. В соответствии с указанными изменениями, с 01.01.2017 предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и на межселенных территориях муниципального района, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления этого муниципального района (абзац 4 пункта 2).
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в соответствии с которым правовые основы и порядок разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
В собственности субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, земельные участки, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю (пункт 1 статьи 18 Земельного кодекса).
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что до разграничения государственной собственности на землю судам необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса).
При разграничении государственной собственности на землю участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъекта Российской Федерации относятся, в том числе, участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия (абзац четвертый пункта 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Как установлено судами и подтверждают материалы дела, земельный участок с кадастровым номером 23:31:0708001:17 относится к категории земель транспорта и иного специального назначения и имеет вид разрешенного использования - железнодорожный транспорт. Надлежащих доказательств того, что испрашиваемый обществом в аренду земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, не представлено. Привлеченный к участию в деле департамент также пояснил суду, что органом, уполномоченным на предоставление спорного земельного участка, является администрация. Данный участок не является разграниченным в пользу субъекта Российской Федерации в силу закона, поскольку не относится к землям сельскохозяйственного назначения. Заявителем также представлен договор от 13.11.2017 N 3100012149 аренды земельных участков несельскохозяйственного назначения, из содержания которого следует, что участок с кадастровым номером 23:31:0708001:17 ранее уже предоставлялся администрацией обществу. С учетом установленных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии у администрации законных оснований для отказа в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка в аренду.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов общества суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 3 части 4 статьи 201 Кодекса, обязал уполномоченный орган подготовить и направить заявителю подписанный проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:31:0708001:17.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В кассационной жалобе администрация приводит доводы о законности принятого им решения об отказе в предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка. Податель жалобы полагает, что у него отсутствуют полномочия по распоряжению данным участком, право собственности на который принадлежит субъекту Российской Федерации (Краснодарскому краю) в силу норм Закона N 137-ФЗ. Между тем, именно эти доводы администрация заявляла в судах первой и апелляционной инстанций. Данные доводы проверялись судебными инстанциями при разрешении спора и были ими отвергнуты как не основанные на законе (пункт 2 статьи 3.1, статья 3.3 Закона N 137-ФЗ) и не соответствующие фактическим обстоятельствам спора, подтверждающим, что спорный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения. Суды первой и апелляционной инстанций по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, пришли к выводу о недоказанности оснований для отнесения испрашиваемого обществом в аренду земельного участка к собственности публично-правового образования (Краснодарского края).
Суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Кодекса).
Обстоятельства спора и представленные участвующими в деле лицами доказательства были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Несогласие подателя жалобы с судебными выводами само по себе не может служить основанием, достаточным для отмены решения и (или) апелляционного постановления. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация (орган местного самоуправления) освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020 по делу N А32-35172/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе администрация приводит доводы о законности принятого им решения об отказе в предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка. Податель жалобы полагает, что у него отсутствуют полномочия по распоряжению данным участком, право собственности на который принадлежит субъекту Российской Федерации (Краснодарскому краю) в силу норм Закона N 137-ФЗ. Между тем, именно эти доводы администрация заявляла в судах первой и апелляционной инстанций. Данные доводы проверялись судебными инстанциями при разрешении спора и были ими отвергнуты как не основанные на законе (пункт 2 статьи 3.1, статья 3.3 Закона N 137-ФЗ) и не соответствующие фактическим обстоятельствам спора, подтверждающим, что спорный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения. Суды первой и апелляционной инстанций по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, пришли к выводу о недоказанности оснований для отнесения испрашиваемого обществом в аренду земельного участка к собственности публично-правового образования (Краснодарского края)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июля 2020 г. N Ф08-3987/20 по делу N А32-35172/2019
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3987/20
13.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1223/20
11.12.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-35172/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-35172/19